“В центре вселенского мира…”

Стихотворение А. Т. Твардовского “Полночь в мое городское окно…” на уроке литературы в 11-м классе

Александр Трифонович Твардовский – один из самых ярких и значительных поэтов XX века. Опубликованные в последнее время дневники и рабочие тетради Твардовского (журналы “Знамя”, № 7-9, 1989; № 6, 2000; “Дружба народов”, № 6, 2000) дают представление о нем как о масштабной личности, философски осмысливающей эпоху, человека и его бытие.

Школьная программа представляет Твардовского в основном как летописца эпохи, между тем творческие возможности поэта этим не исчерпываются. Лирика 60-х годов свидетельствует о напряженной внутренней работе, стремлении поэта к истине (“В чем хочешь человечество вини…”, “К обидам горьким собственной персоны…”, “Посаженные дедом деревца…”, “Изведав жар такой работы…”, “День прошел, и в неполном покое…”).

Предлагаю на уроке литературы в 11-м классе внимательно прочитать, обдумать и обсудить стихотворение “Полночь в мое городское окно…”.

Вопросы для обсуждения

Как разрешена в стихотворении Твардовского проблема времени и пространства? Как поэт показал изменения во взглядах человека? Почему, на ваш взгляд, возможны эти изменения? Почему возня названа “злой, муравьиной”? Почему именно звезды стали точкой отсчета в жизни поэта?

В небольшом по объему стихотворении рассказано, по сути, о целой человеческой жизни. Детство-юность-зрелость – вот этапы пройденного пути. Связующим звеном между этими вехами являются размышления поэта о вечном – Вселенной, необъятном мире, в котором мы живем. Своеобразной точкой отсчета для него стало звездное небо. Звездное небо не давало покоя поэту в детстве:

Мне еще в детстве, бывало, в ночном,
Где-нибудь в дедовском поле
Скопища эти холодным огнем
Точно бы в темя кололи.

Ощущения человека, наблюдающего за звездным небом, всматривающегося в глубину ночи, обрели законченность, цельность в юности:

Сладкой бессонницей юность мою
Звездное небо томило:
Где бы я ни был, казалось, стою
В центре вселенского мира.

Это уже новое чувство – осознание личностью своей значимости, нужности в этом мире. Человек – частица, хотя и малая, целой Вселенной.

Наконец, пора зрелости меняет мировоззрение. Уже нет той романтической увлеченности, ушли в прошлое иллюзии. Прежняя Вселенная, казавшаяся беспредельной, превратилась в “маленькую планету”, существование которой всецело зависит от человечества, затеявшего “муравьиную злую возню”.

Пространство стихотворения бесконечно – от далекого космоса до дедовского поля. Оно распахнуто по вертикали, и в центре его – человек. Это он объединяет две удаленные друг от друга точки.

Звезды в поэзии всегда символизировали романтические устремления лирических героев, желание постигнуть непостижимое. В стихотворении Твардовского они объединяют прошлое и настоящее, не позволяют порваться связи времен. Звезды у Твардовского названы “ночными дарами”, “дальними светами” космоса, мирами. Они то горят “холодным огнем”, то томят “сладкой бессонницей”. Они входят и в “городское окно”, и светят тем, кто находится в ночном на деревенском поле. В зрелости они уже не пробуждают романтических желаний, для лирического героя гораздо важнее то, что происходит здесь, рядом, в этой неугомонной жизни:

В зрелости так не тревожат меня
Космоса дальние светы,
Как муравьиная злая возня
Маленькой нашей планеты.

Зрелость – это пора, когда вместе с жизненным опытом приходит понимание кратковременности человеческого существования, осознание того, что мир хрупок и мал.

Преобладание звонких согласных звуков в строке (“муравьиная злая возня”) словно передает нарастающую опасность. Кроме того, эти определения дополняют общую картину хрупкости, непрочности мира, который может рухнуть в любую минуту.

О чем же это стихотворение? Оно не только о том, как меняются человек и его мировоззрение с возрастом, но и о смысле бытия, о недолговечности, ненадежности мира, ввязанного в войны за передел власти. Шестнадцать строк вместили очень много.

Лирика Твардовского 60-х годов лишена того оптимизма, которым проникнуты другие произведения поэта, изучаемые в школе: поэмы “Василий Теркин”, “За далью – даль”. Лирическое произведение способно запечатлеть один миг, но иногда в нем, как в капле воды, отражается весь окружающий мир. Именно поэтому стихотворение А. Т. Твардовского “Полночь в мое городское окно…” заслуживает внимания и может быть проанализировано на уроке литературы в 11-м классе.


Вы читаете: “В центре вселенского мира…”