Уроки Гринева-отца



Главным героем “Капитанской дочки” является Петр Гринев, все остальные персонажи, встречаясь на его пути, дают ему уроки жизни. Пожалуй, самые важные уроки молодой человек получил от своего отца – Андрея Петровича Гринева.

В системе нравственных ценностей, отраженных в повести, на первом месте стоит честь. Честь – понятие сложное. Можно сказать о чести человека вообще, о чести России, дворянской чести, чести фамилии, личной чести конкретного человека. Пословица “Береги честь смолоду”, вынесенная в эпиграф, говорит о чести во всей ее многомерности, прежде всего о той, которая достается человеку от предыдущих поколений. А. С. Пушкин был убежден, что высшие проявления чести можно понять только тогда, когда проникнешься уважением к чести семейной. Семейная честь – это общественная оценка семьи, это фамильная святыня. “По отцу и сыну честь”. Место человека в обществе определялось не только личными заслугами, но и уважением к его предкам. Цель записок Петра Андреевича Гринева – дать своим потомкам представление о чести семьи, рассказать о трудностях, с которыми удалось сохранить честь в жестокие эпохи, и призыв беречь ее в новом, XIX веке.

Представителям каждого поколения Гриневых приходилось защищать честь, потому что в семье существовала традиция не прогибаться под властью порока. Сначала пращур отца “умер на лобном


месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести”. Затем при правлении Анны Иоанновны пострадал дед Петра Гринева, оказавшийся замешанным в заговоре против Бирона. Потом и отцу пришлось защищать честь семьи. Поэтому не было случайностью, что свои записки Петр Андреевич Гринев начал с описания судьбы отца: “Отец мой, Андрей Петрович Гринев, в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17.. году. С тех пор жил он в своей Симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина”.

Эти скупые сведения могут рассказать людям, знающим историю России XVIII века, как свято хранил честь фамилии Гринев-отец. Граф Бурхард Христофор Миних (1683-1767), принятый на службу еще Петром I, известный полководец и политический деятель, отличался независимым поведением. В 1741 году императрица Елизавета Петровна сослала Миниха в Сибирь, но Петр III возвратил его в столицу. В 1762 году гвардейцы под руководством Екатерины, жены Петра III, совершили переворот и убили царя. Граф, не желая служить незаконной власти, ушел в отставку. Этим поступком Миних защитил свою честь. Автор не указал точной даты выхода в отставку Андрея Петровича Гринева, но, видимо, и премьер-майор поступил так же, как его начальник. С тех пор Андрей Петрович жил замкнуто, не покидая деревни в далекой Симбирской губернии, что было своеобразным протестом против бесчестия властей. Но противопоставление обществу развило в Андрее Петровиче искаженное представление о чести – гордыню, о чем свидетельствовало его диктаторское поведение. Андрей Петрович считал, что честь – это главенство над окружающими. Можно думать, что его женитьба на дочери бедного дворянина не была случайной. В “Дубровском” Андрей Гаврилович выразил мысль, которая, скорее всего, руководила и Андреем Петровичем Гриневым: “…Лучше жениться на бедной дворяночке да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабенки”.

Содержанием жизни Андрея Петровича после отставки было стремление не уронить чести фамилии. Чтобы возвысить честь семьи представителем нового ее поколения, он записал еще не родившегося сына на службу в Семеновский полк. Ежегодно Гринев-отец получал Придворный календарь, в котором печатали списки лиц, награжденных чинами и орденами. “Эта книга имела всегда сильное на него влияние: никогда не перечитывал он ее без особенного участия, и чтение это производило в нем всегда удивительное волнение желчи”. Андрей Петрович ревниво относился к успехам бывших сослуживцев, по его мнению, нарушивших законы дворянской чести, но получавших милости от императрицы. Автор описал один из эпизодов: “…Батюшка читал Придворный календарь, изредка пожимая плечами и повторяя вполголоса: “Генерал-поручик!.. Он у меня в роте был сержантом!.. Обоих российских орденов кавалер!.. А давно ли мы…”” Отставной премьер-майор был убежден, что чины и награды этими людьми были получены нечестно. Гринев противопоставил себя эпохе, когда у власти были недостойные люди. Он хотел быть от них как можно дальше, чтобы сохранить чистую совесть. Поэтому он защищал старое время, а самого его можно отнести к “старинным людям”. А. С. Пушкин постоянно противопоставлял “век нынешний и век минувший”. Судьба Андрея Петровича характеризует положение многих столбовых дворян в XVIII веке.

“В то время воспитывались мы не по-нонешнему”. С этой фразы начинается рассказ о воспитании Петруши, которым руководил его отец. Оно отличалось крайним либерализмом. “Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками”. Дядькой назначили стремянного Савельича. Но под влиянием моды был выписан в качестве учителя и француз Бопре. Отец не следил за успехами в учении, полагая, что главным является не образование, а воспитание. Стоило Бопре показать свою нравственную распущенность, как Андрей Петрович с позором изгнал его из имения.

Когда Петру пошел семнадцатый год, отец решил, что наступило время отправить сына на военную службу. Вместо столицы был избран Оренбург. То, что генерал Р. служил именно в Оренбурге, не было случайностью, так как этот город и его окрестные поселения при Екатерине II были традиционным местом ссылки неугодных императрице и в чем-либо провинившихся людей. Прототипом генерала являлся генерал-поручик Иван Андреевич Рейнсдорп, отправленный Екатериной II в 1863 году в далекий Оренбург и прослуживший в этом городе почти двадцать лет, до самой смерти.

Центральное место занимает наказ Андрея Петровича Гринева сыну при расставании. В нескольких по-суворовски чеканных фразах Гринев сформулировал кодекс чести служащего дворянина: “Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду”. В этих словах Гринева-отца выражена система его жизненных приоритетов, представление о месте и роли человека в обществе. Долг дворянина – служить Богу, Родине, императрице, начальству, заботиться о семье, чести, чистой совести. Служба, как и в церкви, приобщает к высшим ценностям. С точки зрения Гринева-отца, присяга – святое, чем нельзя поступиться. Присягу Андрей Петрович Гринев принимал перед императором Петром III и остался верен ему до конца. Но его сын Петр будет принимать присягу уже перед императрицей Екатериной II и тоже должен будет служить ей до конца. В армии начальники имеют абсолютную власть над подчиненными. Гринев-отец предупредил сына: не следует обожествлять начальников, их нужно только слушаться, потому что дворянин не имеет права превращаться в холопа. Службу нельзя превращать в средство для карьерного роста и обогащения, она должна быть выше чьих-либо личных, корыстных интересов.

Андрей Петрович Гринев предстал перед мысленным взором Петра в вещем сне. Сон приснился в тот момент, когда Петр был в дороге. Дорога – символ жизненного пути человека, общества, страны, человечества. “Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни. Читатель извинит меня: ибо, вероятно, знает по опыту, как сродно человеку предаваться суеверию, несмотря на всевозможное презрение к предрассудкам”.

Момент для сна выбран не случайно. Петруша, покинув отчий Дом, предался греху. Он напился, проиграл много денег, незаслуженно обидел Савельича, не захотел считаться с мнением бывалых людей и легкомысленно поехал в Оренбург, несмотря на приближающийся буран, и чуть сам не погиб и не погубил своих спутников. Буран в степи – это символ разгула страстей в душе Петра. В этой буре Петр потерял жизненные ориентиры: “Мне казалось, буран еще свирепствовал и мы еще блуждали по снежной пустыне…” Во время метели вдруг обозначился некий Вожатый, которому Петр доверил свою судьбу. Природа этого Вожатого двойственна – это и “волк”, и “человек”. Мужик с черной бородой словно вышел из самого бурана, олицетворяющего торжество “темных” сил – бесов, которые овладели душой человека.

При столкновении с темными силами Петра Гринева спасает возвращение в отчий дом, к своему отцу: “Вдруг увидел я ворота и въехал на барский двор нашей усадьбы”. Образ отца в этом эпизоде обретает многие смыслы. Во-первых, это Бог, который вершит Божий суд над грешниками; во-вторых, батюшкой простые люди называли царя, а в контексте произведения это будет верховная власть, которая будет судить Петра за сношения с Пугачевым; в-третьих, это Андрей Петрович Гринев, родной отец Петра, который готов будет проклясть сына за измену. “Первою мыслию моею было опасение, чтоб батюшка не прогневался на меня за невольное возвращение под кровлю родительскую и не почел бы его умышленным ослушанием”. В-четвертых, во сне роль отца принял на себя мужик с черной бородой; впоследствии выяснилось, что это был Пугачев. Таким образом Андрей Петрович Гринев оказался связанным с Пугачевым.

Во сне Петр видит мать, которая предрекает возможную вечную разлуку Петра с отцом, а вместе с ним – разлуку с теми праведными началами жизни, которые олицетворял отец. Петруша готов принять отцовское благословение. В православной России обряд благословения имел сакральный смысл: тот, кого благословляли, приобщался к миру того, кто благословлял. В идеале это прощение грехов, обретение Божественной благодати.

Но драматизм ситуации состоит в том, что на месте Андрея Петровича оказался ряженый, оборотень, самозванец. Нечто дьявольское есть в мужике, представшем в образе Андрея Петровича Гринева и стремящегося приобщить Петра к темному миру: “Что ж?.. Вместо отца моего, вижу, в постели лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: “Что это значит? Это не батюшка. И с какой мне стати просить благословения у мужика?” – “Все равно, Петруша, – отвечала мне матушка, – это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, пусть он тебя благословит…” Я не соглашался”. Дьявол, чтобы обмануть людей, всегда рядится в “белые одежды”, но мысль об истинном отце спасла Петра Гринева, позволила ему сделать правильный выбор между Добром и Злом.

“Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать… и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: “Не бойсь, подойди под мое благословение…” Ужас и недоумение овладели мною…” Интересно, что в этом сне Пугачев совершает убийства в доме Гринева. Дом отца обрел обобщенный смысл: тот дом был Россией, которую Пугачев хотел залить кровью. Этот сон предсказал то, что случится с главным героем.

Эпизод с вещим сном заставляет по-новому рассмотреть и наказ Андрея Петровича сыну. В записках читаем: “Родители мои благословили меня”. Следовательно, перед отъездом Петр уже получил благословение, а мужик с черной бородой хотел, чтобы Петр совершил предательство по отношению к родителям. Если мужик – воплощение Дьявола, то Андрей Петрович Гринев в эпизоде расставания – воплощение Бога. Наказ Петру – это наказ самого Бога, но переданный устами Гринева-отца.

Очень важным для характеристики Андрея Петровича является его ответное письмо по поводу женитьбы Петра на Маше Мироновой. В очередной раз речь шла о благословении. Отец отказался благословить молодых людей на брак, потому что Петр, с точки зрения отца, не достоин быть офицером. Страсти вновь овладели Петром, и он оказался в стане Дьявола. Отец сурово судит своего сына. Так начинается в произведении тема суда: сначала суд отца, затем суд Пугачева и военно-полевой суд, суд императрицы и Божий суд: “…Не только моего благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен, но еще и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин; ибо ты доказал, что шпагу носить еще не достоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуелей с такими же сорванцами, каков ты сам. Немедленно буду писать к Андрею Карловичу, прося его перевести тебя из Белогорской крепости куда-нибудь подальше, где бы дурь у тебя прошла. Что из тебя будет? Молю Бога, чтоб ты исправился, хоть и не смею надеяться на Его великую милость”. Исправление Петра отец связывал с Божьей милостью.

Письма Гринева-отца Петруше и Савельичу показали, что он был горяч, бескомпромиссен и сам часто находился во власти страстей. В ответном письме Савельич укорил барина во вспыльчивости и посмел учить его, потому что истина важнее барского гнева и обиды холопа.

Рассуждая о взаимоотношениях отца и сына, важно помнить, что Петр решил отправить освобожденную из плена у Швабрина Марью Ивановну именно к отцу, потому что знал его высокие моральные принципы и был убежден, что тот почтет за честь принять дочь погибшего офицера. Дом отца, с точки зрения Петра, был лучшим для нее местом. “Марья Ивановна была принята моими родителями с тем искренним радушием, которое отличало людей старого века. Они видели благодать Божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту”. Иван Кузмич и Василиса Егоровна Мироновы почитали Петра за родного сына, а Андрей Петрович и Авдотья Васильевна Гриневы приняли Машу как родную дочь. Так Андрей Петрович оказался духовно связанным с капитаном Мироновым.

В старые свои годы Андрей Петрович Гринев, как ему казалось, обрел душевный покой. Но неожиданный удар едва не убил его: надежда семьи, его сын Петр Гринев был арестован за связь с Пугачевым. Суд приговорил Петра к смертной казни, но императрица “из уважения к заслугам и преклонным летам отца, решилась помиловать преступного сына…” Андрей Петрович “лишился обыкновенной своей твердости, и горесть его (обыкновенно немая) изливалась в горьких жалобах. “Как! – повторял он, выходя из себя. – Сын мой участвовал в замыслах Пугачева! Боже праведный, до чего я дожил! …Дворянину изменить своей присяге, соединиться с разбойниками, с убийцами, с беглыми холопьями!.. Стыд и срам нашему роду!..”” Приговор, следовательно, был вынесен не только Петру, но и его отцу.

В “Капитанской дочке” А. С. Пушкин показал, что людям свойственно ошибаться. Ошибочным был и приговор суда. Марья Миронова решила поехать в Петербург “искать покровительства и помощи у сильных людей”, чтобы спасти Петра. Андрей Петрович воспринял отъезд Марьи как окончательное крушение его жизни: “Мы твоему счастию помехи сделать не хотим. Дай Бог тебе в женихи доброго человека, не ошельмованного изменника”. Но Маша, встретившись с императрицей, спасла честное имя не только Петра, но и его отца. Она спасла и честь семьи, в которую должна была быть принята после замужества. Екатерина II собственноручно написала письмо к Андрею Петровичу Гриневу о прекращении дела в отношении его сына. Это письмо “за стеклом и в рамке” хранилось у потомков Андрея Петровича как символ чести этого человека и всего рода. Так произошло и примирение между гордым Андреем Петровичем Гриневым и новой властью.




1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...
Вы читаете: Уроки Гринева-отца