Урок русского языка в 8 классе по теме: “Предложения с обращениями. Роль обращений в речи”



Тема. Предложения с обращениями. Роль обращений в речи.

Цели:

Образовательные:

– обобщить и систематизировать сведения об обращении;

– расширить и закрепить пунктуационные и речевые навыки;

– познакомить учащихся со способами выражения обращения, его стилистическими особенностями и функциями в речи;

– учить употреблять обращения с учетом речевой ситуации;

– проанализировать выразительные возможности обращения;

Развивающие:

развивать творческое мышление и познавательный интерес к предмету; продолжить развитие учебно – интеллектуальных умений (выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи); продолжить развитие учебно – познавательных умений (составлять различные тексты по развитию речи); развивать речь учащихся (обогащать


словарный запас; усиливать коммуникативные свойства речи (экспрессивность, выразительность) через умение выразительно, с соблюдением звательной интонации читать предложения с обращениями); продолжить развитие учебно-организационных умений (организовывать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ деятельности); развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

Воспитательные:

способствовать воспитанию культуры общения, этики общения; прдолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование интернет-ресурсов и создание ситуации успеха; совершенствовать речевой етикет учащихся; воспитывать иптерес к литературе, самостоятельность и умение применять знания.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап.

Учитель. Здравствуйте, дорогие Дети! Улыбнитесь, ребята, друг другу! Пусть улыбка и хороше настроение станут символами сегодняшнего урока. (Иллюстрации с символами урока вывешиваются на доске). Надеюсь, что мы все вместе сможем создать ситуацию успеха на сегодняшнем уроке и достичь поставленнях целей.

ІІ. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Во все времена на страницах газет и журналов педагоги, писатели и философы дискутировали о культуре общения. О серьезности этой темы свидетельствует то, что мы не всегда умеем правильно обращаться к людям. Употребление обращений связано с общей культурой человека. И сейчас использование обращений является актуальной проблемой, так как люди затрудняются в выборе вежливых форм обращения при общении друг с другом и с незнакомыми людьми.

И сегодня на уроке мы с вами будем учиться использовать обращения, соответствующие ситуации общения, обобщим и систематизируем знания об обращении, проанализируем выразительные возможности обращения.

ІІІ. Работа над темой урока

1этап. Актуализация субьективного опыта

Учитель Вспомним, что мы уже изучали об обращении.

А) Закончи предложение

Обращение – это слово (или словосочетание), называющее того,_________.

В устной речи обращение выделяется_________________________________,

А в письменной ___________________________________________.

Обращение может быть по составу __________________________________.

Обращение не является_____________________________________________.

Слова ты и вы ____________________________________________________.

Если обращение произносится с особым чувством, то после него на письме ставится________________________________________________________.

Б) Цифровой диктант.

Если “да”, то ставим цифру 1, если “нет” – 0.

(Учитель диктует вопросы, дети ставят цифры. Можно текст диктанта распечатать на каждого.)

1) обращение может состоять из нескольких слов (да – 1)

2) обращение всегда выражается именем собственным (нет – 0)

3) обращение может быть выражено именем прилагательным (да – 1)

4) обращение на письме выделяется только запятыми (нет – 0)

5) обращение может находиться в конце предложения (да – 1)

6) обращения употребляются только в разговорном стиле речи (нет – 0)

7) обращение всегда употребляется в форме именительного падежа (да – 1)

8) обращение в предложении является подлежащим (нет – 0)

─ Проверим получившиеся ответы. (Учитель вывешивает на доску лист с ответом 1 01 01 01 0 ). У кого в какой цифре ошибки? (Учащиеся разбирают ошибки.)

Один ученик работает у доски, разгадывая кроссворд.

Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанню инаписанию, но разные по лексическому значению.(Омонимы) Один из второстепенных членов предложения. (Обстоятельство) Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания. (Фразеология) Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значеним. (Антонимы) Один из главных членов предложения. (Подлежащее) Несколько предложений, связанных грамматически и по смыслу. (Текст) Раздел науки о языке, в котором изучаются строение и значение словосочетаний и предложений. (Синтаксис) Слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся друг от друга оттенками лексического значения. (Синонимы) Словарный состав язика. (Лексика)

Ключевое слово – обращение.

ІІ этап.

1. Практическая работа по карточкам.

Карточка №1.

Задание. Определить, подлежащим или обращением являются выделенные слова, расставьте знаки препинания.

С чего начинается Родина?

Я вернусь к тебе родина.

2. Платком взмахнула у ворот моя любимая.

Поклон-привет тебе он шлет моя любимая.

Карточка №2

Переделайте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями. Запишите предложения с обращениями, расставляя знаки препинания.

Фермеры готовятся к посеву нового урожая. 2. Старшие ребята помогают малышам в организации досуга. 3. Футболисты начали игру. 4. Книголюбы подготовили интересный вечер.

Карточка №3

Превратите нераспространенные предложения в распространенные.

Друзья! Как радостно вас видеть снова.

Руки, сколько вы сделали полезных дел!

Карточка №4

Выберите в таблице обращения, соответствующие ситуации общения.

Ситуация общения

Обращение

Обращение к кому-либо из родных. Обращение к знакомому взрослому человеку. Обращение к сверстнику. Обращение к маленькому ребенку.

Вера Ивановна, уважаемый Виталий Семенович, мамочка, дедушка, дорогая Анна Сергеевна, Света, Танюша, детка, Санечка, бабуля, тетя Оля, Сергей, мой маленький, многоуважаемая Зинаида Александрова, друзья мои.

2. Работа с текстом.

Сообщение заданий. Инструктаж.

Учитель. Для того, чтобы обобщить и систематизировать знания по теме ” Обращение”, мы проведем исследовательскую работу.

Задание №1. Внимательно прочитайте текст, используя пометки, обсудите в парах, выделите главное, составьте вопросы к тексту.

“v” – знаю, знакомая информация; “+” новая информация; “-” – думаю иначе; “?” хочу узнать (непонятно)

Задание №2. После прочтения текста вам предстоит взять и дать интервью по теме текста.

Чтение текста

Текст

Обращение испокон веков выполняло несколько функций. Главная из них – привлечь внимание собеседника. Это – вокативная функция.

Поскольку в качестве обращений используются как собственные имена (Анна Сергеевна, Алексей, Саша), так и названия людей по степени родства (отец, дядя, дедушка), по положению в обществе, по Профессии, должности (президент, генерал, министр, директор, бухгалтер); по возрасту и полу (старик, мальчик, девочка), обращение, помимо вокативной функции, указывает на соответствующий признак.

Возникает проблема: как обратиться к незнакомому человеку? Вопрос начинают обсуждать на страницах печати, в передачах радио и телевидению. Высказывают свое мнение филологи, писатели, общественные деятели. Предлагают возродить обращение сударь, сударыня, господин, госпожа.

С точки зрения литературного языка совершенно недоступно использование личных местоимений в роли обращений: Ты! Поворачивайся! или Эй, вы! Расселись тут!

Не могут быть обращениями междометия (эй, але и т. п.)

Не следует обращаться на “ты” к подчиненным.

Обращения типа “имя-отчество + ты”, с которым нередко старшие по возрасту или по положению люди обращаются к своим подчиненным или младшим по возрасту, не отвечает требованиям этикета.

К незнакомому человеку можно обратиться со словами гражданин, господин, молодой человек, сударыня, девушка. В нашей стране нет стандартного обращения, выбор его зависит от человека, но иногда используются безличные формы обращения: извините; вы не подскажете; скажите, пожалуйста и т. п.

Большую роль в процессе общения играет способ обращения к собеседнику. Оно может быть официальным (гражданин, товарищ, по фамилии, имени, отчеству), доверительным (уважаемый коллега, друзья), шуточным (прозвище человека), интимным (дорогой Сережа, милая Наташа). Все зависит от того, в каких отношениях с данным человеком вы находитесь и при каких обстоятельствах вы встретились.

3) Интервью

Задание. Представьте, что вы – корреспондент газеты “Человек и его речь”. Вам нужно по теме текста, который вы сейчас изучили, взять интервью у специалиста НИИ по речевому этикету. Помните, что успех интервью зависит от интересных и актуальных вопросов. (Один ученик выполняет роль старшего научного сотрудника, занимающегося вопросами речевого этикета. Второй ученик в роли корреспондента.)

Примерные вопросы – ответы

Какова главная функция обращения? (Вокативная функция – привлечь внимание собеседника) Помимо вокативной функции, на какие признаки может указывать обращение?(На степень родства (отец, дедушка), на положение в обществе, на профессии, должности (директор, учитель, доктор), на возраст и пол ( мальчик, де вушка, старик).) Сейчас на страницах печати, по радио, на телевидении обсуждается вопрос: как обратиться к незнакомому человеку? Что предлагают специалисты?( Филологи, писатели, общественные деятели предлагают возродить обращение “сударь”, “сударыня”, ” господин”, “госпожа”) Приемлема ли форма обращения “мужчина”, “женщина”, “де дуля”, “бабуля”? (Нет, желательна безличная форма “Будьте добры”, “Извините”, “Скажите, пожалуйста”) С точки зрения литературного языка допустимо ли использование личных местоимений и междометий в роли обращения? (Совершенно недопустимо.) Допустима ли форма обращения на ты к подчиненному?(Нет)

3. Презентация результатов работы “группы исследователей”

Учитель. Группа исследователей речевого этикета провела эксперемент-исследование. Расскажите о достигнутых результатах.

1-й ученик. В течение недели мы прислушивались и записывали, какие обращения использовали люди, обращаясь друг к другу, незнакомые люди в магазине, на улице, в транспорте, и других общественных местах.

2-й ученик. По результатам зксперемента мы подготовили таблицу “Обращения к незнакомым людям”. Посмотрите на таблицу. Какое изобилие обращений к незнакомым! Многие из этих обращенний ограничены или возрастом говорящих и слушающих, или полом и социальным положением говорящих, или сферой употребления. Общих нейтральних обращений, особенно к людям среднего и пожилого возраста, фактически нет.

Задание. Запишите те обращения, которые понравились вам, которых не хватает в вашем лексиконе.

Обращение к незнакомым людям

ОН

ОНИ

ОНА

Молодой человек!

Парень! Парнишка! – со стороны мужчин, фамильярное.

Товарищ!

Товарищ + профессия.

Гражданин! – официальное, чаще со стороны милиции.

Дядя! Дедушка! – чаще дети. Сын! Сынок! – со стороны пожилых людей. Отец! Дед! – мужское, грубоватое (к пожилым людям). Друг! Приятель! Брат! Братец! Братишка! Земляк! – мужское, фамильярное. Шеф! – мужское, чаще к человеку, у которого будут что – то просить, фамильярное. Старик! Старина! – жаргонное, молодежное, к молодым. Голубчик! Дорогой! Родной! Милок! – чаще со стороны простых пожилых людей. Мужчина! – просторечное.

Ребята! Дети! Молодые люди! Граждане! Коллеги! – среди интеллигенции. Братцы! Мужики! – мужское, фамильярное

Всегда, везде, ко всем:

Простите… Извините… Скажите, пожалуй ста… Будьте добры… Будьте любезны…

Девочка! Девушка! Товарищ! – редкое.

Товарищ + профессия.

Гражданин! – официальное, чаще со стороны милиции.

Тетя! Бабушка! – детское. Землячка! Сестра! Сестричка! – чаще со стороны мужчин, фамильярное. Мать! – мужское, грубоватое, к пожилым. Простым женщинам Голубушка! Дорогая! Родная! Милая! Миленькая! – ласковое, чаще со стороны пожилых людей. Уважаемая! Мадам! Дама! – в речи представите лей старшого поколения интеллигенции. Дама! – в парикмахерских салонах. Женщина! – просторечное.

Фамильярный – неуместно развязный, слишком непринужденный.

ІІІ этап. Стадия размышления

1.Жизнь обращений сегодня.

В речевом этикете обращению уделяется большое внимание. Неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть. Помните об этом, обращаясь к другим.

Во всех западоевропейских странах при общении лучше называть по их титулу, званию, должности, например: ” Господин министр…”,и “Господин секретарь…” и т. п.

В Германии принято говорить “господин доктор” и называть фамилию, в Австрии и Швейцарии достаточно произнести “господин доктор”

Во Франции не принято обращаться к собеседнику по имени. Обычно говорят “мсье” – мужчинам и “мадам” – женщинам.

Общепринятой, всеми признанной системы обращений в русском языке нет. Часто используется безличная форма обращения, например: “Простите, этот сыр свежий?”, “Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Льва Толстого?”, “Извините, который час?” – и т. д.

К литературно-нормированной речи относятся только обращения “молодой человек” и “девушка”. Остальные имеют явный оттенок просторечия и в общении культурных людей использоваться не должны.

Использование местоимения “Вы” при общении с малознакомыми людьми свидетельствует прежде всего о вашей собственной культуре и подчеркивает вежливое отношение клицу, с которым вы беседуете. Впервые обращаться со своими подданными на “Вы” в России стал Петр І.

В русском речевом этикете есть одна особенность, не встречающаяся в других языках: обращение по имени и отчеству. Старайтесь, обращаясь к человеку, чаще называть его по имени. Американский психолог Дейл Карнеги считает, что “для человека звук его имени является самым сладким и самым важным звуком человеческой речи”

2. Творческое задание (по выбору учащегося)

– написать синквейн об обращении;

– решение задачи – человека зовут Николай Николаевич Васильев. Ему 40 лет. Работает инженером. Как его называют жена, родители, друзья, дети, племянники, сослуживцы, начальник, сосед по квартире, милиционер, врач и т. д.

Упражнение “Синквейн”

Схема синквейна

1-я строка – состоит из одного слова (имя существительное).

2-я строка – представлено описание, состоящее из двух слов – прилагательных.

3-я строка – определяет определенные действия и состоит из трех слов – глаголов.

4-я строка – формулируется фраза, которая состоит из четырех слов и показывает отношение автора к теме.

5-я строка – состоит из одного слова – синонима к теме, в котором отражена суть или сформулирован вывод.

Обращение

Интересное, удивительное

Привлекло, позвало, побудило

Оживило наше приятное общение!

Открытие!

І V. Подведение итогов урока. Рефлексия

Какие правила общения вы для себя запомили, открыли?

Заключительная беседа.

Достигли ли мы поставленнях целей? Что понравилось на уроке? За что ты можешь себя похвалить

4. За что ты можешь похвалить одноклассников?

5. Чему вы научились на занятии?

6. Какие задания вам понравились больше всего?

Прием рефлексии “Оцени себя на уроке”

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок Я на уроке Итог

1. интересно 1. работал 1. понял материал

2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал

3.безразлично 3.помогал другим 3. не понял

V. Домашнее задание

Дифференцированное задание

1 группа. Написать небольшое сочинение или статью в газету “Как мы обращаемся друг к другу.

2 группа. Выполнить упр. 175




1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...
Вы читаете: Урок русского языка в 8 классе по теме: “Предложения с обращениями. Роль обращений в речи”