Урок обществознания в 6 классе “Что такое Родина”

КОУ “Литковская средняя школа”

Урок обществознания в 6 классе

“Что такое Родина”

Подготовил: учитель истории и обществознания

Штейн Л. Д.

Цели.

– повторить и закрепить пройденный учебный материал;

– формировать навыки самостоятельной поисково-исследовательской работы со справочно-энциклопедической и специальной литературой;

– формировать чувство патриотизма, любви к малой Родине (на примере родного края), гордости за славное прошлое своей страны;

– способствовать формированию у учащихся гражданственности, уважительного отношения к традициям и символам Отечества.

План урока

Вопросы изучения темы.

1. Предъявление учащимся темы урока, его целей и плана работы.

2. Что значит понятие “Родина”?

3. Откуда начинается Россия?

4. Известные люди, прославившие страну и родное село

5. Символы России.

6. Славные города России.

7. Итоги урока

8. Рефлексия.

При подготовке к уроку в рамках модуля “Что изучает история” учащиеся получили опережающие задания: подобрать высказывания великих людей, стихи о Родине, подготовить мини-сочинения о символике России, городах, знаменитых людях села.

Содержание урока

1. Предъявление учащимся темы, целей урока, плана работы.

2. Что значит понятие “Родина”.

Слово учителя:

Нет на свете Родины милее,

Где других лазурней небеса,

Солнце ярче, звезды всех светлее,

Где отрадны рощи и леса

Чувство Родины… Такое знакомое и все-таки до конца не осознанное. У каждого из нас оно свое – глубокое, тайное, неслышное. Им сердце дышит. Оно как воздух, которого не видно и без которого жить нельзя. Наша Родина – Россия. Что мы вкладываем в понятие “Родина”.

Ответы учащихся о том, что значит Родина для каждого из них.

Сообщение Пуца Алексея о своем дедушке Пуце Герберте Августовиче.

3. Откуда начинается Россия?

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос, говорят пословицы о Родине, стихи.

Учитель читает стихотворение

Откуда начинается Россия?

Откуда начинается Россия?

С Курил, с Камчатки или с Командор?

О чем грустят глаза ее простые

Над камышами всех ее озер?

Россия начинается с пристрастья к труду,

К ученью, к правде, к доброте.

Вот в чем ее звезда, она прекрасна,

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела ее большие,

Ее неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней,

Россия не с гор берет начало,

А с Тебя!

Учитель обобщает ответы, вместе с учащимися делает вывод: Родина – это прежде всего люди, союз людей. И если кто-то совершает плохой поступок, союзу этому станет больно. Любой наш поступок отражается на всех. Родина-это мы. Взрослые и Дети.

4. Известные люди, прославившие страну и родное село.

Учащиеся рассказывают о своих бабушках и дедушках. Особенно интересным получилось выступление Фрицковской Полины, которая рассказала о своей семье. Составила при помощи родителей родословное древо своей семьи. Рассказала о занятиях и профессиях своей семьи. В итоге Полина показала подготовленную презентацию, в которую входили фотографии предков и членов семьи.

Попп Анжела рассказала о известном человеке, который по ее мнению является лицом эпохи – Ю. Гагарине. Также ребятами было много сказано о героях Великой Отечественной войны, о разных по национальности.

5. Символы России.

Слово учителя. Наша Родина-это Россия, сильное и могучее государство с богатой историей и собственной символикой. Велика Россия, велики ее люди! Но нет величия народа без уважения к своим святыням, символам страны.

Обращается внимание учащихся на изображение герба, флага, текста гимна России.

Работа в группах: Кроссворд “Символы государства”.

Учитель контролирует работу учащихся в группах, при необходимости оказывает помощь.

6. Славные города России.

Слово “город” произошло от глагола “городить”. Раньше в русском языке слово “город” означало ограду, стену, а не само поселение. В IX-X вв. в Древней Руси было 25 городов, XI в. – 89, в XII в.- 224. В XIV в. насчитывалось 300 городов. В конце XIX в. (по первой российской переписи населения) – 430 городов. В 1996 г. в России числилось 1089 городов.

Обращается внимание учащихся на фотовыставку “Славные города России” – города, входящие в “Золотое кольцо”, “Серебряное кольцо” России; города-герои.

Слово учителя: Первые города на Руси появились более тысячи лет назад. В Северной Европе Русь называли Гардарикой – страной городов.

Каждый город приобретал свой особый облик, славился своими мастерами и неповторимыми творениями их рук. Исторические русские города многообразны и уникальны.

Города, входящие в “Золотое кольцо” России

Золотое кольцо России – Всемирно известный туристический маршрут. Города Золотого кольца – памятники древнерусского зодчества, известные своими древними величественными соборами, ансамблями монастырей, исторической застройкой. К городам маршрута Золотое кольцо России относятся: Александров, Боголюбово, Владимир, Гороховец, Гусь-Хрустальный, Иваново, Кинешма, Кострома, Муром, село Палех, Переславль-Залесский, Плес, Ростов Великий, Рыбинск, Сергиев Посад, Суздаль, Углич, Холуй, Шуя, Юрьевец, Юрьев-Польский, Ярославль.

Города “Серебряного кольца” России

Серебряное кольцо России – Так называют древние города-крепости северо-запада России, которые играли важнейшую роль в обороне и освоении края. К их числу относятся: Новгород, Ладога (Старая Ладога), Орешек, Корела (Приозерск), Ивангород, Гдов, Порхов, Псков, Изборск, Псково-Печорский монастырь.

Города-герои

В России семь городов удостоены высокого звания “Город-герой” за героическую оборону, массовый героизм и мужество его защитников, проявленные в Великой Отечественной войне: Москва, Ленинград (Санкт-Петербург), Сталинград (Волгоград), Тула, Смоленск, Новороссийск, Мурманск. В СССР звание “Город-герой” было присуждено так же городам Минску, Киеву, Керчи, Одессе, Севастополю. Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 г. первыми городами-героями были названы Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса. За годы Великой Отечественной войны орденом был награжден всего один город – Ленинград, ставший 26 января 1945 г. первым городом в стране, получившим за мужество и героизм, дисциплину и стойкость, проявленные его жителями в борьбе с фашистскими захватчиками в трудных условиях вражеской блокады, орден Ленина.

7. Подведение итогов урока.

Учитель подводит итоги работы класса, определяет успешность всех и каждого ученика, ставит оценки.

Заключительное слово. Давно уже известно, давно сказано и доказано, что Россия имеет особую судьбу в истории человечества. Сегодня мы с вами повторили изученный материал, открыли новые страницы истории страны. Я искренне желаю, чтобы вы были настоящими патриотами своей Родины, воспитывали в себе активную гражданскую позицию, учились использовать полученные знания в практической деятельности, были людьми, которым можно доверить страну XXI века, доверить нашу Родину – Россию.

8. Рефлексия.

Учащиеся отвечают одним предложением. Для меня сегодня на уроке было важным…..


Вы читаете: Урок обществознания в 6 классе “Что такое Родина”