Урок-мастерская по рассказу Евгения Замятина “Дракон”

Чтение с остановками
Несколько слов о важном

Когда говорят о необходимости внедрения в школьную практику современных технологий, речь идет не только об использовании компьютеров. Современные технологии – это прежде всего новые пути “добывания” информации и работы с ней, новые взаимоотношения “учитель – ученик”, деятельностный характер обучения.

Технологии развития критического мышления (ТРКМ) вызывают сегодня большой интерес учителей. Среди приемов использования ТРКМ есть такой, как “чтение с остановками”. Главная цель урока литературы – воспитание настоящего читателя, развитие читательского вкуса, умения видеть текст и осмыслять его, и здесь важность этого приема переоценить трудно.

Возможно, использование ТРКМ – это путь к избавлению школьника от малополезного, механического чтения огромных томов. Чего стоят многие сотни страниц “Тихого Дона”! Положа руку на сердце – кто из детей – да и учителей! – внимательно прочел его полностью? Может быть, использование ТРКМ – это путь к настоящему чтению, к чтению со стремлением многое замечать, делать читательские открытия, осмыслять, путь к умению видеть мастерство писателя.

Неприятно признавать, но новые технологии на уроках сейчас часто используются… ради самих технологий. Как часто они используются на открытых уроках, явно “выламывающихся” из программы по литературе, то есть никакого отношения к ее прохождению не имеющих! При существующей перегруженности программы отдать два-три урока “под мастерскую” можно только при условии, что в школе “гости”, которым надо показать “парадный урок”.

Предлагаемая вашему вниманию мастерская по рассказу Замятина “Дракон”, рассчитанная на два учебных часа, легко вписывается в программу как 10-го, так и 11-го класса. Ее можно (и даже целесообразно) провести при обучении написанию рецензии – как практическую работу по ее подготовке. Можно дать в 11-м классе – вместо рекомендованного для анализа в учебнике под ред. В. В. Агеносова рассказа “Пещера”, трудного даже для сильных учащихся.

Рассказ “Дракон” необыкновенно ценен тем, что доносит до учащихся “воздух эпохи”, позволяет поднять важные нравственные проблемы и при малом объеме (следовательно, при минимальных временных затратах) служит прекрасным материалом для исследования писательского мастерства.

Текст рассказа вполне помещается на листе формата А4. Мы делим его на пять частей, разрезаем и предлагаем учащимся читать “по частям”, каждый раз закрепляя свою рефлексию путем записей в таблице и прогнозируя дальнейшее содержание рассказа.

Уроки по “Дракону” проведены в лагере “Зеркальный” для санкт-петербургских школьников – победителей олимпиады по литературе, а также для учащихся 10-го класса Международного лицея Санкт-Петербурга. Десятиклассники отметили этот урок как один из самых интересных за год.

Ход урока

Сначала на доске и в тетрадях должно появиться просто слово “Дракон”, без сообщения имени автора и названия урока. Как показал опыт, иначе невозможно добиться “чистой” рефлексии: в сознании ребят, особенно читающих, пойдет рефлексия “литературная” – вспомнится и “Дракон” Евгения Шварца, и само имя Замятина.

– Дракон… Запишите ассоциативный ряд к этому слову. При чтении подчеркивайте слова, которые записали и вы, и ваши коллеги по классу. Можно также дописывать те слова, которые вы считаете “вашими”, но которые не сразу пришли в голову.

Как обычно выглядит дракон? Каково его “цветовое решение”?

Где встречается этот образ?

Это начало урока нравится учащимся. Ассоциативный ряд выстраивается легко, цветовое восприятие слова, как правило, одинаковое (обычно зеленый и красный цвета). Важно подчеркнуть, что это существо мифическое, сказочное.

(Ряд наиболее часто встречающихся слов записывается на доске.)

– Считаете ли вы слово “Дракон” удачным для названия рассказа? Почему?

Кратко запишите ожидаемое содержание (время, место, сюжет) рассказа с таким названием.

(Записи, чтение, дополнение записей.)

Название рассказа ребята считают удачным – короткое, емкое, звучное слово, сразу привлекающее внимание. Они легко фантазируют, предвосхищая сюжет, и чем дальше их версия будет от замятинского рассказа, тем будет интереснее.

Сообщение цели и задач урока. Запись на доске и в тетради: “Евгений Замятин. “Дракон””.

Вступительное слово учителя может быть примерно таким.

…Читая, смотря фильм, следя за развитием каких-то событий, мы иногда говорим: “Этого я не ожидал!” Человек так уж устроен, что всегда стремится заглянуть вперед, предугадать дальнейшее – словом, прогнозировать. Существует такое понятие, как читательский прогноз.

Какие книги вам больше нравится читать: те, в которых вы легко угадываете, что будет с героями, или те, в которых сюжет имеет совершенно неожиданные повороты? Интересно ли “отгадывать” продолжение?

Сегодня у нас на уроке интереснейшая вещь – рассказ Евгения Замятина “Дракон”. И мы постоянно будем “отгадывать” – что же там будет дальше в рассказе?

Кроме того, мы будем читать по частям, “с остановками”. Этот рассказ только так и можно читать…

Почему? Что дает такое “неправильное” чтение? А может, как раз такое чтение – самое правильное? Об этом – в конце урока.

Чтобы закрепить наши впечатления и “ожидания”, начертим небольшую таблицу и будем заполнять ее по мере чтения.

Первую графу таблицы тоже лучше заполнять по мере чтения, чтобы урок не выглядел как жесткая “заготовка”. Названия в этой графе могут выглядеть так: “Начало рассказа: описание места действия (экспозиция)”, “Главный герой (портрет)”, “Развитие действия (диалог в трамвае)”, “Кульминация (“воробьеныш”)”, “Завершение рассказа (развязка)”.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...
Вы читаете: Урок-мастерская по рассказу Евгения Замятина “Дракон”