Урок ИЗО для 7 класса на тему “Крыло как символ в произведениях искусства”

Урок изобразительного искусства с применением компьютерных программ “2Paint a Picture” с использованием интерактивной доски Smart Board, а также приставки mimio.

Тема урока: “Крыло как символ в произведениях искусства”

Урок в 7классе. Тема рассчитана на два урока продолжительностью 40 минут ( лекция и практическое задание).

Техническое оборудование кабинета:

Компьютеры, интерактивная доска Smart Board, приставка mimio.

Учащиеся выполняют практическое задание на интерактивной доске, работая в программе “2Paint a Picture”. Программа предоставляет огромный выбор инструментов, широкую палитру, фильтры для создания визуальных эффектов. Учащиеся обучены создавать художественные композиции в этой программе. Дополнительно ученикам предоставляется возможность выполнения задания с помощью различных графических и прикладных материалов.

Цели и задачи урока:

– содействовать у учащихся интереса к изобразительному искусству;

– формирование графических умений и навыков в изображении сложной формы от общего к деталям;

– связать эстетические познания школьников с жизнью, новыми видами изобразительного искусства;

– создание атмосферы увлекательного творческого процесса и вовлечения в него учащихся.

Материалы к уроку:

Для учителя: фотографии произведений художников; компьютерная презентация.

Для школьников: любые графические материалы, гуашевые краски, акварельные краски, бумага, материалы для создания коллажей.

Ход урока:

Демонстрация презентации.

3. Создание графической композиции.

4. Поэтапная работа.

5. Самостоятельный творческий поиск.

6. Подводим итоги работы. Выставка.

7. Заключение.

Лекция.

Предлагаемая тема “Крыло как символ в произведениях искусства”. Творческое задание, которое мы выполним – это ваши художественные ассоциации, раскрытые через образ, навеянный этим символом.

Прежде всего, мы должны с вами разобраться в смысле слов, из которых состоит тема, определиться, как именно вы будете выполнять задание практической работы.

Начнем со слова символ. В переводе с древнегреческого, символ (греч. symbolon – признак, примета, пароль, эмблема). Это знак, некий художественный образ, воплощающий какую-либо идею.

История человечества оставила нам впечатляющую галерею многочисленных образов, где появляется в изображении этот яркий символ. Вся история искусства свидетельствует о разнообразной наполненности этого знака.

КРЫЛО – символ воздуха и полета. Во всех культурных традициях крылья – это, прежде всего, символ духа. Крыльями наделяется тот, кто преодолел долгий, трудный и опасный путь познания окружающего мира и, в конце концов, оказался способным освободиться, выйти за пределы земного мира. Об этом свидетельствуют аллегорические сказки, притчи и легенды, Мифы.

Как атрибут верховных богов крылья имеют солярную (солнечную) символику. Начнем с древности. Например скарабей – один из самых почитаемых символов Древнего Египта. Считалось, что маленький жук повторяет путь Солнца. Скарабей, египтянами изображался с крыльями, держащий в лапках огненный шар, становится символом нового, молодого, восходящего Солнца весны, победившего тьму и воскресшего, чтобы принести новый импульс жизни и возобновления.

Существовало древнее представление о том, что небо – это крылья сокола, священной птицы царя богов Гора, – Бог Солнца. Он олицетворял небо и свет. Изображался в виде сокола с распростертыми крыльями, летящим сквозь мировое пространство.

Крылаты были греческие и римские посланцы богов – Ника (богиня Победы), Уверенный шаг богини и гордый взмах орлиных крыльев рождают чувство радостной и торжествующей победы. Среди античных крылатых фигур, изображавшихся в эпоху Ренессанса и позднее, были Слава (с трубами), пишущая на дощечке История, Фортуна с завязанными глазами и глобусом. Поскольку время быстротечно, крылья даны Времени. Крылата и Ночь, летящая с двумя младенцами или сидящая при свете лампы. Крылатые сандалии и шапочка стали атрибутами Персея, заимствовавшего их у Меркурия. Дедал конструирует крылья, с помощью их его сын Икар стремится к солнцу.

Крыло означает не только ангела в христианстве, но и добрых духов, демонических существ, фей и призраков в более ранних культурах древнего мира. Это частичное отражение образа Птицы выражает принадлежность крыла к сфере Неба, его возвышения над человеческим миром благодаря легкости Пера.

Дьявол наделялся не легкими крылами, как у птиц, а кожистыми перепонками Летучих мышей. Чтобы отличать его крылья от крыльев ангелов, он часто изображается с крыльями бодрствующей по ночам Летучей мыши.

Символические сказочные животные также изображались с крыльями, когда нужно было выразить их легкость и близость к небу Пегас, Пега́с(др.-греч. Πήγασος) в древнегреческой мифологии – крылатый конь, любимец муз

Крылья – это духовность, мудрость, знание, освобождение, победа, сила воли, быстрота.

В разных традициях крылья являются символом духовности. Символизм крыльев тесно связан с символизмом восхождения, полета, ведь полет – это выход в неизвестное, способность взглянуть на себя и на мир сверху.

Теперь обратимся непосредственно к нашему заданию.

Вам предлагается выполнить работу. Художественные ассоциации – это образ, мысли, ощущения, воспоминания, все, что вам представляется, во время просмотра картинок, прослушивания рассказа. Что всплывает в вашем сознании, когда вы видите этот символ. Может быть, это не только один образ, а некий сюжет, продиктованный вашими ощущениями от восприятия. И, в принципе, каждый может увидеть что-то свое, это могут быть конкретные существа добрые или злые, мечтательные и поэтичные, а также это может быть некая обобщенная картина полета, свободы, легкости, (выраженная может быть даже через цветовые, беспредметные композиции).


Вы читаете: Урок ИЗО для 7 класса на тему “Крыло как символ в произведениях искусства”