Урок-исследование по рассказу Н. С. Лескова “Тупейный художник”

У нас не перевелись и не переведутся праведники. Их только не замечают, а если стать присматриваться, – они есть.
Н. С. Лесков

Бедность, смиренная и трудолюбивая, выше самодовольного богатства.
А. И. Герцен

Эпиграфы (вначале скрыты от класса).

Репродукции: Н. И. Аргунов. “Портрет П. Ковалевой-Жемчуговой”; Рафаэль. “Святая Цецилия…”.

Музыкальная запись: П. И. Чайковский. “Симфония № 6”, финал (тема нарастающего протеста).

Цели урока

Закрепление основных понятий, связанных с творчеством Н. С. Лескова (праведники и праведничество, русский национальный характер в понимании писателя, житие, сказ). Формирование умений и навыков самостоятельной исследовательской работы. Развитие творческого и ассоциативного мышления, умения анализировать и сопоставлять художественные произведения. Воспитание тактичности и чувства коллективизма (в ходе групповой работы). Воспитание нравственных качеств, эстетического вкуса учащихся.

Подготовка к уроку

Раздаются задания исследовательским группам (поисковые листы), проводятся групповые и индивидуальные консультации (важно бережно отнестись к мнениям учащихся), предлагается список литературы и книги по теме урока, имеющиеся в кабинете и библиотеке.

Класс распределяется на пять исследовательских групп. Парты (столы) расставляются так, чтобы ученики могли работать вместе. У каждой группы – таблички с условными названиями: “История создания”, “Композиция”, “Главные герои”, “Изображение крепостного права”, “Язык рассказа”.

I этап урока – организационный.

Негромко звучит музыка Чайковского.

Учитель объявляет тему урока и просит ребят записать основную мысль рассказа в форме афоризма. Каждая группа оформляет свои записи маркерами на листе и передает учителю. Учитель вешает их на магнитную доску, затем спрашивает, знакомо ли ребятам прозвучавшее произведение; если незнакомо, называет его.

Открывается левая створка доски с эпиграфами. Эпиграфы прочитываются и сопоставляются с афоризмами учащихся.

II этап – обсуждение в группах результатов исследовательской работы, выбор выступающих.

III этап – выступления старших в группах (выступающих может несколько, но время ограничено – не более 5 минут).

Поисковый лист 1-й группы

Направление исследования: история создания рассказа; время и место действия; прототипы.

“Тупейный Художник” Н. С. Лескова и “Сорока-воровка” А. И. Герцена.

Вопросы и задания

1. Прочитайте примечания к рассказу. Что известно о том, где, когда, на основе каких событий он был создан? Чему (кому) посвящается? Как понимаете смысл эпиграфа?

2. Где и когда происходит действие рассказа Любови Онисимовны?


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...
Вы читаете: Урок-исследование по рассказу Н. С. Лескова “Тупейный художник”