Тропы



Тропы – греч. tropos – оборот.
Весьма многие слова и целые обороты часто употребляются не в собственном их значении, а в переносном, т. е. не для выражения обозначаемого ими понятия, а для выражения понятия другого, имеющего какую-нибудь связь с первым. В выражениях: человек улыбается, – идет, – хмурится, все слова употреблены в собственном значении; в выражениях же: Утро улыбается, дождь идет, погода хмурится, глаголы употреблены в переносном смысле, для обозначения действий и состояний природы, а не человека. Все вообще слова и обороты, употребляемые в переносном смысле, и называются Тропами.
По различию оснований для употребления слов в несобственном смысле, тропы делятся на несколько видов: а) Метафора, б) Аллегория, в) Олицетворение, г) Метонимия, д) Синекдоха, е) Гипербола, ж) Ирония.
Метафорой


называются слова, употребляемые в переносном значении на основании сходства впечатлений от разных предметов. Напр.: звуки текущего ручейка напоминают лепет ребенка, на этом основании говорят: ручей лепечет; шум бури напоминает вой волка, поэтому говорят: буря воет. Таким путем в метафоре переносятся: а) свойства одушевленного предмета на неодушевленный (вещественный и абстрактный); напр.: лес призадумался, совесть скребет сердце, б) или свойства неодушевленного вещественного предмета переносятся на одушевленный и абстрактный. Напр.: железный человек, черствая душа.
Аллегорией называется распространенная метафора. В метафоре переносное значение ограничивается одним словом, в аллегории же оно распространяется на целую мысль и даже на ряд соединенных в одно целое мыслей. Примеры кратких аллегорий представляют пословицы: “На обухе плетью рожь молотит (скупой)”; “Слово молвит – рублем подарит (разумный)”. Более сложный вид аллегорий представляют басни и притчи. Некоторые произведения поэтов – аллегорического характера (“Пророк” Пушкина).
Олицетворение, как и аллегория, основывается на метафоре. В метафоре свойства одушевленного предмета переносятся на неодушевленный. Перенося одно за другим на неодушевленный предмет свойства предметов одушевленных, мы постепенно, так сказать, оживляем предмет. Сообщение неодушевленному предмету полного образа живого существа и называется олицетворением.
Примеры олицетворений:
А и горе, горе, гореваньице!
А и лыком горе подпоясалось,
Мочалами ноги изопутаны.
(Народная песня)
Олицетворение зимы:
Идет седая чародейка,
Косматым машет рукавом;
И снег, и мразь, и иней сыплет,
И воды претворяет в льды.
От хладного ее дыханья
Природы взор оцепенел…
(Державин)
Ведь уж осень на двор
Через прясло глядит.
Вслед за нею зима
В теплой шубе идет,
Путь снежком порошит,
Под санями хрустит…
(Кольцов)
Метонимией называется троп, в котором одно понятие заменяется другим на основании тесной связи между понятиями. Тесная связь существует, напр., между причиной и следствием, орудием и действием, автором и его произведением, владельцем и собственностью, материалом и сделанной из него вещью, содержащим и содержимым и т. д. Понятия, состоящие в подобной связи, и употребляются в речи одно вместо другого. Напр.:
– Причина вместо следствия: огонь истребил деревню
– Орудие вместо действия: какое бойкое перо!
– Автор – произведение: читаю Пушкина
– Владелец – собственность: сосед горит!
– Материал – вещь: весь шкаф занят серебром; “не то на серебре, на золоте едал”
– Содержащее – содержимое: обед из трех блюд; я две тарелки съел.
Синекдохой называется троп, в котором одно понятие заменяется другим на основании количественного отношения между понятиями. Количественное отношение существует между частью и целым, единственным и множественным числом, определенным и неопределенным, между родом и видом. В речи и употребляется:
А) часть вместо целого: семья состоит из пяти душ, “Уж постоим мы головою за родину свою”.
Б) единственное число вместо множественного и наоборот: “Отсель грозить мы будем шведу”, неприятель показался.
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана…
(Лермонтов)
“Пожарские, Минины, Дионисии, Филареты, Палицыны, Трубецкие и множество других верных сынов России… стекаются, ополчаются, гремят и Москву от бедствий, Россию от ига иноплеменных освобождают.”
( “Опыты” – Перевощикова)
В) определенное вместо неопределенного: “Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов”; по поверхности степи брызнули миллионы разных цветов.
Г) род вместо вида: “Прекрасное Светило простерло блеск свой по земле”
Антономасия – особый вид синекдохи, состоящий в замене нарицательного имени собственным: он настоящий Крез(богач), Геркулес(силач), Чичиков(прохвост) и т. п.
Гипербола и Литота. Гипербола состоит в чрезмерном, иногда до неестественности, увеличении предметов или действий, с целью сделать их более выразительными и через это усилить впечатление от них: безбрежное море; на поле битвы горы трупов. Державин следующими чертами изображает подвиги Суворова:
Вихрь полуночный – летит богатырь!
Тьма от чела его, с посвиста пыль!
Молнии от взоров бегут впереди,
Дубы грядою лежат позади.
Ступит на горы – горы трещат;
Ляжет на воды – бездны кипят;
Граду коснется – град упадает,
Башни рукою за облак кидает.
Литота – столь же чрезмерное уменьшение: это не стоит выеденного яйца; его от земли не видать (малорослого).
Какие крохотные коровки!
Есть, право, менее булавочной головки!
(Крылов)
Ирония – намеренное употребление, для выражения насмешки, слов с противоположным значением тому, что желает сказать человек. Напр.: глуповатому говорят: умница! шаловливому ребенку: скромный мальчик! В басне Крылова лиса говорит ослу: “Отколе умная бредешь ты, голова?” В “Песне про купца Калашникова” Грозный такими словами изрекает смертный приговор:
А ты сам ступай, детинушка,
На высокое место лобное,
Сложи свою буйную головушку.
Я топор велю наточить-навострить,
Палача велю одеть-нарядить,
В большой колокол прикажу звонить,
Чтобы знали все люди московские,
Что ты не оставлен моей милостью…
Сарказм – язвительная насмешка, соединенная с негодованием или презрением. У Пушкина в “Борис Годунов” Шуйский говорит о Борисе:
Какая честь для нас, для всей Руси!
Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,
Зять палача, и сам в душе палач,
Возьмет венец и бармы Мономаха!




1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...
Вы читаете: Тропы