Традиции русской классической поэзии в творчестве Иосифа Бродского

Жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав, к сожалению, трудно…

И. Бродский. “Конец прекрасной эпохи”

Поэзия гарантирует гораздо большее чувство беспредельного, чем любая вера.

И. Бродский. “Вергилий”

Смотри: экономя усилья,
под взглядом седых мастеров,
работает токарь Васильев,
работает слесарь Петров.
А в сумрачном доме напротив
директор счета ворошит,
сапожник горит на работе,
приемщик копиркой шуршит.
Орудует дворник лопатой,
и летчик гудит в высоте,
поэт, словно в чем виноватый,
слагает стихи о труде.
О, как мы работаем!
Словно одна трудовая семья.
Работает Марья Петровна,
с ней рядом работаю я.
Работают в каждом киоске,
работают в каждом окне.
Один не работает Бродский,
все больше он нравится мне.

1964

2-й ведущий. За “тунеядство” поэт получил максимальный тюремный срок – пять лет ссылки, которую отбывал в селе Норенском Архангельской области. В 1965 году в Нью-Йорке без участия поэта, находившегося в ссылке, вышла на русском языке его первая книга “Стихотворения и поэмы”. Только через полтора года под давлением выступивших в его защиту Анны Ахматовой, Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Александра Твардовского, Дмитрия Шостаковича и других Бродский возвратился в Ленинград.

1-й ведущий. Но поэта лишили права печатать свои произведения на родине. В 1970 году за океаном вышла вторая книга его стихов “Остановка в пустыне”. В 1972 году он был вынужден эмигрировать в США, где двадцать четыре года преподавал в университетах русскую поэзию XIX и XX веков, курс “Римские поэты” и особенно любимый им курс – “Сравнительная поэзия”.

2-й ведущий. В книгах стихов “Часть речи” и “Конец прекрасной эпохи” (1977) Бродский снова обращается к традициям русской литературы, в его стихах звучат многочисленные скрытые цитаты.

Чтец (читает сонет VI из цикла “20 сонетов к Марии Стюарт” ).

Я вас любил. Любовь еще (возможно,
что просто боль) сверлит мои мозги,
Все разлетелось к черту, на куски.
Я застрелиться пробовал, но сложно
с оружием. И далее, виски:
в который вдарить? Портила не дрожь, но
задумчивость. Черт! все не по-людски!
Я Вас любил так сильно, безнадежно,
как дай Вам бог другими – но не даст!
Он, будучи на многое горазд,
не сотворит – по Пармениду – дважды
сей жар в груди, ширококостный хруст,
чтоб пломбы в пасти плавились от жажды
коснуться – “бюст” зачеркиваю – уст!

1974

1-й ведущий. В 1980-1990-е годы в США появляются новые сборники Бродского: “Римские элегии” (1982), “Новые стансы к Августе” (1983), “Урания” (1987), “Примечания папоротника” (1990). В последние годы жизни он создает стихи и на русском, и на английском языках. (По выбору учителя могут прозвучать фрагменты стихо­творений, изученных на уроках основного курса: “Осенний крик ястреба”, “На смерть Жукова”, “Я входил вместо дикого зверя в клетку…”, “Письма римскому другу” и др.)

2-й ведущий. Жизнь и судьба Иосифа Бродского – яркий пример того, что человек может сам создавать себя, занимаясь самообразованием, читая книги, изучая языки и литературу. Пророчески прозвучали его слова, сказанные в Нобелевской лекции: “…Ни один уголовный кодекс не предусматривает наказаний за преступления против литературы. И среди преступлений этих наиболее тяжкими являются не цензурные ограничения и т. п., не предание книг костру. Существует преступление более тяжкое – пренебрежение книгами, их не-чтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью: если же преступление это совершает нация – она платит за это своей историей”

И вечный бой.
Покой нам только снится.
И пусть ничто
не потревожит сны.
Седая ночь,
и дремлющие птицы
качаются от синей тишины.
И вечный бой.
Атаки на рассвете.
И пули,
разучившиеся петь,
кричали нам,
что есть еще Бессмертье…
…А мы хотели просто уцелеть.

Простите нас.
Мы до конца кипели,
и мир воспринимали,
как бруствер.
Сердца рвались,
метались и храпели,
как лошади,
попав под артобстрел.

…Скажите… там…
чтоб больше не будили.
Пускай ничто
не потревожит сны.
…Что из того,
что мы не победили,
что из того,
что не вернулись мы?..

Группа 3. Сопоставьте стихотворения Бродского “Мои слова, я думаю, умрут…” и “Литературным прокурорам” Цветаевой

Мои слова, я думаю, умрут,
и время улыбнется, торжествуя,
сопроводив мой безотрадный труд
в соседнюю природу неживую.
В былом, в грядущем, в тайнах бытия,
в пространстве том, где рыщут астронавты,
в морях бескрайних – в целом мире я
не вижу для себя уж лестной правды.
Поэта долг – пытаться единить
края разрыва меж душой и телом.
Талант – игла. И только голос – нить.
И только смерть всему шитью – пределом.

1963

Итоги занятия. Особенности художественного мира Бродского – это:

Философский характер стихов, уверенность в том, что поэзия как часть культуры бессмертна, а поэтические памятники приближают смертного человека к вечности.
Соединение бытового и бытийного, философски возвышенного и приземленного, земного и небесного и использование для этого различных лексических средств: прозаизмов и возвышенной лексики (дань классической традиции, апофеоз культуры) и низкой, даже вульгарной лексики (изображения жестокой и тупой действительности).
Поэтическое воплощение бытия в жанре “большого стихотворения”, похожего на размышления в прозе.
Своеобразие поэтического синтаксиса: сложные синтаксические конструкции, инверсии, переносы и т. п.
Обилие реминисценций, ассоциаций с русской и мировой литературой.
Наличие образов и сюжетов, которые повторяются в разных стихотворениях: образы птицы, снега, иглы, звезды, библейские образы и т. д.
Внешне спокойная, сдержанная интонация в стихах драматического содержания.

Домашнее задание (по выбору). Используя ресурсы Интернета, составьте в виде компьютерной презентации


Вы читаете: Традиции русской классической поэзии в творчестве Иосифа Бродского