Технологическая карта урока “Простые и сложные предложения” 5 класс

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тип урока: урок “открытия” нового знания

Тема: “Простые и сложные предложения”

Планируемые результаты

Личностные: развивать мотивы учебной деятельности; навыки конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Метапредметные: способствовать овладению навыками принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

Предметные: формировать умение различать простые и сложные предложения, виды сложных предложений; правильно ставить знаки между частями сложного предложения; читать схемы простых и сложных предложений, составлять предложения по указанным схемам.

Основные понятия: простое предложение, сложное предложение

Межпредметные связи: литература.

Ресурсы: УМК Т. А. Ладыженской, – М., Просвещение, 2014г.; мультимедийная презентация; карточки с заданиями.

Ход урока

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1

Мотивирование к учебной деятельности

Создает эмоциональный настрой на работу. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Готовность к уроку

Умение слушать собеседника

Записывают число

Способность к мобилизации сил и энергии

2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Прочитайте текст. О ком этот текст? Что вы знаете о поэте? Составьте схемы предложений текста.

Природа щедро одарила М. Ю. Лермонтова многими талантами. Поэт прекрасно рисовал, замечательно лепил, превосходно играл на скрипке, великолепно стрелял и фехтовал. Много поколений россиян знают наизусть стихотворения “Парус”, “Смерть поэта”, “Бородино”. Жизнь поэта оборвалась трагически, но мы думаем о нем как о живом.

Читают текст. Отвечают на вопрос, что текст о Лермонтове. Рассказывают о поэте. Составляют схемы предложений с однородными членами.

Понимать прочитанное, вычленять главную информацию. Составлять схемы

Взаимодействуют с учителем

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания.

Контролируют правильность ответов обучающихся

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

3

Выявление места и причины затруднения

Задает вопрос: “Схему какого предложения текста вы не смогли составить? Почему?”

Отвечают на вопрос: “Схему последнего предложения, потому что оно сложное”

Фиксировать учебное затруднение, понимать его причину

Взаимодействуют с учителем

Выслушивают ответы одноклассников, делают выводы.

Слушать собеседника, строить высказывание

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

4

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Организует беседу, выявляющую представление учащихся о сложном предложении.

– Какие предложения называются простыми, а какие сложными?

– Запишем последнее предложение текста, выделим в нем грамматические основы. – Сколько простых предложений в составе сложного?

– Как они связаны?

Просит выдвинуть предположение о теме урока.

Предлагает сформулировать учебные задачи

Слушают вопросы учителя.

Отвечают на вопросы.

Выдвигают предположение о теме урока.

Формулируют тему урока и учебные задачи.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Составляют модели учебных действий.

Составлять модели учебных действий.

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания.

Определяют цели урока, планируют учебную деятельность.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

5

Реализация построенного проекта

1. Организует работу по изучению материала урока

2. Проводит работу по составлению алгоритма “Виды сложных предложений”.

3. Физминутка Организует обучающихся на выполнение упражнений для снятия общего и локального утомления

Работая в парах, читают материал учебника о сложных предложениях. Работа проводится с целью понимания обучающимися содержания научного текста по теме урока.

Слушают и повторяют движения за учителем.

Конструируют новый способ действия, выводят правило.

Осознанно выполнять упражнения.

Участвуют в обсуждении учебного материала, формулируют суждения.

Взаимодействуют с учителем при выполнении упражнений.

Уметь использовать речь для регуляции своего действия.

Сохраняют учебную задачу, осуществляют самоконтроль.

Выполняют прыжки на месте.

Встают на носочки и тянутся руками вверх
Показывают руками окно, крышу – смыкают руки над головой.
Указательным жестом вытягивают руки вперед.
Приседают

Способность к мобилизации сил и энергии.

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Организует работу по анализу предложений с целью формирования умений:

– расставлять знаки препинания в сложном предложении;

– соотносить схемы предложений;

– определять вид сложного предложения по способу связи.

1)И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

2)В туманной вышине запели птички, и восток озолотился.

3) Уж луна вверху сияла, и одна лишь тучка кралася за ней.

4) В то Утро был небесный свод

Так чист, что ангела полет

Прилежный взор следить бы мог.

5) По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел,

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

( М. Лермонтов)

Читают предложения, записывают, расставляют знаки препинания, соотносят предложение со схемой, объясняя свой выбор.

Уметь осуществлять анализ, сравнивать, классифицировать сложные предложения по видам, соотносить их со схемами

По вызову учителя поочередно озвучивают последовательность действий при выполнении заданий с опорой на составленный алгоритм

Класс: понимать на слух ответы обучающихся.

Отвечающие: осознанно строить речевое высказывание. Уметь использовать речь для регуляции своего действия.

В ходе работы и заслушивания ответов обучающихся осуществляют самоконтроль выполненного задания

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Осуществлять самоконтроль.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Записать текст. Найти в нем сложные предложения, подчеркнуть в них грамматические основы.

Вчера я приехал в Пятигорск нанял квартиру на краю города. Когда я открыл окно моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин. (По М. Лермонтову)

Организует самопроверку по эталону

Записывают текст, находят сложные предложения, подчеркивают в них грамматические основы.

Применять новый способ действия.

Учатся использовать речь для регуляции своих действий

Осуществляют контроль и самоконтроль соответствия эталону

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Обнаруживать отклонения от эталона.

8

Включение в систему знаний и повторение

Тест. Выбрать правильный ответ.

1.Укажите простое предложение

А) Ашик – Кериб сел на коня взял с собою суму с золотыми монетами и поскакал.

Б) Везде исполнял купец поручение Магуль – Мегери но никто не признался хозяином золотому блюду.

В) И он ударил по медным струнам и струны заговорили.

2. Укажите сложные предложения.

А) Солнце закатилось и ночь последовала за днем без промежутка.

Б) Хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосклоне и одна за другою гасли.

В) Кой-где из-под снега выглядывали кустарники но ни один сухой листок не шевелился.

Выполняют тест

Отрабатывают операции учебных действий.

Строят рассуждения на заданную тему.

Учатся использовать речь для регуляции своих действий

Самопроверка. Самооценка.

Выделять и осознавать то, что уже усвоено. Осознавать качество и уровень усвоения материала.

9

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Организует беседу по формулированию вывода по уроку: о достижении учебных задач.

Предлагает выбрать и продемонстрировать смайлик, соответствующий настроению.

Делают обобщающий вывод о видах сложных предложений, о достижении поставленных учебных задач

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Формулируют конечный результат

Строить высказывания, понятные для партнеров

Выбирают смайлик, соответствующий настроению

Выделять и осознавать то, что уже усвоено. Осознавать качество и уровень усвоения материала.


Вы читаете: Технологическая карта урока “Простые и сложные предложения” 5 класс