Тест на тему “Великий и русский язык”

Тест на тему “Великий и русский язык”

Слайд № 1.

Говорит ли современная молодежь на Великом и Могучем Русском языке в такие времена, когда социальные сети и интернет пропагандируют свой собственный сленг и жаргон, когда книги великих русских классиков пылятся на полках шкафов, когда даже в СМИ допускаются нарушения норм языка.

А действительно ли сейчас русский язык настолько велик и могуч, как о нем говорил И. С. Тургенев?

Слайд № 2.

Актуальность данной темы очевидна. Как часто в повседневной жизни, с экранов телевизоров, по радио да из уст наших политиков и общественных деятелей мы слышим нарушения норм литературного языка.

Поэтому основной целью данной работы является характеристика такого понятия как “чистота речи”, рассматривается ее значение для современного литературного языка, а также подробно анализируются разнообразные нарушения чистоты речи (просторечия, варваризмы, жаргонизмы, слова-паразиты, канцеляризмы).

Задача проекта: пропагандировать грамотную русскую речь.

Характеристика такого понятия как “чистота речи”;

Ее значение для современного литературного языка;

Анализ разнообразных нарушений чистоты речи (просторечия, варваризмы, жаргонизмы, слова-паразиты, канцеляризмы).

Для реализации данных целей мы наметили следующие этапы работы: определение понятия “чистота речи”, анализ наиболее частых нарушений речи, наблюдение за использованием в речи лексики, находящейся за пределами русского литературного языка, людей разных категорий: школьников, родителей, учителей.

Слайд № 4(дерево)

1. Слова-паразиты

Наиболее часто встречаются в речи и, безусловно, засоряют ее слова-паразиты, которые еще называют “навязчивыми словами”, словами-пустышками и т. п.

Их особенностью является то, что сами по себе они, как правило, входят в состав общеупотребительной лексики литературного языка, но если они используются в речи, не неся обычной своей смысловой нагрузки, то засоряют речь своей пустотой и бессодержательностью. Словами-паразитами являются, например: это самое, так сказать, ну это, вот, значит, примерно, типа, как бы и др. Словами-паразитами их делает употребление “не к месту” в любой части фразы, тем более их неоднократное (часто даже в пределах одного предложения) повторение.

2. Просторечия.

К русской просторечной лексике принадлежат резко сниженные слова, которые находятся за пределами литературной нормы. Среди них могут быть формы, содержащие положительную оценку называемых понятий (“работяга”, “башковитый” и др.), но гораздо больше форм, характеризующихся упрощенностью, грубоватостью и служащих обычно для выражения резких отрицательных оценок говорящего к обозначаемым понятиям, например: “обалдеть” (утомиться), “облапошить” (обмануть), “муторный” (неприятный) и др.

3 Варваризмы.

Они, на первый взгляд, выполняют прямо противоположную функцию: “кричат” об образованности автора речи и порой употребляются одинаково часто как в устной, так и письменной речи. Однако варваризмы не в меньшей степени засоряют речь, потому что представляют собой иноязычные вкрапления, употребляемые в русской речи неоправданно, часто под влиянием своеобразной моды.

При этом тревогу внушает не само употребление иностранных слов, а замена американизмами, например, русского традиционного речевого этикета. Теперь считается нормальным спросить упавшего человека: “Ты о’кей? Ты в порядке? Ты уверен?” вместо “Не ушиблись ли вы? Не нужно ли чем-то помочь?” и т. п.

4. Жаргонизмы.

Жаргон – социальная разновидность речи, используемая узким кругом носителей языка, объединенных общностью интересов, занятий, положением в обществе.

Наибольшее распространение в наше время получил молодежный жаргон. Появление многих жаргонизмов связано со стремлением молодежи ярче, эмоциональнее выразить свое отношение к предмету, явлению. Отсюда такие оценочные слова: “потрясно”, “обалденный”, “ржать”, “балдеть”, кайф” и др. Все они распространены только в устной речи и нередко отсутствуют в словарях (с чем связаны разночтения в написании некоторых жаргонизмов).

Слайд №5

Итак, для того чтобы сделать наш проект и выполнить его цель, первым делом мы обратились за помощью к учащимся 10-11 классов. Среди них был проведен небольшой опрос, всего в нем участвовало 22 человека. Результаты опроса вы можете увидеть на экране. Были заданы следующие вопросы:

Любите ли вы читать?

21 – да.

1 – нет.

Как вы думаете, нужны ли книги современной молодежи?

21 – да.

1 – нет.

Чему можно научиться, читая книги?

Они учат нас ответственности.

Тому, чему они учат.

Мы учимся понимать других.

Читая книги, развивается внутренний мир.

Расширяется кругозор.

Меняется мышление.

Можно найти выход из разных ситуаций.

Научиться добру.

Можно узнать нравственные ценности.

Научиться взаимопониманию.

Книги помогают интересно провести свободное время.

Книга – источник знаний.

Пополняется словарный запас.

Ставится речь.

Развивается воображение.

Мы получаем новый опыт, учимся на чужих ошибках.

Мы учимся ценить жизнь, видеть красоту, понимать ее.

Книги – самые лучшие советчики.

Научиться читать хорошо.

Запоминать зрительно написание слов и постановку знаков препинания.

Всем хорошим качествам.

Вывод: Анализируя полученные данные, я была приятно удивлена, что большинство сверстников все-таки читают книги, хоть только и по программе.

Слайд № 7.

Социальные сети развиваются и притягивают к себе все больше и больше людей. Самым главным способом связи является виртуальное общение. Собственно говоря, что хорошего в таком общении? Есть свои плюсы и минусы. Лидерство на себя, со своей смелостью, берут минусы. Их много, но самым главным, по мнению многих ученых, является отрицательное влияние на грамотность человека в реальной жизни. Многие общаясь с неграмотным собеседником в социальной сети, сами начинают игнорировать правила орфографии и пунктуации, прекращают борьбу с безграмотностью. Зачем надрываться, если тебя и так понимают?

Зачастую владение интернет жаргоном, сленгом и различными заимствованиями из английского языка показывают твою принадлежность к громадному сообществу Интернет-общения. Печатая слова так, как они слышатся и произносятся, меняя звонкие согласные на глухие, А на О, и наоборот, ты становишься своим.

Нельзя однозначно сказать, что явление такого “албанского” – явление отрицательное. Русский язык многогранен и наличие еще одной сленговой ветви вряд ли может пошатнуть его монументальное здание. Кроме того, данный сленг носит несколько игровой характер, что для языка где-то даже и полезно. Но. Дело в том, что и нарочитая безграмотность, и потеря и грамматической и орфографической бдительности одинаково входят в привычку. А привычка, как опасная болезнь. И теперь уже хромое правописание переселяется со страниц форумов в курсовые работы, деловые письма и официальные документы. Однако страдает не только грамотность. Потеря ее – это, как говорится полбеды. Гораздо хуже то, что человек Интернет-общения разучивается, как это не парадоксально, грамотно и стройно излагать свои мысли. Как ни странно, медвежью услугу оказали широкие сетевые возможности. Разве станет ленивый по сути человек напрягаться и описывать свое настроение, если под рукой куча смайликов, с легкостью отражающих любые эмоции.

Заключение.

Н. В. Гоголь писал: Падение языка влечет за собой Падение человека.
Таким образом, чистота речи служит показателем не только речевой и общей культуры человека, но и его вкуса, чувства языка, чувства меры.

Нарушение чистоты речи отражает ее шаблонность, приводит к обеднению речи, косноязычию, засорению нелитературными элементами.

Результаты исследования.

На втором этапе исследования мы провели наблюдения за использованием в речи лексики, находящейся за пределами русского литературного языка, людей разных возрастных и социальных категорий: школьников, учителей, родителей (примерно около 50 человек). Проанализировав различные речевые ситуации, мы пришли к выводу, что слова паразиты (это самое, так сказать, ну это, вот, значит, примерно, типа, как бы) употребляют 67%, из них 50% – школьники, особенно на уроках, когда слабо знают материал.

В речи учащихся нашей школы мы услышали неоправданное употребление иностранных слов; больше всего это употреблении слов Ок или ОКЕЙ.

Среди учащихся школы 100% исследуемых употребляет в речи жаргоны, очень часто заменяя ими общеупотребительные слова.

Результатом нашего исследования стало составление словаря слов, находящихся за пределами литературной нормы, наиболее часто употребляемых в речи.

(К слайдам с политиками). Правильность речи, ее точность, логичность, чистота, богатство и выразительность – критерии хорошей речи. Еще одним немаловажным критерием хорошей речи является уместность.

Бывает, что и образованные люди, прекрасно владеющие языком, речью, не понимают друг друга, не могут договориться, слушают, но не слышат или недостаточно тактичны или деликатны. Очень часто неуместно допускают просторечную лексику.


Вы читаете: Тест на тему “Великий и русский язык”