Талант любви

Урок по повести Нодара Думбадзе “Кукарача”

Описание событий в романах и других произведениях Нодара Думбадзе (1928-1984) не входит ни в одну из школьных программ по литературе. А жаль. Ведь книги грузинского писателя, отличающиеся особой искренностью и глубиной, юмором и высоким драматизмом, с одинаковым интересом читались и в эпоху “застоя”, и на волне “перестройки”. Они ставились на сцене театров, экранизировались (вспомнить хотя бы великолепный фильм Тенгиза Абуладзе, снятый по роману “Я, бабушка, Илико и Илларион”), по ним создавались радиоспектакли. Писатель Григорий Бакланов, размышляя о причинах такой популярности Думбадзе, отмечал: “Редким жизнелюбием полны его книги. Сколько раз читаешь, смотришь на экране, столько раз улыбаешься. Оттого, что смешно? Нет, оттого, что талантливо и чистосердечно. Это, конечно, мог написать только грузин и только о любимой им Грузии, потому это так хорошо читается и на русском, и на многих, многих языках, потому это общечеловечно”.

Без любви
Солнце не царит на небосводе
Ветер не веет, лес не трепещет
Радостно.
/> Без любви не существует
Ни красоты,
Ни бессмертия не существует
Без любви.
(Галактион Табидзе)

Повесть “Кукарача” (1980) является одним из самых пронзительных произведений Думбадзе. Дорогой ценой она досталась автору. В 1979 году Думбадзе работал в абхазской деревне Гульрипши, на Черноморском побережье, и там с ним случился уже второй инфаркт. Врачам с трудом удалось вернуть писателя к жизни, но он не прекращал работать над повестью: никак не оставлял автора его герой – участковый милиционер Георгий Тушурашвили.

При всей внешней незатейливости повесть имеет глубокий философский смысл, писатель ставит перед читателями вопросы, требующие серьезных раздумий: что позволяет человеку оставаться в памяти других людей даже после смерти? Что нужно сделать, чтобы на Земле воцарилось добро? Что такое человеческая душа?

Наш урок по повести Нодара Думбадзе “Кукарача” в 7-м классе начнем с обмена читательскими впечатлениями Спросим ребят: Интересно ли им было читать о жизни далеких сверстников из тбилисского квартала довоенного времени? Что более всего привлекло в повествовании?

Начало повести рисует вполне мирную картину: вот местные ребята таскают фрукты из чужого сада, вот устраивают “ослиные скачки” – ничто не предвещает последующих драматических событий. С любовью изображен главный герой рассказа – участковый инспектор Георгий Тушурашвили, за особый, смуглый цвет кожи прозванный Кукарачей (в то время очень популярна была песенка про “Кукарачу – черного таракана”). Он поистине народный любимец, рассказы о его подвигах, совершенных на финской войне, знает наизусть весь Тбилиси. “Участковый инспектор милиции нашего района – Кукарача был человек правдивый, чуткий, отзывчивый и потому всеми любимый. Укуси кого-нибудь блоха – он тотчас шел с жалобой к Кукараче. Дела поважнее – так те и подавно не решались без участия Кукарачи”.

Но вдруг мирную, беззаботную жизнь квартала прорезает крик: “Кукарачу убили!” Эпизод завершается фразой, похожей на окончание какой-нибудь красивой легенды о жизни и смерти народного героя: “Без единого стона, без единого слова – с улыбкой на лице, красиво умер Кукарача – лейтенант милиции Георгий Тушурашвили…” Но это не финал – это начало повествования. Используя ретроспективную композицию, Думбадзе знакомит читателей со своим героем, словно сплетая ожерелье из картинок и образов.

Обратимся к эпизоду знакомства Кукарачи и Анико. Почему женщина так враждебно встречает участкового?

Уважаемая Анна Ивановна, мать подростка Тамаза, – жена первого секретаря райкома партии, а это предполагает известное благополучие, и визит милиции в такой Дом явно нежелателен. Кроме того, Кукарача демонстрирует невоспитанность: прошел без приглашения на кухню и уселся на табуретку. Участковый, объяснив причину своего визита (“Я беру на учет всех подростков, так как мне поручено следить за их жизнью и поведением вне школы”), получает отповедь: “Чем ходить по порядочным семьям, занялись бы лучше хулиганами и ворами”.

Но уже после следующего визита милиционера Анна Ивановна меняет свое отношение к нему. Что же произошло?

Кукарача застал подростков за очередной проделкой – они “глушили” рыбу в реке с помощью зеленых орехов. И вот, вооружившись не чем-нибудь, а Уголовным кодексом, участковый вновь приходит в дом, где в прошлый раз удостоился звания “хама”. Кукарача основательно пугает Тамаза “уголовной ответственностью за умышленное уничтожение государственного имущества”. Но грозный блюститель порядка оказывается в душе мальчишкой, который засмотрелся, увлекся процессом, – значит, и по его вине погибли мальки: “Я виновен не меньше вашего сына. Тяните и меня за ухо”. Простодушие и наивность лейтенанта растопили лед в сердце Анико – она поняла, что Кукарача искренен и действительно желает добра ее сыну. И совершенно смущает Кукарача женщину, поцеловав ей руку в знак уважения. “Спасибо вам за то, что вы напомнили мою мать”, – неожиданно признается милиционер, хотя Анико старше его всего лишь на восемь лет. А внимательные читатели заметили одну выразительную деталь – у этой молодой тридцатилетней женщины седые волосы, значит, и на ее долю выпали испытания.

Читая повесть, мы видим, что для Кукарачи ежедневная служба превращается в служение людям. Он воспитывает не только нашкодивших мальчишек, но и взрослых, находит общий язык с Анной Ивановной, воюет за Ингу, даже пытается воздействовать на вора и бандита Муртало. Посмотрим, каковы же его методы воспитания.

В эпизоде купания лейтенант бросается спасать тонущего Костю, хотя сам не умеет плавать, потом, возмущенный тем, что они рисковали жизнью, щедро раздает ребятам пощечины, отчитывает и вдруг обескураживает их неожиданной просьбой: “Не рассказывайте никому, что я… Что я не умею плавать… Ладно?”

Суть педагогических методов Кукарачи очень точно передал писатель А. Руденко-Десняк: “Надо не поучать заблудшие души с недосягаемых высот нравственности и всемирного духовного опыта, а внимательно следить, достигает ли цели праведное слово, и, если этого не произошло, спуститься на землю, стать вровень с тем, кому высокое слово предназначено. В любом человеке – такой же человек, как и ты сам” (Н. Думбадзе. Закон вечности. М., 1988). Кукарача уважает людей – всех без исключения, это и есть его “талисман”, “ключик” к сердцу каждого человека.

Отношения участкового милиционера и подростков отнюдь не складываются гладко. Что делает Кукарача, застав ребят за курением? Сначала он просто теряет дар речи, но затем слова его обрушиваются на мальчишек, словно удары грома: “Что вы делаете? Губите себя? Хотите, чтобы сгнили ваши легкие и высохли мозги? Роете себе могилу?.. – Он достал наган. – Зачем обрекать себя на медленную смерть? Раз-два, и готово!”

Методично посещая один дом за другим, лейтенант ведет разъяснительную работу, зачитывает цитаты из энциклопедии о том, что такое никотин, с каждого подростка берет расписку, что тот больше никогда не будет курить… Стыдно стало даже Анне Ивановне – ведь она тоже курила, подавая плохой пример сыну! Однако позиция взрослого человека отличается от позиции ребенка, и Тамаз реагирует на происходящее по-своему – он бросает Кукараче страшное обвинение: “Шпион ты!.. Ненавижу тебя!”

Очень важным в повествовании оказывается следующий эпизод. Тамаз решается на весьма неприглядный поступок – крадет понравившийся ему нож у зазевавшегося торговца арбузами. Ведь настоящий мужчина не мыслится без настоящего оружия, а этот кривой турецкий нож с черной рукояткой преследовал Тамаза во сне и наяву, и для него “не было на свете вещи более красивой и желанной”. Однако и этот случай не остался без внимания вездесущего участкового, который в очередной раз преподает мальчику урок доброты и мудрости. Он не уличает Тамаза в воровстве – он действует более тонко: предлагает подростку сыграть в ножички и, лишь продемонстрировав, что такое оружие в руках истинного горца, предлагает Тамазу вернуть нож хозяину. И вновь Кукарача идет в дом Анны Ивановны – чтобы съесть арбуз, врученный им счастливым торговцем в знак благодарности за возвращенное имущество. Что же так привлекает Кукарачу в доме Анико? Какой нравственный опыт приобретает он, общаясь с этой женщиной?

Сам Кукарача делает трогательное признание: “Мне кажется, что когда-то я уже жил в вашем доме… Потом я в чем-то провинился, и меня изгнали отсюда… И вот теперь я вновь вернулся, искупив свои грехи”. Душевное тепло, уют, мудрость и начитанность Анико – вот главное, что влечет сюда молодого лейтенанта. В лице Анико он находит тонкого и умного собеседника. Пытаясь объяснить женщине, что именно входит в его служебные обязанности, Кукарача так формулирует одну из главных своих задач: “Идейное воспитание детей, правильное направление духовной жизни подростков… Мне часто приходится следить, Как шпиону, за ними (не забыл Кукарача тяжелого обвинения Тамаза. – И. У. ) – как бы не подрались, не попали в беду, не стянули чего-нибудь. Стараюсь из любви к ним, и только! А ведь мог я стать отличным хлеборобом или кузнецом!” Диалоги Кукарачи и Анико можно без сомнения назвать идейным ядром повести, ведь речь в них заходит о таких понятиях, как “душа”, “духовная жизнь”, “любовь”.

“Что вы знаете о душе?” – спрашивает Георгий. “По-моему, душа – это мысли, мечты человека, заключенные в бутылку, – говорит Анико. – Вроде сказочного джинна, которые со дня своего возникновения ждут, стремятся к свободе. Мы иногда освобождаем их… А освобожденная человеческая мысль способна творить чудеса в науке, искусстве, литературе”.

Еще Анна Ивановна открывает Кукараче мир высших духовных ценностей – читает ему Евангелие от Матфея, советует проводить с ворами “профилактические беседы” – именно используя Священное Писание (раньше Кукараче не доводилось читать Библию): “Если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну” (Мф. 5, 30). Женщина также объясняет милиционеру, что закон и заповедь – это не одно и то же. Спросим ребят: а как вы поняли разницу между этими понятиями?

Законы пишутся для всех граждан государства, и все должны их исполнять, а Заповедь – это то, что каждый выбирает для себя, как подсказывает ему совесть. Это высший нравственный закон, по которому живет человек. Еще из этого разговора молодой человек вынес убеждение в том, что любовь – это “самое драгоценное из всех сокровищ”. И не случайно именно после той беседы в произведении появляется Тема любви.

Главная героиня повести Инга слыла в Тбилиси красавицей. Судьба ее могла бы сложиться вполне счастливо, если бы не роковая встреча девушки с вором и бандитом Муртало (по-грузински “муртало” – “низкий человек”, “подонок”). На беду, Муртало влюбился в красавицу, и пришлось бы Инге нести этот тяжелый крест бандитской любви неизвестно сколько времени и никто бы не в силах был ей помочь, если бы не вмешательство Кукарачи. Идейный стержень повести – это противостояние двух героев – Георгия и Муртало. Чтобы точнее сопоставить их характеры, мировоззрение и отношение к жизни, обратимся к таблице.



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...

Талант любви