Своеобразие конфликта. Система образов в пьесе “Вишневый сад” А. П. Чехова

Драматические конфликты бывают разные: внешние и внутренние, психологические. Для драматургии Чехова характерны конфликты второго рода.

В дочеховской драматургии система образов нередко строилась по принципу прямого противопоставления. Конечно, это облегчало путь анализа, который подсказывался самой структурой той или иной пьесы: Чацкий и мир Фамусова – Скалозуба; Катерина и мир Кабановой – Дикого… У Чехова все не так. Отсюда и нотки растерянности в ответе одного школьника: “Пьеса (“Вишневый сад”) вызвала неопределенное отношение, не знаешь, кому сочувствовать”.

И в самом деле, на чьей стороне сочувствие автора, кому должны сочувствовать зрители? Раневской? Лопахину? Трофимову? У всех у них есть привлекательные черты. Определенную долю сочувствия заслуживает Раневская. Жалко пропадающей энергии делового человека Лопахина. Грустную улыбку вызывает вечный студент – он же “облезлый барин” – Трофимов с его пламенными речами.

Можно, конечно, рассматривать систему образов в пьесе Чехова “Вишневый сад” как выражение определенных временных категорий: прошлое, настоящее, будущее. Можно добавить к этому градацию персонажей в зависимости от социального происхождения: дворяне, купец, представитель демократической интеллигенции. И это тоже в пьесе есть. Однако обычно не принимается в расчет еще один образ, имеющий определяющее идейно-композиционное значение, – вишневый сад. По соотношению с ним все персонажи оказываются на одном уровне.

Гоголь сказал, что в его “Ревизоре” никто не заметил честного лица: “Это честное, благородное лицо был – смех”. Если бы у Чехова спросили, кто же, собственно, является положительным героем его пьесы, он мог бы, думаем, ответить: вишневый сад.

Можно сказать, что это символ. Но к кому из действующих лиц он относится? Ни к кому. Вишневый сад – сам по себе, он самостоятелен, ибо представляет собой некую абсолютную ценность, по отношению к которой высвечиваются, “проявляются”, определяются все другие действующие лица.

Если говорить о символике, то она в данном случае достаточно сложна и многозначна, так как вишневый сад – это те культурные общенациональные ценности, которые надо сохранять и приумножать. Это красота. Это счастье. Это, наконец, родина.

Было время (и не такое уж далекое), когда некоторые литературоведы упрекали владельцев вишневого сада в том, что они защищали “чистую красоту, красоту бесполезную”. Но какими единицами измерить пользу красоты – в рублях, метрах, килограммах?

Вечный вопрос: красота и польза. Вишневый сад уже стар. Может быть, это обстоятельство оправдывает его неизбежную гибель? Старый, никому не нужный – как Фирс. Так максимально сближаются судьбы сада и человека. Но рядом с эстетикой всегда этика. Безнравственность – безобразна. Прекрасное учит нас справедливости.

Красота призвана спасти мир, утверждал герой Достоевского. А вина героев последней пьесы Чехова как раз в том и заключается, что они не спасли красоту.

Лопахин тревожится: “Напоминаю вам, господа: двадцать второго августа будет продаваться вишневый сад. Думайте об этом!.. Думайте…”

Они думают – но прежде всего о самом факте аукциона, а не о судьбе вишневого сада. Драматург же судит их с самой высокой позиции. Они могут забыть – автор не забывает. И на протяжении всей пьесы, о чем бы ни шла речь, все время звучит тревожная нота: а вишневый сад… Нет звона колокола, знаменующего беду, несчастье, но его заменяет иной непонятный звук, раздающийся то ли. с неба, то ли из-под земли, замирающий, печальный… Когда он прозвучал впервые, всем почему-то стало неловко. Любовь Андреевна вздрагивает, у Ани на глазах слезы… Может быть, в эту минуту прозвучало для них грозное: а вишневый сад… Все виноваты перед вишневым садом, который они не сумели сохранить, передать будущему – тому самому, о котором так хлопочет Петя, тем внукам и правнукам, о которых мечтает Лопахин.

Итак, конфликт в пьесе “Вишневый сад” возникает прежде всего не между различными поколениями или социальными группами, а между действующими лицами, с одной стороны, и вишневым садом – с другой. Персонажи пьесы во многом отличаются друг от друга; можно, разумеется, их объединить в различные группы, которые по ряду признаков выступали бы антагонистами. Но по отношению к вишневому саду они – правда, по различным причинам и поводам – выступают как единая сила, губящая красоту.

Чехов говорит нам всем об ответственности человека за все, что совершается на земле (может быть, стоило написать это слово с большой буквы – на Земле, т. е. на планете?). Что же будет через тысячу лет? Неужели люди навсегда бросят никому уже не нужную родную Землю, поселятся где-то в иных мирах и забудут даже, как называлось “то белое дерево”? Что будет со всеми нами – а если не с нами, то с нашими внуками и правнуками?


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...
Вы читаете: Своеобразие конфликта. Система образов в пьесе “Вишневый сад” А. П. Чехова