Степан Шевырев о Лермонтове

Степан Петрович Шевырев (1806-1864) – один из немногих значительных критиков XIX века, чьи статьи ни разу не переиздавались в XX веке. Поэт, переводчик, филолог, он учился в Московском благородном пансионе; семнадцати лет (в 1823 году) поступил на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел, входил в литературный кружок С. Е. Раича, посещал собрания “любомудров”, русских шеллингианцев. Участвует в издании журнала “Московский вестник”; с 1829 по 1832 год живет за границей, в основном в Италии – работает над книгой о Данте, много переводит с итальянского языка. Вернувшись в Россию, преподает словесность в Московском университете, печатается в журнале “Московский наблюдатель”, а с 1841 года становится ведущим критиком журнала “Москвитянин”, издаваемого М. П. Погодиным.

В своей поэтической практике и в критических воззрениях был сторонником “поэзии мысли” – по мнению Шевырева и его единомышленников, она должна была сменить пушкинскую “школу гармонической точности”; наиболее значительными поэтами-современниками были для Шевырева В. Г. Бенедиктов, А. С. Хомяков и Н. М. Языков.

В программной статье “Взгляд русского на образование Европы” (“Москвитянин”, 1841, № 1) Шевырев писал о двух силах, сошедшихся лицом к лицу в “современной истории”, – это Запад и Россия. “Увлечет ли он нас в своем всемирном стремлении? Усвоит ли себе? Или устоим мы в своей самобытности?” – вот вопросы, на которые хочет ответить критик нового журнала. Обозревая современное состояние культуры Италии, Англии, Франции и Германии, Шевырев везде видит упадок. В литературе остались лишь “великие воспоминания” – Шекспир, Дант, Гете, во Франции “болтливые журналы” угождают “испорченному воображению и вкусу народа”, “рассказывая о всяком изысканном преступлении, о всяком процессе, безобразящем историю нравственности человеческой, о всякой казни, которая расцвеченным рассказом может только породить в читателе новую для нее жертву”. В Германии “разврат мысли” выразился в том, что философия отошла от религии – это “Ахиллова пята” “нравственного и духовного бытия” Германии.

В противоположность Западу русские “сохранили в себе чистыми три коренные чувства, в которых семя и залог нашему будущему развитию”, – это “древнее чувство религиозное”, “чувство государственного единства”, связь “царя и народа”, и “сознание нашей народности”. Эти “три чувства” и составляют знаменитую формулу С. Уварова (“православие, самодержавие и народность”), родившуюся в 1832 году и надолго определившую государственную идеологию.

С Гоголем Шевырева связывала дружба; он один из адресатов “Выбранных мест из переписки с друзьями”, автор двух статей о “Мертвых душах”; после смерти писателя Шевырев разбирал его бумаги и опубликовал (в 1855 году) “Сочинения Николая Васильевича Гоголя, найденные после его смерти” (в том числе и главы второго тома “Мертвых душ”). Переписка Шевырева с Гоголем частично опубликована в издании: Переписка Н. В. Гоголя в двух томах. М., 1988. Т. II. Гоголь в письме от 31 октября (12 ноября) 1842 г. благодарил Шевырева за статьи о “Мертвых душах” и соглашался с его замечаниями.

Мы печатаем две статьи Шевырева о Лермонтове, вышедшие при жизни поэта. Статьи печатаются по современной орфографии и пунктуации (с сохранением некоторых особенностей авторского письма).

Публикация, вступительная статья и примечания Л. И. Соболева


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...
Вы читаете: Степан Шевырев о Лермонтове