Современная русская литература. Литературный процесс 1960-1990-х годов



Данная программа была представлена на ежегодный конкурс образовательных инициатив г. Сургута, прошла все его этапы и получила сертификат, дающий право использования ее в сфере образования.

Проблема изучения русской литературы последних лет стоит перед современной школой очень остро. Проанализировав имеющиеся программы по литературе (11-й класс) под руководством Курдюмовой, Кутузова, Ладыгина, Маранцмана, мы заметили следующие противоречия. Во-первых, русская литература начиная с 1960-х годов и до настоящего времени дается, увы, только обзором: несколько десятков имен и фамилий, из которых учителю предлагается самому отобрать для изучения то, что ему ближе. Во-вторых, за последние восемь-десять лет к этому закономерно прибавилась и третья волна русского зарубежья, которая тоже должна занять свое законное


место в программе. В желании не упустить главное учитель порой хочет объять необъятное, что, безусловно, невозможно и сказывается на качестве усвоения материала. Поэтому на последнюю учебную четверть в 11-м классе приходится очень большая нагрузка: каждое занятие – новое прозаическое произведение, порой достаточно большое по объему. Результативность от такого изучения литературы – ноль.

Таким образом, выделив изучение лучших произведений наиболее значительных писателей последних десятилетий, творчество которых позволяет судить об основных художественных и идейных исканиях нашего времени, из курса 11-го класса в отдельный курс, мы предлагаем его в качестве варианта изучения современного литературного процесса в 11-м классе. Необходимость данного спецкурса подсказана жизнью. А произведения, рассматриваемые на спецкурсе, – наше главное духовное, культурное достояние. По-настоящему овладеть им, сделать его частью жизни и души молодого человека можно только при серьезной душевной и интеллектуальной сосредоточенности. Считаем, что занятия спецкурса и обеспечивают возможность подобной деятельности учащихся.

Пояснительная записка

Спецкурс рассчитан на гимназистов 11-х классов – как гуманитарного, так и технического направлений – наиболее развитых, интересующихся литературой, читающих.

Обязательным является посещение спецкурса для претендентов на медаль.

Наш спецкурс совершенствует эстетические, нравственные, гуманитарные интересы гимназистов старших классов, делает чтение современной художественной литературы постоянной жизненной потребностью. Современная литература как предмет изучения принадлежит эстетическому, гуманитарному и коммуникативному полям знаний. Сегодня она интегрирует художественное, историческое, хореографическое, речевое и обществоведческое образование. Именно эта литература может определить и определяет характер нравственного и гражданского воспитания.

1. Главным, как и на предыдущих этапах литературного образования, является Эстетический аспект, так как литература – искусство слова. Поэтому мы продолжаем работать над знанием законов литературы, так как постижение их и есть важное условие понимания современных литературных произведений. Но изучение теории не должно быть самоцелью: законы, по которым создаются художественные произведения, должны прежде всего способствовать развитию читательских умений, что и научает отличать подлинно художественные произведения современной литературы от явлений “массовой литературы”.

2. Следующий аспект литературного образования, полученного на спецкурсе, – Нравственный. Современная литература в своих лучших произведениях просто самоценна, она заставляет задуматься нашего молодого читателя над коренными вопросами бытия, над “проклятыми” вопросами (Достоевский). Каждый раз современная литература по-новому ставит эти вопросы, убеждает в сложности и многозначности возможных решений, в то же время настаивая на том, что вечные нравственные ценности неизменны. Не надо забывать слова Пушкина: “Цель художества есть идеал, а не нравоучение”. Таким образом, спецкурс несет не только знания и умения, он формирует убеждения, определяет качества личности, направленность ее жизненных интересов.

3. В курс литературного образования заложен и Речевой аспект. На этом, четвертом, этапе литературного образования мы продолжаем путь медленного вчитывания в художественный текст. Результатом такой работы на спецкурсе является совершенствование культуры речи гимназистов, как письменной, так и устной.

4. Следующий аспект литературного образования, получаемого гимназистом при изучении литературы последних десятилетий, – Культурологический. В современной литературе содержатся и исторические, и географические сведения, которые являются не менее точными, конкретными и ощутимыми, чем в учебниках. Литература расширяет представление о жизни не только предков, но и современников, включает читателя в широкое историческое пространство, делает его гражданином отечества.

5. На всем протяжении школьного курса литературы формируются и читательские умения. В этом плане задача спецкурса – формировать стойкий личный интерес к чтению.

Если в литературном образовании школьников выделяются три основных этапа (1-3-й классы, 5-9-й классы, 10-11-й классы), то наш спецкурс мы назовем, пожалуй, четвертым этапом литературного образования в школе. Главной его целью мы видим изучение литературного процесса в России 60-90-х годов XX века.

Читательские умения на спецкурсе находятся в постоянном развитии. Этому способствует и учебное творчество, и углубление представлений о художественном произведении путем анализа кино – и телеверсий современных литературных произведений. На нашем спецкурсе работают, постоянно совершенствуясь и углубляясь, основные подходы и принципы анализа литературного произведения, закладываемые ранее, в средних и старших классах.

Специальный курс для учащихся 11-х классов “Современная литература” вводится в учебный план по решению кафедры и методического совета гимназии. Он призван если не ликвидировать, то хотя бы частично разрешить проблему знакомства выпускников с важнейшими явлениями современной литературы. При этом современная литература рассматривается как закономерное продолжение традиций отечественной классики и лучших достижений советской литературы, литературы русского зарубежья и литературы андеграунда. Такой подход предполагает обнаружение нравственных проблем, гуманистической направленности в произведениях, включенных в спецкурс.

Цели спецкурса “Современная литература”:

– познакомить выпускников с наиболее значительными явлениями современной литературы; дать целостное представление о современной литературе от периода “оттепели” до “постсоветского” периода;

– совершенствовать и развивать умения творческого чтения, интерпретации художественного произведения;

– прививать навыки работы с периодической, литературной критикой;

– формировать и развивать умения грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формировать умения ориентироваться в книжных новинках, выбирать из них художественно состоятельные.

Отсюда вытекают следующие задачи:

– совершенствовать навыки аналитического подхода к произведениям современной литературы;

– продемонстрировать возможности литературно-критических жанров (аннотация, рецензия, обзор литературных журналов) и помочь учащимся овладеть ими;

– показать национальное своеобразие и связь с мировым литературным процессом современной русской литературы;

– приготовить выпускников к аттестационному сочинению.

Цели и задачи курса определили и его структуру: 54 часа (из них примерно треть практических и семинарских занятий, где идет непосредственный анализ литературных произведений).

Жесткого “хронологического” подхода в организации материала авторы не придерживались. Весь учебный материал сгруппирован в следующих разделах:

1. За пределы соцреализма.

2. “Деревенская проза” и художники, творчество которых вышло за ее пределы.

3. Интеллектуальная тенденция в литературе.

4. Рождение русского постмодернизма.

5. Взаимодействие русской и национальной литератур.

6. Современная поэзия.

7. Русское литературное зарубежье.

8. Постмодернизм 1990-х.

В то же время программа предусматривает творческий подход к ее изучению: в зависимости от интересов и заявок учащихся материал может корректироваться, вводиться новый, интересующий гимназистов.

Программа

I. Введение

Понятие Современная литература и Современный литературный процесс.

Проблема Плюрализма в литературоведении, требование историзма оценок. Поиск новых художественных средств. Реализм, модернизм и постмодернизм – составляющие литературного процесса современности.

II. За пределы соцреализма

1. А. Солженицын

Творческий путь.

Ранние рассказы. “Один день Ивана Денисовича”. Сюжетные и композиционные особенности. Герой – тип русского национального характера.

Роман (бессмертное произведение)ы Солженицына.

Особенности жанра.

“В круге первом”. Творческая история, различные редакции. Сюжет, композиция. Прием “чрезвычайного сжатия” художественного времени. Хронотоп как важнейший сюжетообразный элемент. Способы построения системы персонажей. Своеобразие реализма. Обзор позднего творчества писателя. Синкретическая природа эпоса Солженицына.

2. Б. Пастернак

Роман (бессмертное произведение) “Доктор Живаго”. Творческая история. Концепция личности. Функция стихов в символико-философском толковании евангельских событий.

3. В. Шаламов

“Лагерная” проза. Колыма – бесспорная мера всего и вся. Документальность как противовес беллетристике. Символика.

Роль этнографической и психологической детали. Абсурдный мир Колымы. Спор с Солженицыным.

III. “Деревенская проза”. Художники, творчество которых вышло за пределы “деревенской прозы”

Специфика прозы “писателей-деревенщиков”: основные представители, проблематика, поэтика, связь с национальными традициями русской литературы.

В. Распутин. Повесть “Прощание с Матерой”

Сочетание в творчестве философско-нравственных проблем с остросоциальными. Тема преемственности духовного наследия и его разрушения в результате материально-технического процесса и индивидуалистической психологии.

Рассказ “Женский разговор”. Мастерство психоанализа, антиполемичность образной системы, завершенность композиционного целого в соединении с открытостью финала.

Человек и природа в творчестве В. Астафьева

Разрушение природного закона и смысла жизни как нравственное преступление. На примере социально-философского произведения “Царь-рыба”.

В. Шукшин

Жанровое и стилевое многообразие творчества. Народный характер в рассказах Шукшина. Сатира Шукшина. Роль Шукшина в развитии русской прозы.

IV. Интеллектуальная тенденция в литературе 1960-1980-х годов

1. Ю. Трифонов

Понятие Городской прозы. Искусственность противопоставления Городской прозы – Деревенской.

Чеховские традиции в выборе и создании героев. Эпоха и личность, быт и бытие в повести “Обмен”. Историческая проза Трифонова: проблемы революции, террора и нравственности, свободы и исторической необходимости.

2. А. Вампилов

Традиции русского психологического театра. Театр Вампилова: философичность, острота социальной и нравственной проблематики. Соединение мелодрамы, комедии, романтической драмы. “Старший сын”, “Утиная охота”. Духовная эволюция героев (Бусыгин – Зилов). Смысл названия. Проблема авторского идеала.

3. Братья А. и Б. Стругацкие

Философская фантастика. Истоки и традиции. Роман (бессмертное произведение)-предостережение “Трудно быть богом”. Осознание личной ответственности перед историей. Сатирическая фантастика “Понедельник начинается в субботу”.

V. Рождение постмодернизма

А. Битов

Определение постмодернизма и дискуссии о нем.

Описание событий в романах и других произведениях А. Битова.

Психологизм. Поиск героя – рядового интеллигента.

Жанровые и стилевые искания. Эволюция прозы: от реалистической (ранние рассказы) до модернистской (“Пушкинский Дом“, “Ожидание обезьян”).

VI. Взаимодействие русской и национальной литератур

Ч. Айтматов

Роман (бессмертное произведение)ы-метафоры (“И дольше века длится день” и “Плаха”). Постижение мира и человека. Проблема планетарного мышления: сохранение человечества, культуры, нравственности; противостояние энтропии; взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. Усложнение пространственно-временных решений в рамках романа.

VII. Обзор современной поэзии

1. Многообразие современной поэзии. Противостояние “громкой” и “тихой” поэзии

Е. Евтушенко и А. Вознесенский – реализм и романтизм, конкретность и условность, демократизм и элитарность. “Тихая” лирика Н. Рубцова.

Традиционалисты, отразившие противоречия XX столетия, – Ю. Кузнецов и Н. Тряпкин.

Авангардисты-радикалы – Г. Айги и В. Соснора. Нетрадиционные способы выражения мысли и чувства, воздействие на читателя графикой стиха. Поэтический андеграунд: вызов советской системе, советским ценностям, советскому способу мышления – Н. Коржавин, И. Бродский, Б. Чичибабин и другие.

Поэты-неоклассики: попытка возрождения утраченной гармонии (Ю. Кублановский, Б. Кенжеев и другие).

Поэзия постмодернизма: стремление отказаться от “учительской” роли литературы, ограничение ее чисто игровыми задачами. Концептуализм Д. Пригова и Т. Кибирова.

Разрушение привычных концепций мира, использование переосмысленных, переиначенных, но знакомых читателю текстов, которые приобретают совершенно новое звучание.

“Куртуазные маньеристы” (В. Степанцов, В. Пеленягрэ): типичный прием “маски”. Соединение “высокой” поэзии, средневековой эротики с современностью XX века.

2. Н. Рубцов. Анализ стихотворений

Развитие Рубцовым есенинских традиций в книгах “Лирика”, “Звезда полей”, “Душа хранит”, “Сосен шум”, “Зеленые цветы”, “Последний пароход” и другие.

Концепция “тихой”, “смиренной” Родины (“Ночь на родине”, “Огороды русские”, “Чудный месяц плывет над рекою”).

Философия покоя в лирике. Образ современной России в контексте истории. Русь древняя и сегодняшняя: мотивы духовного богатства Руси и ее самобытности (“Видение на холме”, “Душа хранит”).

Драматизм, трагедийность мироощущения поэта, тяга к гармонии.

Христианская традиция (“Тихая моя родина”, “Я люблю судьбу свою…”, “Звезда полей” и другие). Обновление традиционных жанров. Реалистическое и романтическое начало этой поэзии.

Сходные образы и мотивы. Образная символика.

3. И. Бродский

Творческий путь. Нобелевская лекция – поэтический манифест поэта. Примат эстетического над этическим. Описание событий в романах и других произведениях – “впадение в зависимость от языка”.

Книги стихов “Часть речи” и “Конец прекрасной эпохи”.

Экзистенциальное одиночество и сущность всего земного в стихах 1990-х.

Особенности поэтики Бродского. Усложненность синтаксиса. Поиски новых форм.

VIII. Русское литературное зарубежье

1. “Три волны” русской эмиграции (обзор)

Великое русское “рассеяние” как историко-литературный факт.

“Первая волна” русской эмиграции (1920-е-1940-е)

Возникновение понятия Российское зарубежье. Эмиграция как “Россия в миниатюре” (З. Гиппиус). Задача сохранения культуры и науки (издательская деятельность; русские ученые за границей, религиозная философия (Н. Бердяев, С. Булгаков, И. Ильин, Н. Лосский, С. Франк, Л. Шестов, Л. Карсавин, П. Сорокин и другие), деятельность Русской Зарубежной Православной Церкви; русский театр за границей).

Возможность полноценного литературного процесса. Осознание писателями своей роли как хранителей и продолжателей русской национальной культуры (А. Пушкина, Л. Толстого, Ф. Достоевского). Тема ностальгии по России как сквозной мотив русского литературного зарубежья.

Тема осмысления революции. Рефлексия по поводу судьбы эмигранта (произведения И. Одоевцевой, Н. Берберовой и других). “Старшие” эмигранты-неореалисты (И. Бунин, И. Шмелев, В. Ремизов и другие) и новаторские поиски молодого поколения (В. Набоков, Б. Поплавский, Г. Газданов и другие). Региональные различия в литературном творчестве: русские Константинополь, Прага, Берлин, Харбин, русская Америка.

Русский литературный Париж (литературно-общественные издания, воскресные чтения у Мережковских, “Зеленая лампа”, поэзия “парижской ноты”; Г. Адамович, А. Штейгер, Л. Червинская). Конец “парижского зарубежья”. Одна или две русские культуры? (Отношение эмиграции к советской литературе.)

“Вторая волна” русской эмиграции (1940-е-1950-е)

Вторая мировая война порождает новый поток русских эмигрантов. Поддержка “второй волны” со стороны “давних” эмигрантов.

Германия (Мюнхен) и Америка как культурные центры русского зарубежья. Описание событий в романах и других произведениях И. Елагина, В. Юрасова, С. Максимова, Б. Филиппова, А. Дарова, Б. Ширяева – неизвестный материк русской литературы “второй волны” эмиграции как достойная конкуренция литературе советской метрополии.

“Третья волна” русской эмиграции (1960-е)

Складывание “костяка” третьей волны эмиграции в годы советской “оттепели”: поколение “шестидесятников”. Неприятие советской власти и советского государства – общее с эмигрантами. Отличие культуры русской диаспоры и вновь прибывших эмигрантов из советской метрополии. Причудливое соединение стилевых традиций советской литературы с опытом мировой литературы XX века. Социальная проза В. Максимова. “Еврейская тема” в творчестве Ф. Горенштейна. Поставангард Саши Соколова. Постмодернизм Ю. Мамлеева. Автобиографическая проза Э. Лимонова. Крупнейшие поэты “третьей волны” эмиграции: Н. Коржавин, И. Бродский, Ю. Кублановский.

2. Г. Владимов

Выход из Союза писателей. Эмиграция.

“Верный Руслан” – невозможность публикации на родине.

“Генерал и его армия” – толстовские темы народной войны и русского национального характера, утверждение высокой нравственности. Образ России в лице генерала Кобрисова и его ординарца Шестерикова.

Тема “генерала Власова”. Камерность и сдержанность повествования. Создание стереоскопической картины мира за счет соединения различных точек зрения в романе. “Рассказоцентричность” романа: устремленность произведения к центральному эпизоду – совещанию у Жукова.

Реалистические традиции в прозе Г. Владимова.

3. В. Аксенов

Повороты человеческого пути.

Мотив дороги как главный организующий мотив прозы Аксенова (традиция романов-путешествий Радищева и Гоголя).

Повесть “Коллеги” (1960) – образец советской прозы.

“Звездный билет” (1961) – мотив побега, смена авторской позиции (его голос как равноправный с другими героями).

Общая характеристика творчества в эмиграции.

“Остров Крым” (1977-1979) – тема иллюзорности тоталитарного бытия.

“Московская сага” (1992) как неотолстовская трилогия о семье Градовых – история трех поколений. Возвращение к гуманистическим идеалам русской классики.

Анализ рассказа “Победа” (1965) и последующее написание рецензии на него.

Неоднозначная оценка творчества В. Аксенова современной критикой.

4. С. Довлатов

Чеховская трагедия в прозе Довлатова. Ранняя книга “Зона”. Разнонаправленные мотивы автокомментария Довлатова. Эпический стиль, стиль fiction.

Парадокс довлатовской композиции. Абсурд в прозе Довлатова.

Постмодернизм 1990-х годов

1. В. Пелевин

Условно-метафорическая проза: “Омон Ра”, “Жизнь насекомых”, “Чапаев и пустота”. Осознание иллюзорности окружающего, фантомной природы современной реальности в рассказе “Миттельшпиль”. Условно-метафорические романы: “Жизнь насекомых”, “Чапаев и пустота”.

2. Женская проза: Т. Толстая, Л. Улицкая, Л. Петрушевская

Место женской прозы в современном литературном процессе. От реализма к постмодернизму. “Игровая проза” Т. Толстой. Метафоричность – отличительная черта стиля. Исследование конфликта между реальным и воображаемым в творчестве Толстой.

Яркость и самобытность прозы Л. Улицкой. Своеобразие конфликтов. Развитие гуманистических традиций и новаторство.

Психология шоковых состояний в прозе Л. Петрушевской. Система мотивов, характерных для прозы Петрушевской. Противоречие между бездушием мира и одушевленностью человека – главный нерв ее произведений.

IX. Тема Великой Отечественной войны в современной литературе

В. Астафьев

Роман (бессмертное произведение) “Прокляты и убиты”.

Традиции русских писателей XIX века и военной прозы 40-х годов XX века в современной литературе о Великой Отечественной войне: эпичность и внимание к простому труженику войны, стремление к максимальной достоверности, сосредоточенность на нравственной стороне описываемых событий. Сближение проблематики “военной прозы” с нравственно-философскими поисками в других художественных явлениях (прежде всего – в “деревенской прозе”).

Углубление антивоенной темы в “военной прозе”: “Пастух и пастушка”, “Прокляты и убиты” Астафьева. Роман (бессмертное произведение) о судьбе народа, сдвинутого со своего исторического хода. Символика хлебного поля в романе – надежда на обретение пути.




1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...
Вы читаете: Современная русская литература. Литературный процесс 1960-1990-х годов