Социальная комедия “Недоросль”



Главной темой комедии “Недоросль” (1782) является помещичий произвол, а главным параметром оценки героев – их отношение к крепостным крестьянам.
Действие происходит в поместье Простаковых, безраздельной хозяйкой которого является госпожа Простакова – в перечне имен автор ее одну именуется “госпожой”, уже этим показывая ее характер: она действительно господствует в своем доме, нагло и деспотично, уверенная в своей безнаказанности, убежденная в свое праве распоряжаться крестьянами, как вещами.
Уже с самого начала пьесы сразу создается атмосфера дома Простаковых: она постоянно бьет и оскорбляет слуг, таким образом добиваясь повиновения: “С утра до вечера, – жалуется Простакова, – как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь”. С языка Простаковой в разговоре со слугами


не сходят грубые слова: скот, харя, канальи, старая ведьма. Еремеевна на вопрос, сколько ей полагается жалованья, со слезами отвечает: “По пяти рублей на год, до пяти пощечин на день”. Услышав, что дворовая девка Палашка больна, она возмущается: “Ах она бестия! Лежит. Как будто благородная!”.
Простакова относится к слугам как к ничтожествам, но сама ведет себя как ничтожество, как только чувствует опасность: когда Правдин объявляет решение отдать Простакову под суд за ее отношение к крестьянам, она униженно валяется у него в ногах. Понятно, что никакого раскаяния она не ощущает, и, как только опасность миновала, снова становится прежней: “Простил! Ах, батюшка! Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке”.
“Дворянин, – возмущается она, – когда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что же дан нам указ-то о вольности дворянства?” – она говорит об Указе о вольности дворянской, в котором шла речь об освобождении дворян от обязательной службы, понимая его как вольность делать вообще что заблагорассудится.
У Простаковой есть брат, Скотинин, но ясно, таких “Скотининых” еще очень много в России: “Не будь я Тарас Скотинин, – заявляет он, – если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою… а всякий убыток… сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду” – не случайно среди гостей Лариных в “Евгении Онегине” Пушкин выводит “Скотининых чету седую… с детьми всех возрастов”.
До Фонвизина слово “недоросль” не имело осудительного значения – так назывались дворянские Дети, не достигшие 15 лет – возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. После комедии Фонвизина оно получило другой смысл.
Митрофан – Недоросль даже не потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, неспособный отличить прилагательного от существительного, не потому, что он неучен – а потому, что он не хочет учиться, потому что он полностью у верен в том, что его слуги сделают для него все, что потребуется, а то, что потребуется добиться самому, он получил либо силой, либо лизоблюдством; он не подозревает о существовании как-либо обязанностей, включая долг перед государством. “Мы видим, – говорит о нем Стародум, – все несчастные следствия дурного воспитания. Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки?..”.
Фонвизин противопоставляет отрицательным героям положительных, соответствующих его модели идеального гражданина: Стародума, Правдина, Милона и Софью. “Угнетать рабством себе подобных беззаконно”, – заявляет Стародум. Тут следует отметить, что речь идет не об отмене крепостного права, а только о предотвращении злоупотребления им.
Еще более решительную позицию по отношению к произволу дворян занимает Правдин. Он служит чиновником в наместничестве – учреждении, созданном в 1775 г. Екатериной II в каждой губернии для наблюдения над выполнением на местах правительственных указов. Главной своей задачей не только по должности, но и “из собственного подвига сердца” Правдин считает наблюдение над теми помещиками, которые, “имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно”. Узнав о жестокостях и бесчинствах Простаковой, Правдин от имени правительства берет в опеку ее имение, лишая помещицу права самовольно распоряжаться крестьянами. В своих действиях Правдин опирается на указ Петра I 1722 г., направленный против помещиков-тиранов.
Следует заметить, что в реальности этот закон применялся крайне редко – развязка комедии Фонвизина выглядит как своего рода наставление правительству Екатерины II.
Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и предпочитает им положение “недоросля” – после указа о вольности дворян многие из них предпочитали уже на законном положении избегать службы. Настроения Митрофана всецело разделяет его мать. “Пока Митрофанушка еще в недорослях, – рассуждает она, – пора его и понежить, а там лет через десяток, как выйдет, избави боже, в службу, всего натерпится”. Митрофанушке противопоставляется Милон – образцовый офицер, который, несмотря на свою молодость, участвовал уже в военных действиях и обнаружил при этом “неустрашимость”.
Стародум высказывает точку зрения автора. Само имя этого героя указывает на то, что его идеалы принадлежат Петровской эпохе, когда каждый дворянин службой должен был подтвердить свои сословные права. О долге, или, как говорили в XVIII в., о “должности”, дворян Стародум вспоминает с особой горячностью. “Должность!.. Как это слово у всех на языке, и как мало его понимают!.. Это тот священный обет, которым обязаны мы всем тем, с кем живем… Если б так должность исполняли, как об ней твердят… Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать; есть отечество, которому служить… Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю”.




1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...
Вы читаете: Социальная комедия “Недоросль”