“Слово о полку Игореве” – призыв к единению Русской земли (План)

История “Слова…”. Список “Слова о полку Игореве” был найден в конце XVIII в. А. И. Мусиным-Пушкиным. Текст не делился на слова и отдельные предложения, что представляло большую сложность для перевода, некоторые места литературного памятника оказались непонятными. Одна из копий, снятых со “Слова…”, была сделана специально для Екатерины II, и именно она сохранилась после пожара 1812 г. Историческая основа “Слова о полку Игореве”. В основе “Слова…” лежат события 1185 г., когда состоялся поход князя Игоря Святославовича Новгород-Северского на половцев, окончившийся неудачей. Сохранилось два летописных повествования о походе Игоря 1185 г. в Ипатьевской (более подробно) и Лаврентьевской (относительно кратко) летописях. Своеобразие жанра “Слова о полку Игореве”. “Слово…” объединяет в себе несколько жанров древнерусской литературы: воинская историческая повесть, героическая повесть, ораторское произведение (многочисленные обращения к читателям), “песнь” (так определяется жанр в самом произведении). Отмечая жанровое своеобразие древнерусского произведения, Д. С. Лихачев писал: “В “Слове о полку Игреве” … мы имеем еще не сложившийся окончательно, новый для русской литературы жанр – жанр нарождающийся, близкий к ораторским произведениям, с одной стороны, к “плачам” и “славам” народной поэзии – с другой”. Особенности композиции “Слова” и центральные персонажи. Специфика структурного построения и система персонажей реализуют основную идею автора – выразить призыв к единению Русской земли. “Слово…” состоит из 3 частей: зачин, или лирическое вступление. основная часть включает 3 части: сборы Игоря, выступление в поход, две битвы (первая завершилась победой, но вторая закончилась поражением русского войска); Киевские события: сон Святослава, совет с боярами, “золотое слово” Святослава; плач Ярославны, побег и возвращение князя. заключение.

Основной мотив похода князя – честолюбие, а не стремление защитить общие интересы русских князей. Игорь один желает “копье преломить на границе поля Половецкого… либо голову сложить. Либо шлемом испить из Дона”. Силы природы предупреждают Игоря о плачевном исходе битвы, но жажда победы затуманивает разум князя. Беспечность русичей после победы в первом сражении беспокоит автора. В картине второй битвы, закончившейся поражением Игоря, вводится образ земли Русской.

В “золотом слове” Святослава выражается авторская позиция и основная идея произведения. “Золотое слово” Святослава, по жанру являющееся “поучением”, – это скорбь о судьбе земли Русской и призыв к единению, обращенный ко всем сильным князьям. Особую художественную экспрессию придает “золотому слову” несколько видоизменяющийся рефрен: “Вступите же, господа, в золотые стремена за Обиду сего времени, за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича!” (дословный перевод Д. С. Лихачева). Образ Святослава демонстрирует государственную мудрость и истинное благородство правителя. Сам художественный строй “Слова…” становится вызовом княжеским междоусобицам.

Обобщенное звучание получает плач жены князя. Ярославна плачет не только о своем муже, но и всех русичах. В нем звучит заклинание сил природы и надежда на счастливое спасение.

Заключительная часть “Слова…” исполнена веры в победу, в силу русских воинов – звучит здравица князьям и дружине, защищающим родину.


Вы читаете: “Слово о полку Игореве” – призыв к единению Русской земли (План)