Сказка “Маленький принц” Антуана де Сент-Экзюпери

Урок в 8-м классе

Ты навсегда в ответе за всех,
кого приручил.
А. Сент-Экзюпери

Философская сказка французского писателя Сент-Экзюпери имеет большие возможности для нравственного воспитания учащихся. Не все здесь маленький читатель поймет разумом, но многое разбудит его воображение, западет в память и через годы даст ростки. Взрослого по-иному волнует эта чудесная сказка. Над нею и улыбнешься, и взгрустнешь, а главное – непременно задумаешься, ибо сказка Антуана де Сент-Экзюпери не только лирична, но и по-хорошему, без сентиментальности трогательна.

“Маленький принц” – это сказка-размышление о человеке, его счастье, о смысле жизни. В 8-м классе мы впервые встречаемся с этим жанром (философская сказка), он сложен для детей своими аллегориями, символами, подтекстом. Но стоит ли расшифровывать каждый образный ход произведения, каждый символ: не лучше ли принять его сразу и целиком! Ведь мудрость ее намеков приходит к нам и через музыку слов, через мягкость переходов от шутки к серьезным рассуждениям, от смеха к печальной перекличке с собственным детством. Эти полутона переходов так же улыбчивы и тонки, как изящные рисунки, которыми ее сопроводил автор.

Чтобы передать “дух” сказки, необходимо создать в классе необычную (как в театре!) атмосферу. Урок может проходить в кабинете, в котором учитель имитирует ночное звездное небо, используя и свечи, и фонарики, и так далее. Можно также использовать музыку. Это оказывает на детей эмоциональное воздействие, оставляя надолго след в их восприимчивых душах.

Урок начинается с вступительного слова Учителя. Антуан де Сент-Экзюпери не просто поэт, но и философ. Просто и проникновенно говорит он о самом важном – о долге и верности, о дружбе и любви, о непримиримости к злу. И о том, каким же быть человеку на этой, еще не очень-то устроенной, но любимой и единственной нашей планете Земля.

Берегите Землю! Эта мысль пронизывает все произведение великого писателя-гуманиста, летчика, бойца, проповедника духовных ценностей. Об этом его любимая сказка “Маленький принц”.

По-настоящему мотивы “Маленького принца” начали складываться у Сент-Экзюпери в начале войны. В этот период он нередко рисовал один и тот же рисунок: мальчик с крыльями удивленно смотрит из-за облака на Землю. Это удивленный мальчик все сильнее не давал покоя писателю, и незадолго до своей гибели в 1942 году Сент-Экзюпери написал философскую сказку “Маленький принц” и сам ее иллюстрировал.

Ученик рассказывает биографию Сент-Экзюпери, которую готовил заранее дома.

Учитель. Об уважении к людям говорят все его книги. О любви к людям, об ответственности перед человечеством написана им и мудрая притча “Маленький принц”. Как и в народных сказках, здесь речь идет о добре и зле, также выражена мечта о лучшей жизни.

– В чем же специфика жанра философской сказки? Чем отличается от народной?

(Вопросы к уроку были даны заранее, чтобы учащиеся могли осмыслить содержание этой удивительно мудрой сказки.)

Учащиеся. Маленький принц – добрый и заботливый хозяин очень маленькой планеты (астероид “Б-612”), где зло воплощено в баобабах. Баобабы – это символ зла, всего плохого и дурного, что мешает человеку жить. Уничтожить их легко, выкорчевав корни маленьких кустиков, что и делал Маленький принц каждое Утро.

Учитель. Но если это зло уничтожить легко, почему же так взволнованно звучит голос автора: “Берегитесь баобабов! Я хочу предупредить моих друзей об опасности, которая давно уже их подстерегает, а они даже не подозревают о ней, как не подозревал прежде я”?

– От чего предостерегает нас автор? Почему борьбу с “баобабами” он считает делом “страшно важным и неотложным?

(Учащиеся готовили материал из газет и журналов об экологических проблемах, о бездуховности, о жестокости и зависти. Обсудив и закончив разговор об этой проблеме, учитель переходит к другой, не менее важной.)

В сказке “Маленький принц” говорится о любви к своей Родине, о любви и верности, о счастье и дружбе, о том, без чего не может жить человек.

– Что изменилось в жизни Маленького принца с появлением на его планете розы?

Учащиеся. С появлением на планете розы Маленький принц узнает о более сложных чувствах, пробудившихся в нем, объяснить которые он не может. Он любит розу, заботится о ней, но она причиняет ему боль и страдания. Он не может понять кокетства розы, ее капризов и притворства, его больно ранит неискренность ее слов. Так, впервые испытав чувство любви, он познает и чувство страдания.

Учитель. Правда Маленького принца в том, чтобы научиться любить цветок на своем маленьком астероиде. Он же, поссорившись с розой, отправляется путешествовать.

Художественный прием, который организует весь сюжет сказки в единое целое, – прием путешествия.

– Каковы содержательные возможности этого приема? Что дает он для понимания главной мысли произведения?

Учащиеся. Во-первых, он помогает автору показать разные характеры людей. Во-вторых, независимо от его воли происходят изменения в самом путешественнике, отправившемся в странствие с целью познания мира и поиска друзей.

Учитель. Маленький принц путешествует по нескольким планетам, где встречается с разными взрослыми людьми. Каждую планету населяет один человек. Он с удивлением смотрит на их духовные ценности и не может понять их. “Странный это народ, взрослые!” – говорит он.

– Что же представляют собой эти взрослые? Почему Маленький принц отвергает их духовные ценности?

Можно дать задание ученикам подготовить рассказ о каждой планете.

1-я планета (10-я глава) – король;

2-я планета (11-я глава) – честолюбец;

3-я планета (12-я глава) – пьяница;

4-я планета (13-я глава) – деловой человек;

5-я планета (14-я глава) – фонарщик;

6-я планета (15-я глава) – географ.

Посетив эти шесть планет, Маленький принц отвергает ложные представления людей о могуществе, счастье, долге. И лишь в конце своего путешествия, обогатившись жизненным опытом, он познает подлинную сущность этих нравственных понятий. Это происходит на Земле.

Но прозрение происходит не сразу. Сначала, оказавшись в пустыне, Маленький принц чувствует себя одиноким. Но тут появляется Лис, который открывает ему высшую мудрость человеческой жизни. Чувство одиночества проходит, если кого-нибудь “приручить” к себе, вложить в него свою душу.

(Чтение по ролям эпизода “Лис открывает Маленькому принцу свой секрет” – конец 21-й главы.)

Далее учитель сообщает о том, что главным героем произведения Сент-Экзюпери, как это бывает в народных сказках, является ребенок – маленький мальчик. Обращение к детству неслучайно, ибо оно привлекает Сент-Экзюпери тем, что в ребенке потенциально заложены духовные способности, хорошие нравственные качества, которые реализуются в зависимости от условий жизни. Взрослый, если он по-настоящему добрый человек, в душе тоже остается ребенком, искренним, щедрым, великодушным. Важно сохранить в себе чистую душу ребенка во взрослой жизни.

– Какое “твердое правило” было у Маленького принца? Как он его выполнял?

Роза Маленького принца отличается от миллионов похожих роз тем, что он ее “приручил”: заботился о цветке, оберегал его жизнь от ветра, сквозняков, холода, накрывал розу стеклянным колпаком, ставил ширму. Роза стала для мальчика единственной, неповторимой… родной. Однако все это налагает на Маленького принца определенные обязанности, и он говорит: “…Я за нее в ответе. Она такая слабая! И такая простодушная. У нее только и есть что четыре жалких шипа, больше ей нечем защищаться от мира”.

Учитель. Так в сказке появляется идея ответственности – основная для всего творчества Сент-Экзюпери. Мы всегда должны помнить мудрые слова Лиса: “Люди забыли истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил…”

– Как постигает Маленький принц науку любви и чувство ответственности перед теми, кого приручил?

Учащиеся. Маленький принц, поссорившись с розой, отправляется путешествовать, оставив цветок в одиночестве. “Впервые он пожалел о покинутом цветке” на планете географа, когда узнает от ученого, что цветы “эфемерны”: “Моя краса и радость недолговечна, и ей нечем защищаться от мира, у нее только и есть что четыре жалких шипа. А я бросил ее, и она осталась на моей планете совсем одна!”

Прилетев на планету Земля, Маленький принц увидел розы: “все они были похожи на его цветок”. “И он почувствовал себя очень-очень несчастным. Его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей Вселенной. И вот перед ним пять тысяч точно таких же цветов!” Мальчик понял, что его роза – самый обыкновенный цветок, и горько заплакал.

Лишь благодаря Лису он осознал, что его роза – “единственная в целом свете”. Маленький принц говорит розам: “Вы красивые, но пустые. Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком… Я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она – моя”.

Любовь – это сложная наука, оказывается, ее нужно постигать, необходимо учиться любви. Лис помогает Маленькому принцу постичь эту сложную науку, и маленький мальчик с горечью признается себе: “Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться…

Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность… Но я был слишком молод, я еще не умел любить”.

Так Маленький принц постигает науку любви и меру ответственности перед теми, кого приручил.

– В тесной связи с проблемой ответственности перед обществом ставится Проблема счастья. Как ее решает автор?

Ученик, готовя это Опережающее задание, заостряет внимание на образах летчика, Лиса, Маленького принца, их дружбе.

Автор считает, что счастлив лишь тот, кто познал чувство привязанности, кто обогрел теплым словом ближнего, кто по-настоящему испытал чувство любви. Лис не был счастлив, пока не подружился с Маленьким принцем. Умение дружить – очень нужное и необходимое качество. Как говорит Лис: “нет таких магазинов, где торговали бы друзьями”. Действительно, масло-то достанешь, а вот друга, увы, нет. Даже из-под прилавка, с переплатой.

На прощание Лис открывает своему другу простой, но мудрый секрет: “Зорко лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”. Не слышать голос сердца, по мнению автора, значит превратиться во “взрослых”, “которым ничего не интересно, кроме цифр”.

Учитель. Итак, на Земле Маленький принц постигает великую науку жизни: он понимает, что могущество человека – в единении, в дружбе, счастье – в любви к ближнему, долг – в служении народу, в ответственности перед обществом.

Дружба с Маленьким принцем также помогла летчику понять силу и могущество человеческой любви, проникнуться чувством ответственности за все, что происходит на Земле.

Но наступил час прощания: Маленького принца на его астероиде ждала роза.

( Инсценировка “Прощание с летчиком” помогает учащимся лучше почувствовать атмосферу сказки, делает урок интересным и эмоционально насыщенным.)

И звезды для летчика приобретают особую прелесть, так как он знает, что на одной из них живет его маленький друг; колосья ржи становятся еще более красивыми, ибо их цвет похож на цвет волос Маленького принца.

В душе летчика живет образ его маленького друга с чистым и нежным сердцем. В душе каждого взрослого должен жить Маленький принц; если же он исчезает, то в душе умирает ребенок.

(Звучит песня “Маленький принц” на музыку М. Л. Таривердиева.)

В конце сказки автор обращается к читателям: “И если к вам подойдет маленький мальчик с золотыми волосами, если он будет звонко смеяться… вы уж, конечно, догадаетесь, кто он такой. Тогда – очень прошу вас! – не забудьте утешить меня в моей печали. Скорей напишите, что он вернулся…”

Очень хочется Антуану де Сент-Экзюпери, чтобы Маленький принц вновь вернулся на Землю, и тогда люди забудут ссоры и распри, прекратятся войны. Мир и согласие вновь воцарятся на нашей планете.

Когда же ты вернешься к нам, Маленький принц?


Вы читаете: Сказка “Маленький принц” Антуана де Сент-Экзюпери