Система уроков по творчеству Юрия Коваля

Способы создания образа животного в рассказе Ю. Коваля “Алый”. 5-й класс

Слово учителя. Совсем недавно мы вместе читали рассказ Паустовского “Кот-ворюга”. И отметили, что в литературе существует традиция создания образов животных, которые живут рядом с человеком и, сохраняя свои родовые признаки (внешний вид, повадки), в то же время приобретают качества, свойственные человеку. Этот прием очеловечивания животных мы наблюдали в фольклорной сказке, басне, притче, литературной сказке, в рассказе. Какие еще произведения вы могли бы поставить в один ряд с названным рассказом Паустовского?

Ученик. “Каштанка” и “Белолобый” Чехова, “Белый пудель” Куприна, “Про слона” Житкова.

Учитель. К сегодняшнему уроку вы прочли рассказ Юрия Иосифовича Коваля “Алый”, в котором животное изображено как полнокровный литературный характер. Если быть точным, то в рассказе два главных героя – животное и человек. Что это за герои?

Ученик. Рядовой погранзаставы Кошкин и пограничный пес Алый.

Учитель. Кто нам о них рассказывает, то есть от чьего лица ведется повествование?

Ученик. Повествование ведется от лица автора.

Учитель. Обратим внимание на равнозначность для автора того и другого персонажа. Это подчеркнуто комическим соотнесением фамилии солдата (Кошкин) и рода животного (собака), а также упоминанием, что Кошкин собак любит не очень: они его кусают. Автор одинаково внимателен к двум главным героям. Найдите в тексте, как автор передает внутреннее состояние, настроение, мысли того и другого персонажа, заставляя читателя порой забывать, что в одном случае речь идет о человеке, а в другом – о собаке.

Ученик. “Кошкин стал думать: “Как же назвать этого лоботряса? На букву “А”, значит… Арбуз?.. Не годится. Агурец? Нет, постой, огурец – на букву “О”…””. “Алый ничего не отвечал, а про себя хитро думал: “Что я балбес, что ли? За палочкой бегать! Ты мне кость брось””. “Алый посылок ниоткуда не получал, но думал так…”

Учитель. Автор отказывается от вводных слов предположения ( Видимо, должно быть и так далее) или частицы “как будто”, выражающей кажущееся, мнимое при обозначении внутренних действий собаки. Давайте сравним, как передано внутреннее состояние животного в рассказах, которые мы уже вспоминали. “Почем знать, Может, умный пудель хотел этим сказать…” (Куприн. “Белый пудель”); “А слон, Наверно, про нас так думал…” (Б. Житков. “Про слона”). В “Алом” манера передачи внутреннего состояния животного близка к манере Чехова в “Каштанке” и “Белолобом”.

В сюжете тоже подчеркивается равнозначность человека и собаки. Приведите примеры.

Ученик. “Стал Кошкин учить Алого. А старший инструктор учил Кошкина, как учить Алого”.

Учитель. Обратите внимание, что автор так рассказывает о приобретении Алым навыков пограничной службы, что роль человека в этом процессе становится минимальной. Алый не просто поддается дрессировке, а, как и Кошкин, самостоятельно и сознательно обучается. Давайте найдем примеры.

Ученик. “…Щенок только еще начал прислушиваться к тому, что происходит на белом свете”; “Прошло несколько месяцев, и Алый подрос. Он стал кое-что понимать”.

Учитель. Но только ли взаимопонимание возникает между человеком и собакой?

Ученик. Помимо понимания в душе Алого зреет любовь. “Вскоре Алый вырос и стал совсем хорошо слушаться Кошкина, потому что он полюбил Кошкина”. И даже Кошкин, который собак не жаловал, “Алого очень полюбил”. Мне кажется, что Кошкин и Алый стали настоящими друзьями. Они вместе несут пограничную службу. “Командир заставы часто посылал их в “секрет”. Они прятались в кустах и следили, чтоб никто не перешел границу. Они так прятались, что их нельзя было увидеть, а они видели все”.

Ученик. Они и думать стали одинаково: “Если пробегал шакал, тогда Алый думал: “Беги, шакал, беги. Жаль, что я пограничная собака, а то бы я тебе уши-то пооборвал”. Кошкин, конечно, не знал, о чем думает Алый, но сам глядел на шакала и думал: “Жалко, что Алый – пограничная собака, а то бы он от этого шакала камня на камне не оставил””. Среди слов, которыми автор обозначает мысли Алого, появляется даже любимая присказка Кошкина “елки-палки”: “А Алый лежит и не думает бегать за палкой. Алый так рассуждает: “Стану я бегать за какой-то палкой! Если б ты мне бросил кость или хотя бы кусок колбасы – понятно, я бы побежал. А так, елки-палки, я лучше полежу””. И вот еще пример: “Елкины палки, – думал Алый. – Что со мной творится?”

Учитель. По мере развертывания сюжета, одной из линий которого становится взросление пса, Алый приобретает индивидуальные качества. Здесь уже можно говорить не просто об “очеловечивании” животного, а об изображении настоящей личности со своими душевными качествами и интеллектом.

Иногда Алый бывает даже умнее Кошкина. Простодушный, сомневающийся в написании слова “огурец” Кошкин пытается добросовестно вникнуть в указания старшего инструктора. Алый же снисходительно соглашается бегать за палкой вместо кости и философски воспринимает поучения старшего инструктора, не кусает его только потому, что понимает: этого делать не следует.

Писатель порой использует такие слова, которые не позволяют понять вне контекста, что речь идет не о двух людях, а о собаке и человеке, как, например, в эпизоде захвата шпиона. Давайте прочтем его.

Ученик. “Алый расстелился по земле – и прыгнул, будто взмахнул всем телом. Остановился, застыл в воздухе на секунду – рухнул на врага. Ударил его в спину. Рванул. Тот упал, но вывернул назад руку и выстрелил в Алого – раз, другой, третий. Алый вырвал пистолет, и металл будто треснул в его зубах, как черная кость”.

Учитель. Обратите внимание: только конец последней фразы напоминает, что это все-таки собака.

Вчитаемся внимательней в эпизод смерти Алого. Как показана в этой сцене собака?

Ученик. Здесь так же, как и в эпизоде захвата шпиона, собака изображена почти как человек. Только слово “лапы” указывает, что речь идет о животном.

Учитель. Прочтем эту сцену.

Ученик. “Алый тяжело дышал, и глаза его то просветлялись, то становились мутными. Кошкин глядел в них и не знал, видит ли его Алый. Но Алый видел Кошкина и понимал, что это Кошкин – мужик хороший.

“Умрет он”, – сказал фельдшер. Но Кошкин не поверил. Он сидел рядом с Алым и гладил его по голове. Он рассказывал Алому, что скоро получит из дому посылку. А там, в этой посылке, чего только не будет: и колбаса, и сало, и коржики.

– То-то пожуем, – говорил Кошкин. Алому было приятно слушать голос Кошкина. Только над головой его поплыли длинные мягкие птицы, закружили ее, заворожили. Голова его стала такая тяжелая, что он не смог ее больше держать и уронил ее на передние лапы. “Жалко мне тебя, Кошкин…” – подумал было Алый, но не сумел додумать, почему он жалеет Кошкина. Алый вздрогнул два раза и умер”.

Учитель. Сцена эта заключительная и в произведении, и в той цепи художественных доказательств, которыми автор убеждает читателя, что животное нисколько не ниже человека, а порой и выше. Что думает и какие чувства испытывает каждый из героев в этой сцене?

Ученик. Если Кошкин не верит в смерть Алого и не сразу осознает, что пес умер, то Алый понимает, что умирает, и жалеет при этом не себя, а Кошкина.

Учитель. Не каждый сможет в момент смерти думать не о себе, а о другом, жалеть не себя, а другого. Для этого нужно обладать высокой душевной организацией, своего рода талантом, который автор видит в собаке. Изображая ум и душу пса, автор раскрывает свой взгляд на мир, где человек и животное равны перед природой. Это одна из главных мыслей творчества Ю. Коваля, поэтому животные – частые герои его произведений. В этом можно убедиться, читая другие рассказы.

Для самостоятельного анализа предлагается разделить класс на творческие группы, каждая из которых получает задание проанализировать рассказы, героями которых являются различные животные: олени в рассказе “Мяк-мяк-мяк”, лошадь в рассказе “Вишня”, кот в рассказе “Шатало”. Задания могут быть следующие: Прочтите выразительно рассказ. Определите, какими приемами пользуется автор в создании образа животного? Как посредством этих приемов передается авторское отношение к животным? Каково это отношение? Созвучны ли ваши чувства и настроения авторским?

Приемы создания характеров в повести Ю. Коваля “Недопесок”. 7-й класс

Центральной проблемой изучения литературы в 7-м классе по программе А. Г. Кутузова является проблема “герой – характер – образ”. На уроках внеклассного чтения задача учителя заключается в том, чтобы семиклассники расширили свое представление о способах и средствах создания характера на примере произведений современной литературы. Мы предлагаем прочесть с ребятами повесть Ю. Коваля “Недопесок”.

На наш взгляд, начать урок целесообразно знакомством с биографией писателя, сделав акцент на том, что Коваль относится к категории авторов, которые черпают сюжеты из своего опыта, из собственной жизни. Писатель сам неоднократно говорил об этом в интервью и беседах с читателями. “Сюжеты моих книг впрямую связаны с моей биографией” – так сформулировал он одну из определяющих черт своего творчества


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...
Вы читаете: Система уроков по творчеству Юрия Коваля