Сегодня и всегда

Проза о Великой Отечественной войне

Много лет читаю для учителей Пермского края лекции о художественной литературе, посвященной Великой Отечественной войне, и непременно слышу вопрос: что нового, заслуживающего внимания появилось в современной военной прозе? Лет двадцать-тридцать назад ответ никаких затруднений не вызывал: я перечислял наиболее значительные, на мой взгляд, произведения, опубликованные за последнее время, и комментировал их.

Сегодня такой простой ответ невозможен. Само понятие “современная” применительно к литературе о Великой Отечественной войне усложнилось. Его привычный хронологический смысл неожиданно расширился, потребовалось его дополнение идейно-познавательной мотивировкой. Объясняется этот феномен… впрочем, обо всем по порядку.

Напомню, что первый после Победы успех к прозе о войне пришел в 1946 году. Естественный и необходимый во время войны патриотически-пропагандистский пафос уступает место достоверному изображению того, “как это было”. В русле исследования проблемы “человек и война” написаны художественно совершенные произведения, ставшие со временем классикой военной прозы: повести “В окопах Сталинграда” В. Некрасова, “Звезда” и “Двое в степи” Э. Казакевича, “Спутники” В. Пановой, рассказ “Возвращение” А. Платонова. Их авторы первыми откликнулись на общественные ожидания правды о только что отгремевшей войне. На первый план в этих произведениях вышли безупречная точность в изображении фронтовой реальности и ее нравственно-гуманистическое осмысление.

Суть этой литературной традиции позже сформулирует К. Симонов, сказав, что книги о войне читаются с интересом тогда, когда в них есть какие-то человеческие, нравственные, психологические проблемы, которые относятся не только к войне, а просто обнажаются во время войны с особенной силой


Вы читаете: Сегодня и всегда