Сценарий “Счастливый случай”



Химическая интеллектуальная игра: “Счастливый случай”.

1ведущий. Мы – химики! А химия – это бессонные ночи

2 ведущий. Это постоянные разговоры о химии.

3 ведущий. Это химические лаборатории

4 ведущий. Это родители, которые говорят: “А наш ребенок – химик!”

Все ведущие: И это счастье, и это жизнь!

1ведущий. Но вы спросите :почему же не все становятся химиками? Да потому что химия – это бес-сон-ные ночи.

2 ведущий Это пос-то-ян-ные разговоры о химии

3 ведущий Это химические лаборатории (затыкает нос).

4 ведущий Это родители, которые говорят: “А наш ребенок, тьфу, – химик!”

Все ведущие: И это счастье, и это жизнь?

1ведущий (гордо). Но все – таки мы – химики, потому что химия – это бессонные ночи

2 ведущий. Это постоянные разговоры о химии.

3 ведущий.


Это химические лаборатории

4 ведущий. Это родители, которые говорят: “А наш ребенок (бьет себя в грудь и гордо произносит) – химик!”

Все ведущие: И это счастье, и это жизнь!

Исполняется Песня (на мелодию “Феличита”).

Химия – слово прекрасное,

Может, волшебное – химия.

Петь даже хочется

Что – то душевное, химия.

Гипохлориты, вода и оксиды –

Химия, химия, химия!

Химия – нету на свете

Прекрасней науки – химия.

С нею готов я терпеть

Даже муки – химия!

Может разрушить, а может построить –

Химия, химия, химия!

Химия – везде и повсюду

Тебя мы находим – химия.

В тряпках и в каше,

А также в природе – химия.

Жизнь без тебя, что костер без огня –

Химия, химия, химия!

Припев: Буду я правила эти учить,

И, возможно, я стану умен!

Может быть, даже открою какой – то закон!

С ней навсегда жизнь свою я свяжу,

Потому что милей ее нет!

Как священный обет! Химия!

Гейм I : “Дальше, дальше…”

За 1 минуту команда должна дать как можно больше правильных ответов. Каждый правильный ответ – 1 балл.

Вопросы для первой команды:

1. Реакция обмена между кислотой и основанием

2. Тип кристаллической решетки в алмазе

3. Газ, который применили в качестве химического оружия во время первой мировой войны.

4. Единственный жидкий металл

5. Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород

6. Датский физик, создавший первую квантовую теорию строения атома водорода

7. В побочных подгруппах расположены только…

8. Металл, который обязательно входит в состав нержавеющих, кислотоупорных, жаропрочных сталей.

9. Вещества, имеющий одинаковый состав, но различное строения и свойства

10. Вещество, которое гасят водой, но оно не горит.

11. Продукт окисления первичного спирта

12. Ученый, отрывший получение уксусного альдегида из ацетилена

13. Русский химик, синтезировавший анилин

14. Способность атомов притягивать к себе электроны

15. Продукт поликонденсации аминокислот

16. Какое молоко не пьют

Вопросы для второй команды:

1. Наиболее активный неметалл

2. Растворы или расплавы, проводящие электрический ток

3. Реакция обменного взаимодействия между веществом и водой

4. Русский ученый – энциклопедист

5. Вещества, ускоряющие химические реакции

6. Реакции, при которых поглощается теплота

7. Биологически активное вещество, регулирующее работу органов и тканей

8. Бесцветный газ с резким запахом, применяемый в производстве азотной кислоты и удобрений

9. Вещество, получаемое дегидрированием этилбензола

10. Органические вещества, необходимые человеку и животным в малых количествах и участвующие в обмене веществ.

11. Существование химического элемента в виде двух или более простых веществ

12. Соли уксусной кислоты

13. Ученый, создавший планетарную модель атома

14. Получение из простых веществ более сложных

15. Процесс разрушения металлов под действием окружающей среды

16. Отрицательно заряженная частица

Пока жюри подводит итоги первого гейма, похимичим. Воспользуемся знаниями химии и зажжем Огонь без спичек :

В фарфоровую чашку – смесь мелко раздробленного КМnО4 и конц. H2SO4 . Чашку поставим на асбестовую сетку, обложим деревянными щепками. Кусочек ваты смочим в спирте, зажмем между пальцами и, делая пасы руками, выдавим несколько капель спирта в смесь. Костер загорается

Гейм II : “Заморочки из бочки”.

Члены команды по очереди достают бочонки из мешка с номерами вопросов. Номер бочонка соответствует номеру вопроса. Если у команды нет версии ответа, вопрос передается другой команде. Максимальное число баллов за правильный ответ – 2. Вопрос №5 – Счастливый случай (без вопроса – 2 балла).

1. Роберт Вуд, знаменитый американский физик и величайший любитель всяческих поделок, направлялся из лаборатории домой на обед. Дорога шла через негритянский квартал. Огромная лужа распростерлась по мостовой между тротуарами, на которых стояли негры. Проходя мимо них, Вуд плюнул в лужу, незаметно бросив в том же направлении кусок вещества X величиной с грецкий орех. Прогремел взрыв, полетели искры, и большое желтое пламя поднялось над поверхностью воды. Затем раздались вопли, молитвы, и кто-то прокричал: “Спасайся кто может, негры! Этот человек плюнул огнем! Только сам дьявол, сам старый сатана умеет это делать!”. Что за вещество упомянуто в рассказе?

2. Какая связь между клубнями картофеля и автопокрышкой?

3. Твердое, химически чистое вещество расплавлено. Полученная прозрачная жидкость бурно реагирует со щелочными металлами, взаимодействует со многими оксидами. При смешивании с кислотами и щелочами новых веществ не образуется. Ни расплав вещества, ни его раствор не проводят электрический ток. О каком веществе идет речь?

4. Русский химик в 1862 году получил первое ароматическое фторорганическое соединение – фтористый бензол и тогда же сочинил несколько музыкальных пьес. Спустя 10 лет им был открыт новый тип реакций – альдегидная конденсация. В тоже время он написал первую часть Богатырской симфонии и отдельные сцены из оперы “Князь Игорь”. Назовите фамилию этого ученого.

5.Счастливый случай.

6. Этот ученый дважды был удостоен Нобелевской премии. Формулировка нобелевского комитета, звучавшая при вручении второй премии, была, пожалуй, самой пространной из всех, когда-либо фигурировавших в дипломах Нобелевских лауреатов: “В знак признания ее вклада в развитие химии, который она внесла открытием элементов радия и полония, определением свойств радия и выделения радия в металлической форме, и, наконец, за ее эксперименты с этим элементом”. О ком речь?

Или: Много трагических событий связано с этим элементом. Погиб один из членов Ирландской академии наук Томас Нокс, потерял трудоспособность другой ученый этой же академии – Георг Нокс, отравились и пострадали французские химики – Гей-Люссак и Тенар и многие другие. При соприкосновении с кожей это вещество вызывает сильные ожоги, вдыхание его приводит к тяжелому воспалению дыхательных путей и легких, которое часто заканчивается смертельным исходом. Малейшая неосторожность при работе с ним – и у человека будут разрушены зубы, испорчены ногти.

Опыт “Кровь без раны”. Тыльную сторону ладони “обеззараживаем” 3%-ным раствором хлорида железа(III) (йод). Нож смачиваем 3%-ным раствором родонида калия и делаем им “разрез”. “Исцеляем рану” ваткой, смоченной раствором фторида натрия.

Гейм III : “Темная лошадка”.

Первый ведущий: Много открытий было сделано этим великим ученым. Сообщение о самом главном его открытии сделал Меншуткин на заседании Русского химического общества в марте 1869 года. “Наружность известна многим по его портретам. Самое характерное в нем было: грива длинных пушистых волос вокруг высокого лба, очень выразительного и подвижного, и ясные, синие проникновенные глаза…

Походка у него была быстрая, и движения тела, головы и рук были нервные и в разговоре, и в деле: при отыскании книг, инструментов, справок…” (из воспоминаний племянницы ученого Капустиной-Губкиной). Кто этот ученый?

Вопросы командам от имени Д. И. Менделеева.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Когда меня спрашивали, как я открыл периодический закон, я отвечал: “Искать чего-либо, хотя бы грибов или какую-либо зависимость, нельзя иначе, как смотря и пробуя. Вот и я стал подбирать, написав на отдельных карточках элементы с их атомными весами и коренными свойствами, сходные элементы и близкие атомные веса, что быстро привело к тому, что…” К какому заключению пришел Д. И. Менделеев?

2. В 1871 году Д. И. Менделеев выступил со статьей “Естественная система элементов и применение ее к указанию свойств неоткрытых элементов”. В ней он описал свойства неизвестных элементов, дав им условные названия.

Первый ведущий:

Законом пользуясь своим,

Три элемента предсказал,

Как будто их в глаза видал!

Быть может, раз в тысячелетье

Свершить подобное дано.

Но мир открытья не заметил

Иль не поверил, все равно

И кто-то говорил по-свойски:

“Забудь об этой ерунде!

Как можно обнаружить свойства

Веществ Не Найденных нигде!”

Вопрос: Как назвал Менделеев эти элементы, и как они называются сейчас?

Второй ведущий:

Металл чудесный Галлий

(В честь Франции назвали)

Открыл Буабодран.

Довольный и счастливый

Рассматривал металл,

Но писем из России ни как не ожидал.

Он взял письмо, прочел его.

От Русского ученого?!

– Ошибся я! Слыхали?!-

Француз был удивлен.-

В глаза не видел Галлий,

А свойства знает он!

Вес высчитал удельный

Точней, чем я, стократ

Какой-то Менделеев

Еще пять лет назад!

Глаза его сверкали,

Топорщились усы.

Но вот металл свой Галлий

Он кинул на весы!..

Третий ведущий:

Ответ в Россию мчится:

“Прекрасная Таблица!

Я Вами восхищен!

Проверен мной практически

Закон периодический,

И я категорически

Приветствую Закон! “

Второй ведущий:

В 1879 году Нильсон в Швеции открыл Скандий, в котором воплотился предсказанный Менделеевым Экабор.

В 1886 году Винклер открыл Германий. Его свойства с удивительной точностью совпали с предсказанным Менделеевым экасилицием.

Третий ведущий:

У химиков переполох!

Ведь Галлий был один из трех,

Предсказанных заранее!..

И следом, как из-под земли,

Вдруг скандий в Швеции нашли,

На свет Германий извлекли

(Естественно, в Германии).

Второй ведущий:

Менделеев включил присланные ему портреты Лекона де Буабодрана, Нильсона и Винклера в общую рамку, озаглавив ее “Укрепители периодического закона”.

Так закончилась эта удивительная история, блестяще подтвердив триумф периодического закона.

3. Д. И. Менделеев говорил, что для него Дети и внуки – самое дорогое в жизни. А сколько детей было у него?

4. Каким ребенком в семье был Д. И. Менделеев?

5. Какая связь между А. Блоком и Д. И. Менделеевым?

На Менделеевских средах много спорили о науке, литературе, искусстве. Для разрядки подчас серьезной обстановки Менделеев показывал занимательные опыты в шуточной интерпретации. Однажды Менделеев объявил, что соберет в стеклянную банку папиросный дым. Когда Репин закурил папироску и выпустил первую струю табачного дыма, Менделеев налил в банку немного прозрачной жидкости. К удивлению присутствующих, банка действительно наполнилась дымом. Демонстрационный опыт: “Таинственный стакан”.

На дно стакана – 1 см карбоната натрия. Смочить раствором нашатырного спирта. Тонкой струйкой – концентрированную соляную кислоту. Образуется дым.

Гейм IV : “Гонка за лидером”.

(Ответ может дать любой ученик на скорость)

1. Болотный газ

2. Изобретатель противогаза

3. Карболовая кислота

4. Самый тяжелый металл

5. Тип кристаллической решетки поваренной соли

6. Каким химическим элементом богата капуста

7. Другое название уксусного альдегида

8. Положительно заряженный электрод

9. Простейший кетон

10 . Единица количества вещества

11 . Элементарная частица, не имеющая заряда

12 . Гормон, регулирующий содержание сахара в крови

13. Шестиатомный спирт, продукт восстановления глюкозы

14. Химический элемент, входящий в состав гемоглобина

15. Биологический катализатор

16. Техническое название карбоната натрия

17 . Сплав меди и цинка

18. Газообразное вещество, которое дезинфицирует воду, не оставляя привкуса

19. Совокупность атомов с одинаковыми зарядами ядра

20. Галоген, соединение которого успокаивает нервную систему

21. Советский химик – органик, создатель первого синтетического каучука

22. Сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот

23. Производные аммиака, образованные замещением в нем атомов водорода

24. Металл, обладающий бактерицидными свойствами

25. Металл, “болеющий чумой”

26. Двухатомный спирт

Опыт “Фараоновы змеи”

Таблетки уротропина мелко растолочь, высыпать на металлическую подставку горкой, в нее – таблетки норсульфазола. Смесь поджечь. (Можно измельчить таблетку сухого горючего, выложить горкой на подставку, сверху – три таблетки норсульфазола. Поджечь.)

Подведение итогов конкурса.

Поздравление победителей.

Слово учителя.

Игра закончилась. Мы от души поздравляем победителей. Они сегодня отчаянно боролись и победили. Им помог счастливый случай. Но главное даже не это. Главное то, что все мы – химики. Всех нас объединяет любовь к химии – интересной и чудесной науке. Пожелаем же дальнейших успехов в ее изучении. Пусть химия будет для многих из вас главной наукой в будущей Профессии и пусть она будет для вас легкой и интересной. А объединит и помирит всех нас гимн химиков.

Гимн химиков (на мотив песни “Все выше, и выше, и выше”).

Нам суждено пролить все то, что льется,

Просыпать то, чего нельзя пролить.

Наш класс не зря химическим зовется.

Мы рождены, чтоб химию любить

Припев:

Все выше, и выше, и выше

Летит рыжий бром к небесам,

И кто этим бромом подышит,

Тот рыжим становится сам!

Мы дышим все аммиаком и хлором,

Мы кислотой до сердца прожжены,

Предосторожность не считаем вздором,

Хоть все на вкус попробовать должны

Припев:

Все выше, и выше, и выше

К вершинам наук мы идем,

С пути никогда не собьемся,

К намеченной цели придем.




1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...
Вы читаете: Сценарий “Счастливый случай”