Романс в русской литературе XIX века

Литература второй половины XIX века – очень сложный для школьников период, требующий постоянного интеллектуального включения, подробного прочтения, навыков анализа и проведения культурных аналогий. Поэтому очень важно сразу же, в начале года, найти сквозные темы, общие для всех произведений этого периода: с одной стороны – знаки, по которым узнается эпоха, и с другой стороны – нечто сверх текста.

Таких тем может быть множество. Одна из них – русский романс, музыкальный жанр, необыкновенно популярный во всех социальных кругах второй половины XIX века. Кроме того, можно сказать, что романс – не только музыкальный жанр, но и литературный. Он достаточно прост и доступен, близок практически любому слушателю, но в то же время в этом жанре работали и самые прославленные композиторы, и самые известные поэты. Изучение романса, таким образом, – это прежде всего работа над преодолением культурных ограничений, с которыми невольно живет школьник, поставленный в жесткие временные рамки из-за насыщенности программы 10-го класса.

Литература, представленная ученику в бумажном виде, обязательно должна звучать. Во всех произведениях, которые мы читаем в 10-м классе, так или иначе запечатлены романсы самых разных жанров. Прежде всего поэты того времени – авторы известнейших романсов. ” Утро туманное”, “На заре ты ее не буди”, “Я встретил вас”, “Цыганская венгерка” до сих пор в репертуаре.

Роман (бессмертное произведение)с – это прежде всего выражение чувства. Роман (бессмертное произведение)с в литературном произведении используется для усиления чувства, высказанного или не высказанного героем, для передачи особого настроения, не передаваемого словами. У Толстого в первом томе “Войны и мира” романс на стихи Д. А. Кавелина становится способом любовного объяснения, публичным высказыванием тайного: “По просьбе гостей молодые люди спели дуэт “Ключ”, который всем очень понравился; потом Николай спел вновь выученную песню:

В приятну ночь, при лунном свете,
Представить счастливо себе,
Что некто есть еще на свете,
Кто думает и о тебе!..”

В “Дворянском гнезде” Тургенев, сам автор популярнейшего романса, делает романс своего рода лакмусовой бумажкой, проверкой на подлинность. Фальшивое звучание романса, сочиненного Паншиным, бросается в глаза. Таким образом, это еще и искренний жанр, не способный жить во лжи.

У Н. С. Лескова В “Леди Макбет Мценского уезда” романс Я. Полонского, пропетый Сергеем Сонетке, является выражением чувств третьего лица, Катерины Львовны, и на самом деле адресован ей, подчеркивая демонстративность поступков Сергея. “С этими словами он, сейчас же обратясь к Сонетке, покрыл ее своею полою и запел высоким фальцетом:

За окном в тени мелькает русая головка.
Ты не спишь, мое мученье, ты не спишь, плутовка.
Я полой тебя прикрою, так что не заметят.

При этих словах Сергей обнял Сонетку и громко поцеловал ее при всей партии…

Катерина Львовна все это видела и не видала: она шла совсем уж неживым человеком”.

Ф. М. Достоевский использует слова романса для выражения безвыходности и отчаяния, крайнего из крайних: “…Нас тотчас заметят: Леня знает “Хуторок”. Только все “Хуторок” да “Хуторок”, и все-то его поют! Мы должны спеть что-нибудь гораздо более благородное… Памяти, памяти у меня нет, я бы вспомнила! Не “Гусара же на саблю опираясь” петь в самом деле!..” И еще более предельное, смертное отчаяние видим в таком фрагменте: “Наконец страшным, хриплым, надрывающимся голосом она начала, вскрикивая и задыхаясь на каждом слове, с видом какого-то возраставшего испуга:

В полдневный жар!.. в долине!.. Дагестана!..
С свинцом в груди!”

В “Бесприданнице” А. Н. Островского “Разуверение” Баратынского (“Не искушай меня без нужды”) становится поводом для откровенного проявления характеров героев.

” Паратов. А вот посмотрим. Мы попросим хорошенько, на колени встанем.

Вожеватов. Это я сейчас, я человек гибкий.

Карандышев. Нет, нет, и не просите, нельзя; я запрещаю!

Огудалова. Что вы! Запрещайте тогда, когда будете иметь право, а теперь еще погодите запрещать, рано.

Карандышев. Нет, нет! я положительно запрещаю.

Лариса. Вы запрещаете? Так я буду петь, господа”.

Даже “Casta diva” в “Обломове” И. А. Гончарова исполняется как романс, в камерной обстановке, для узкого круга знакомых людей.

I. Предварительная работа

Конечно, не сразу стоит давать ученикам слушать романсы в классическом исполнении. Для начала нужно найти записи в современной обработке (их достаточно много), и только потом, когда учащиеся начнут ориентироваться в материале, их можно познакомить и с классикой жанра.

На этом этапе нужно сразу утвердить основной вид работы – письменное размышление (то есть настроить класс на стиль романса – размышление наедине с собой).

Темы письменных размышлений, этюдов

Почему романс стал настолько популярным жанром именно в России? Основные темы русского романса. Основные черты (способ исполнения, слушания и переживания) романса. Основные образы. Сочинения: “В романсе душа думает”; “Внутренняя мелодия русского романса” (авторы формулировок – ученицы 10-го класса Гюзель Сафина и Мария Губарева).

II. Введение в тему. Поиск материала

На данном этапе мы переходим от эмоционального восприятия к интеллектуальному. Для наглядности и систематизации собранного материала составляется таблица.


Вы читаете: Романс в русской литературе XIX века