Речевые особенности рассказа

В своем повествовании А. Солженицын добивается почти абсолютного слияния авторского голоса и речи героя.
Интересно, что в композиционном плане весь рассказ выстроен как несобственно-прямая речь Ивана Денисовича Шухова. Возможно, рассказывая о лагерной жизни, Солженицын мог бы прибегнуть к иной повествовательной манере. Это могло бы быть авторское эпическое повествование либо рассказ от первого лица, полностью сориентированный на точку зрения героя. Солженицын предпочел такую форму рассказывания, которая могла бы предельно сблизить точку зрения мужика с авторской точкой зрения. Подобный художественный эффект прекрасно достигается использованием несобственно-прямой речи, когда рассказывается не только о том, что мог бы облечь в слова сам герой произведения, но и вещах, недоступных его пониманию. При этом манера речевого выражения определяется присущими сказовой речи просторечиями и диалектизмами, а также лагерного жаргона (в несобственно-прямой речи Ивана Денисовича использовано не более 40 понятий, распространенных в лагерной среде).
Солженицын предпочитает первоначальную образность, добиваясь максимального эффекта “нагой” речи и используя минимально переносные значения слов. Колоритную экспрессию придают тексту фразеологизмы, пословицы и поговорки в речи героя, помещенные в несколько иной контекст. Шухов способен очень сжато и метко (буквально двумя-тремя словами) определить суть события или чьего-либо характера. В концовках эпизодов или описательных фрагментов его речь звучит особенно афористично, что придает повествованию еще большую оригинальность.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...
Вы читаете: Речевые особенности рассказа