РАЗРАБОТКА урока по курсу “Основы религиозных культур и светской этики (модуль “Основы светской этики”) на тему: Добро и зло

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

“Горковская средняя общеобразовательная школа”

РАЗРАБОТКА

Урока по курсу “Основы религиозных культур и светской этики

( модуль “Основы светской этики”)

На тему:

Добро и зло

Разработала:

Яковлева С. В.

Учитель начальных классов

2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность Изучения модуля “Основы светской этики” для российского образования обусловлено тем что, направлен на развитие у школьников 9-10 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих многонациональную культуру России, на понимание их значения жизни современного общества, а так же своей сопричастности к ним.

Особенности урока :

Урок №5 проводится с учащимися 4 класса и занимает особое место в курсе ОРКСЭ, так как расширяет знания обучающихся об основных этических понятиях. Именно знанием о добре и зле руководствуются люди, совершая хорошие и дурные поступки. С точки зрения добра и зла человек оценивает как свои поступки, так и поступки других людей. Благодаря тому, что люди выработали понимание добра и зла, они могут поддерживать добрые отношения друг с другом, запрещать и предотвращать ссоры, насилие, жестокость.

Практическая значимость методической разработки состоит в том, что в ней подобран комплекс упражнений и заданий по теме “Добро и зло”

При проектировании урока нами были использованы личностно-ориентированный, индивидуальный, дифференцированный и системно – деятельностный подходы.

Форма организации деятельности обучающихся: Коллективная беседа, групповая.

Используемые методы :

– методы проблемного обучения,

– эвристический

– рефлексия.

Приемы и элементы педагогических технологий:

Проблемное обучение, обучение в сотрудничестве.

План-конспект урока № 5

Тема раздела программы: Основы светской этики (34 часа)

Тема: Добро и зло (1 час.)

Тип: “открытия” нового знания

Вид: Беседа с элементами проблемного изложения

Цель урока: создание условий для осознания и осмысления обучающимися значения понятий добра и зла.

Задачи урока

В области ценностей:

Ученики научатся совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;

В области опыта :

Ученики приобретут опыт коммуникативной деятельности, совершенствуют умения работать в группе, не нарушая принципов толерантности;

В области знаний:

Ученики смогут дать определение добра и зла ; какие качества необходимы добродетельному человеку, как приобрести эти качества;

В области умений и навыков:

Ученики научатся коллективно определять качества добродетельного человека, смогут сформулировать правила мудрости, т. е. правила, как стать добродетельным человеком;

Индивидуально найти и назвать особенности добродетельных поступков.

Основные термины и понятия: Добро и зло как основные этические понятия.

Информационная карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организация деятельности обучающихся, эмоциональный настрой.

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости. Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно так: На рассвете встать И, помышляя о чуде, Рукой обожженной солнце достать.

И подарить его людям.

– Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок

Актуализация знаний

Зло как снежный ком катилось

И все больше становилось

Тут добро, как будто солнце

Глянуло в свое оконце.

И от Зла не отвернулось

А спокойно… улыбнулось.

Знаете, что вдруг случилось

Зло исчезло… Растворилось

-О чем стихотворение, которое я Вам сейчас прочитала?

-Какова его тема? Основная мысль?

– Понятны ли вам слова Добро и Зло?

-Подберите однокоренные слова к слову добро.

Объясните значение выражений “доброе сердце”, “доброе дело”, “добрый конь”, “добрый дождь”, “добрый урожай”.

Что значит добрый человек? Как относятся к нему люди?

– Подберите антоним к слову “добро”.

– Каких людей вы называете Добрыми, а каких Злыми?

Прослушивают стихотворение.

Отвечают на вопросы.

О добре и зле.

Добро победило зло.

Добрый, доброта.

Зло.

Постановка учебной задачи

-Кто уже понял, какова тема нашего сегодняшнего урока?

-Можете ли вы сформулировать понятия добра и зла.

Добро и зло.

Дети затрудняются.

Построение проекта выхода из затруднения “Открытие нового знания”

-Попробуйте разбить данные понятия на две группы

Качества – “помощники” добра.

Качества – “помощники” зла.

Мужество, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть, трусость, зависть, жадность, честность, правдивость, хитрость, лживость, справедливость, эгоизм, бескорыстие.

-Давайте в учебнике найдем понятия добра и зла

-А вот как об этих качествах человека записано в словаре С. И. Ожегова

-Добро и зло – главные понятия в жизни. Давайте попробуем разобраться, чем отличаются добро и зло (Приложение 1.)

– Найди в тексте учебника ответ на вопрос “Почему важно бороться со злом?” (выборочное чтение).

Работают в группах с карточками, под словом “добро” выкладывают качества “помощники добра”-мужество, скромность милосердие, совесть, честность, правдивость, справедливость, бескорыстие

Под словом “зло” выкладывают Качества “помощники зла”- хвастливость, жестокость, трусость, зависть, жадность, хитрость, лживость,

Дети работают с материалом учебника: выборочное чтение

Читают статью из словаря:

Добро – все положительное, хорошее, полезное;

Зло – нечто дурное, вредное.

Ученики работают в группах: делят на две группы, предложенные им признаки добра и зла.

Работают с текстом учебника.

Физкультминутка

Провести тест – танец на лучшее исполнение танца злого и доброго Волшебника.

Предложить сделать анализ сравнения.

Танцуют по кругу, изображая злого и доброго волшебника.

Сравнивают движения, выбирают понравившееся движение.

Первичное закрепление

Чтение притчи “Два волка”

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

– В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

– А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

– Что же ответил старик?

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

– Как вы понимаете это высказывание?

– Давайте попробуем составить правила “Как стать добрым”

В сказках все просто: этот герой – добрый, а этот – злой. В жизни все не так. Многих ли твоих знакомых можно назвать однозначно: Добрый, злой…? А что ты скажешь про себя?

Анкетирование “Добрый ли я человек” (Приложение 2)

Высказывают свои предположения

Работают по группам

Составляют минипроект “Как стать добрым”

1) Помогать людям.
2) Защищать слабого.
3) Делиться последним с другом.
4) Не завидовать.
5) Прощать ошибки другим.

Отвечают на вопросы анкеты, подводят итоги.

Обобщение.

Сейчас я прочитаю стихотворение Л. Курочкиной о доброте.(читает)

– Что автор хотела сказать этими строками?

– К чему она нас призывает?

Отвечают на вопросы

Рефлексия.

Возьмите мягкую игрушку и, передавая друг другу, называйте доброе слово.

-Почему нужно стремиться к добру?

-Что вы можете сделать, чтобы наш мир стал добрее?

– Будьте добрее и терпимее друг к другу.

Дети передают игрушку и называют слова.

Чтобы в мире было лучше жить.

Совершать хорошие поступки, помогать тем, кому нужна твоя помощь.

Домашнее задание.

1. Cоставить список добрых

Де дел и поступков.

2. Нарисовать символы Добра и Зла, как представляют себе их Дети,

Объяснить их значение.

3. Подобрать пословицы по теме урока.

Приложение 1.

Карточки с признаками добра и зла

Добро: совершается сознательно и бескорыстно, совершается без расчета на выгоду, поступки, которые способствуют развитию человеколюбия, понимания и уважения, поступки, которые помогают развиваться человеку и окружающим людям.

Зло: унижение других людей, неуважительность и нетерпимость к людям, обман, насилие, которое подавляет свободу, разрушает отношения, препятствует развитию человеческих способностей, приносит беды и страдания.

Приложение 2.

Анкетирование

Может ли кто-нибудь из вас сказать по совести: “Я добрый человек”.

Давайте проведем анкету “Добрый ли вы человек?”

У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?

Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?

Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?

Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?

Любите ли вы злые шутки?

Вы злопамятны?

Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?

Умеете ли на практике применять свои способности?

Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?

Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

Вы охотно выполняете просьбы?

Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

Результаты анкеты

А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ “да” на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ “нет” на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдет.

От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.

Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…

Доброта последнюю рубашку

Снимет с плеч своих и нищему отдаст.

Разведет сады, похожие на сказку,

И в несчастье друга не предаст.

Не обидит добрую старушку,

Приласкает малое дитя

И отдаст последнюю краюшку,

Не оставив корки для себя.

Доброта как солнце, теплый ветер,

На нее ты не предъявишь счет.

Доброта нам достается даром,

Ценится дороже всех щедрот.

Доброта в глазах лучистым светом

Отражает путь своей души.

В добром деле и решенье смелом

Все ее поступки хороши.

Будем жить в согласии и вере,

Говорить лишь правду и не лгать!

Будем доброту повсюду сеять,

Чтобы зло потом не пожинать!


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...
Вы читаете: РАЗРАБОТКА урока по курсу “Основы религиозных культур и светской этики (модуль “Основы светской этики”) на тему: Добро и зло