Разработка урока – конференции: “Заболевания органов зрения”



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 16

Разработка урока – конференции:
“Заболевания органов зрения”

Подготовила:
Учитель биологии Субботина Е. В.

Г. Новый Уренгой
2015 год

Эпиграф:

Все видеть, все понять, все знать, все пережить, Все формы, все цвета вобрать в себя глазами, Пройти по всей земле горящими ступнями, Все восприять и снова

Воплотить.

М. Волошин.

План урока.

Мобилизующее начало

Подготовка;

Объявление темы урока.

Постановка проблемы урока

Зачем человеку необходимо беречь зрение?

Объявление цели урока:

Познакомить учащихся с основными заболеваниями органов зрения человека и мерами их профилактики;

Показать вредное влияние курения на орган зрения человека;

Развивать


умение работать с дополнительными источниками информации; умение анализировать информацию, использовать межпредметные и внутрипредметные связи;

Воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Проведение конференции.

Методы: частично – поисковый проблемный Форма: урок – конференция

Оборудование: таблица: “Строение органа зрения”; таблица: “Заболевание органов зрения”; таблица: “Заболевание органов зрения в момент миом”, выставка рефератов, таблички: “Врач – окулист”, “Статистик”, корреспондент журнала “Здоровье”, “Литератор”, видеокассета. Организация деятельности учащихся: внимательно слушают сообщение “специалистов” и обобщают изученное, обсуждают и решают проблему урока, делают выводы, выполняют тестовое задание.

Ход урока.

Учитель биологии.

Античный ученый – философ Геракмет Эфестский заметил, что “глаза – более точные свидетели, чем уши”. Действительно 90% всей информации люди получают через глаза. Большая часть наших сведений о внешнем мире связана со зрением. Благодаря зрению человек различает окружающие нас предметы, движения живых и не живых тел, графические и цветовые сигналы.

Однако более 25% жителей ЯНАО страдают нарушениями и болезнями зрения. С наиболее распространенными и чаще встречающимися заболеваниями органа зрения мы на нашем уроке познакомимся.

Ребята, какие вы знаете нарушения зрения?

(Слепота, глаукома, катаракта, косоглазие, дальтонизм и т. д.)

Учитель биологии.

Верно ребята. Давайте обратимся к Нашему врачу-Офтальмологу.

Врач – офтальмолог.

На первом месте по заболеваниям органа зрения – близорукость и дальнозоркость.

Близорукие и дальнозоркие нечетко видят предметы. У близоруких расплывается изображение удаленных предметов, у дальнозорких – близко расположенных. Причиной врожденной близорукости может быть удлиненная форма глазного яблока. Развивается она обычно в школьные годы и связана, как правило, с продолжительным чтением или письмом, обычно при недостаточном освещении и неправильном расположении источника света. Расстояние наилучшего зрения более 25 сантиметров. Поэтому люди с подобным недостатком зрения вынуждены читать текст, располагая его близко к глазам.

Корреспондент журнала “Здоровье”.

– Какова же причина дальнозоркости?

Врач – офтальмолог.

Причиной дальнозоркости является уменьшение способности хрусталика изменять кривизну, что наблюдается чаще всего у пожилых людей. При дальнозоркости люди и в близи, и в дали. Дальнозоркостью страдают большинство новорожденных, однако, по мере роста ребенка глазное яблоко несколько увеличивается, и этот недостаток зрения исчезает. Близорукость и дальнозоркость исправляют (компенсируют) ношением линз.

Учитель биологии.

Ребята, внимательно подумайте, и выскажите свою точку зрения на вопрос: Вредно ли ношение контактных линз?

(Учащиеся класса высказывают свою точку зрения).

Давайте внимательно выслушаем сообщение по контактным линзам.

Докладчик.

Идея контактных линз, расположенных непосредственно на глазном яблоке, не нова. Английский физик Дж. Гершель высказывал эту идею еще в 1827. Однако лишь недавно достигнут необходимый для ее реализации уровень производства и шлифовки оптических материалов. Вначале линзы делали из стекла, теперь же, как правило, из пластических материалов: они не столь хрупки и более удобны в обращении. Применяются контактные линзы двух видов: небольшие роговичные линзы, которые закрывают только роговицу, и склеральные, которые закрывают значительную часть глаза.

Учитель биологии.

Ребята, как вы думаете; по – вашему мнению, какое заболевание наиболее сложное?

(Слепота).

Учитель биологии.

Как говорил Максим Горький “Ничто не может быть страшнее, как отсутствие зрения или его потеря, – эта не выразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира”. Ребята, вы слышали о произведении В. Короленко “Слепой музыкант”? Давайте послушаем нашего литератора.

Литератор.

Верно, об этом повесть русского писателя В. Короленко “Слепой музыкант”. В ней свобода художественного вымысла сочетается со строгими принципами научного анализа. В повести рассматриваются два аспекта: биологический (слепорожденный мальчик тянется к свету) и социальный (естественная природа человека протестует против частного случая нарушения ее законов).

Статистик.

На зеленом шаре насчитывается более 40 миллионов человек, пораженных слепотой, 80% из них живут в развивающихся странах.

Корреспондент журнала “Здоровье”.

Каждые 5 секунд в мире слепнет 1 человек. В 80% случаев слепоту можно предотвратить.

Учитель биологии.

Ребята, можно ли было Петра (героя повести) вылечить, как вы думаете? (Учащиеся высказывают свою точку зрения).

Повесть была написана в 1886году, тогда врожденную слепоту лечить не умели.

Врач – офтальмолог.

Известно не мало случаев рождения слепых детей. Причиной является чаще всего нарушение прозрачности одной из оболочек глаза – роговицы, так называемое бельмо. Когда – то судьба таких детей была трагичной.

Учитель биологии.

Давайте, разберем еще одно серьезное заболевание как глаукома.

Врач – офтальмолог.

Основным признаком заболевания является повышение внутриглазного давления. Выделяют первичную и вторичную глаукому – первичная глаукома связана с нарушением процесса регуляции внутриглазного давления и оттока внутриглазной жидкости. Вторичная глаукома – развивается как осложнение ряда заболеваний.

Учитель биологии.

Природа снабдила сетчатку каждого человеческого глаза 132 миллиона клеток, из них более 7 миллионов палочек отвечают за восприятие цвета и около 125 миллионов палочек улавливают яркость света. Существует семь видов палочек, каждая из которых настроена на свой цвет. А всего человек различает до 10 миллионов различных цветов и оттенков.

Ребята давайте послушаем, что нам скажет врач.

Врач – офтальмолог

Новорожденные яснее всего видят желтые и зеленые предметы.

Корреспондент журнала “Здоровье”.

Как известно курение отрицательно сказывается на организме человека. Как же курение влияет на орган зрения?

Учитель биологии.

Давайте послушаем сообщение.

(Докладчик читает о вреде курения).

Учитель биологии.

Если колбочки какого – либо вида оказывается с дефектом, возникает заболевание Дальтонизм. Что ребята вы знаете об этом заболевании? (Учащиеся высказывают свои мнения).

Корреспондент журнала “Здоровье”.

Дальтонизмом страдает 8% мужчин и 0,5 % женщин. Одни не воспринимают красный цвет, другие зеленый, третьи фиолетовый. Редко встречаются люди, для которых мир окрашен во все оттенки серого.

Учитель биологии.

У каждого человека радужка неповторима – двух одинаковых по цветовой гамме не найти. Цвет радужки, а это и есть цвет глаз, зависит от количества пигмента меланина. А какое заболевание вы знаете, характеризующееся тем, что в результате наследственной особенности меланина ни в коже, ни в волосе, ни в радужке – нет.

(Альбинизм).

Врач – офтальмолог.

Радужка красная из-за просвечивающихся кровеносных сосудов. Они очень чувствительны к яркому свету.

Учитель биологии.

Цвет глаз передается по наследству, и на протяжении жизни меняется, у новорожденных цвет глаз светлый, серо – голубой, а с возрастом приобретает заданный генами цвет. (Просмотр фрагмента видеофильма).

Ребята, как вы думаете – влияет ли цвет глаз на зоркость?

Оказывается, что сероглазые – самые зоркие, среди спортсменов, снайперов их большинство.

Давайте обратимся к нашему статистику с вопросом: Как же обстоит дело в нашей школе с нарушением зрения?

Статистик.

1 класс

4 человека

2 класс

10 человек

3 класс

15 человек

4 класс

12 человек

5 класс

10 человек

6 класс

15 человек

7 класс

27 человек

8 класс

18 человек

9 класс

28 человек

10 класс

20 человек

11 класс

25 человек

По заболеваниям лидирует параллель девятых классов.

Учитель биологии.

Еще в древности были известны упражнения, активизирующие кровообращение в мозге и области глаз. После таких упражнений люди чувствуют себя бодрее, особенно хорошо эти упражнения снимают умственное утомление. В основе – определенные функциональные связи между глазодвигательным нейроном и нервными клетками сосудов мозга.

V .Тестирование по теме: “Заболевания органов зрения”.

Учитель биологии.

Ребята, давайте подведем итог урока. С чем мы сегодня на нашем уроке познакомились?

( Дети делают выводы).

VI .Выставление оценок.

VII .Домашнее задание.




1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...
Вы читаете: Разработка урока – конференции: “Заболевания органов зрения”