Рассказ по ключевым словам



Учитель русского языка и литературы Н. А. Пузанова из г. Брянска предлагает своим ученикам Словарные диктанты с последующей творческой работой (по вариантам). Используя словосочетания этих диктантов, ученикам предстоит создать текст на одну из предложенных тем (например, “Образ Русской земли в “Слове о полку Игореве””, “Основная идея “Слова…””, “Русские князья в “Слове…”” и др.).

Добавим в список Н. А. Пузановой и другие слова, связанные с этой же темой: мистификация, гипотеза, междоусобицы, коалиция князей, скептики, темные места, крамола, публицистический, военно-феодальный, патриотический пафос, народно-поэтическая традиция, лингвистические данные. Опираясь на них, можно рассказать и об истории текста, и о его особенностях, и о перипетиях изучения “Слова…”. Как видим, эта работа становится одновременно и хорошим тренингом по русскому языку.

Вообще Рассказ по ключевым словам с успехом используется на многих уроках. Интересным опытом поделилась с нами Т. И. Смирнова, преподающая в профессиональном училище № 9 города Рошаль Московской области. Ей приходится говорить о литературе с будущими газосварщиками и поварами. Часов мало (один час в неделю), мотивация низкая, нужно искать особые приемы для общения с такой аудиторией. Татьяна Ивановна рассказывает, что неизменно удачно проходит урок после


лекции о биографии Толстого. Между ними – неделя, поэтому нужно быстро и продуктивно вспомнить пройденное. Каждый ученик по просьбе учителя называет одно слово-ассоциацию, которое приходит ему на память, когда он видит написанное на доске имя – “Лев Николаевич Толстой”. Все называемые слова тоже записываются на доске. Потом учащиеся в парах или индивидуально должны составить небольшой рассказ о Толстом, использовав в нем пять-шесть ключевых слов из появившегося на доске списка. Эта работа может проходить и письменно, и устно.

Удобно использовать ключевые слова и “превентивно”: перед уроком (например, по той же биографии) можно раздать ученикам распечатанные на листочках слова, которые встретятся в рассказе учителя. Задачи ученикам можно поставить разные – пронумеровать эти слова, отметив таким образом Порядок их появления; дать толкование слов (для этого на листочке должно быть оставлено специальное место); продолжить список ключевых слов (для этого в нем намеренно должны отсутствовать два-три важных слова, которые будут использоваться в рассказе учителя). Роль ключевых слов могут выполнять поэтические цитаты, данные без указания имен авторов (например, для обзорного урока по поэзии Серебряного века) – тогда ученикам предстоит соотнести их с ключевыми положениями лекции.

Конечно, это только отдельные примеры использования Опорных слов на уроке. С удовольствием узнаем, как работаете с ними вы.

Диктант 1

Подлинная народность “Слова…”, самосознание просвещенных русских людей конца XII века, художественные средства устной поэзии и письменной литературы, указанные приемы, родственность их с фольклорными, постоянные эпитеты, в близости с былинными образами, навеяны народными поверьями, построены по принципу параллелизма, дружинные действия, вызваны желанием подчеркнуть, указано на бесстрашие, усилены рыцарски-воинственные черты, интересны отклонения от летописного рассказа, помещенный в ряд реальных лиц.

Диктант 2

Созданный на основе, опечаленный поражением, обращенный к потомкам и современникам, обнаженный меч, калеными стрелами, по орошенной кровью земле, вооруженная охрана, вооружены мечами, многократно повторенный вздох “О Русская земля, ты уже за холмом!”, затоптанные в грязь шелка, раненые воины, оклеветанный соседом, одаренный поэтической интуицией, о плаче Ярославны, половецкие полки, Черниговская земля, честолюбие, нетерпение, гордость, покаянная речь, ордынские кони, туровские болота, слышится во Владимире, Чернигове, Суздале, Киеве.

Надежда Александровна Пузанова,
Учитель русского языка и литературы Брянского лицея № 1



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...
Вы читаете: Рассказ по ключевым словам