Радость познания

Успех – красноречивейший в мире оратор.

Наполеон Бонапарт

Ребенок будет нам благодарен всю жизнь, если мы привьем ему лю-бовь к знаниям, научим учиться, превратим его школьные годы не в скучные будни, а в светлый праздник, каким по идее и должен быть путь познания.

С какой радостью ребенок первый раз идет в школу! Сколько надежд возлагает он на тот неведомый и увлекательный мир знаний, который ему предстоит узнать. Он ждет от него только радости, притом много – на всю жизнь. Почему вдруг это стремление учиться у некоторых детей пропадает через два-три года? Потому что испокон века и в школе, и дома действует “принудительная педагогика”. И вот вместо радости познания, вместо вос-торженных отзывов о школе от детей можно услышать: “Я очень боюсь дво-ек…”. А ведь наша задача – научить учиться, мыслить, развить способности. А разве можно “двойками” развить способности? Ни один ребенок не дол-жен иметь в своей душе чувства страха перед плохой отметкой, перед шко-лой.

Секрет успеха в школах Василия Александровича Сухомлинского и Шалвы Александровича Амонашвили состоит в том, что там отброшена “принудительная педагогика”. И Сухомлинский, и Амонашвили “отдают сердце и душу детям”. Совершенно необходимой предпосылкой успешной педагогической деятельности является любовь к детям, призвание к педаго-гическому труду.

Моя любовь к детям выражается в чувстве радости от общения с ними, от возможности проникнуть в своеобразный детский мир, во внимательном и чутком отношении к ним. Я ни в коей мере не поддерживаю “принудитель-ную педагогику”. Воспитание успехом – вот ключ работы со школьником. Не понимал, а теперь понял, не умел, а теперь умеет – вот в чем радость позна-ния, и только ее и нужно поддерживать в ребенке. Вот ребенок решает задачу и, осилив ее, кричит: “Ура!”. Вот ученица, полистав энциклопедию, сама узнала ответ на вопрос: “Какая самая высокая гора в мире?” и спешит поде-литься своими знаниями с одноклассниками…

Известно, что в любом успехе – 5 % способностей и 95 % труда. “Учение – это как противоборство течению реки: перестанешь грести – отбросит назад” (Конфуций). Мои ученики знают, что учеба – это огромный труд. Из года в год учиться становится все труднее и труднее. Но мои ученики умеют справляться с трудностями. Они знают, что успеха достигает только тот, кто умеет и любит трудиться. Любой труд должен завершаться успехом и радостью. Радость умственного труда – едва ли не самая большая радость для че-ловека.

Я стараюсь воспитать своих учеников любознательными, раскованны-ми, свободными, стараюсь вселить им уверенность. В каждом ребенке пыта-юсь найти “изюминку” и хочу видеть всех своих детей способными к творчеству, успешными. В творческой деятельности раскрываются таланты, спо-собности, интересы, характер моих учеников. Описание событий в романах и других произведениях – это путь к успеху. Добиваясь даже самых малых успехов, Дети становятся уверенными в себе. А вера в себя – это огромная движущая сила вперед. И вот случается чудо! То, что вчера не получалось у ребенка, сегодня вдруг получилось. Снова успех! Снова вперед! Только успех может породить успех. Поэтому мой главный принцип – учить на успехах и достижениях!

Нельзя не согласиться с истиной, что только успешный учитель может воспитать успешного ученика, поэтому и сам педагог должен быть творческим и успешным. Учитель должен постоянно двигаться вперед, к достиже-нию новых целей и высот. Стремление к успеху – огромная движущая сила в развитии педагога, в развитии его творчества. Творческая активность педагога – это путь к развитию творческих способностей ученика. “Учитель должен быть свободным творцом…” – сказал Лев Николаевич Толстой.

Времена года будут приходить и уходить. Все увядает в свое время, как известно, но есть нечто, всегда цветущее и свежее, как роса, – это пытливый ум и любознательность наших учеников. Наш долг – развивать эти лучшие качества в ребенке. И ради этого стоит творить!


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...
Вы читаете: Радость познания