Работа с одаренными детьми на уроках физики и во внеурочное время

Прежде чем говорить об организации работы с одаренными детьми мы должны знать: Что такое одаренность? Кто такой одаренный ребенок? Как в современных условиях выявить и организовать работу с одаренными детьми? Посмтрим в толковый словарь.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).

При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Одаренные Дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие “вундеркинды” с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу. В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

Работа с одаренными детьми требует много времени и усилий как со стороны родителей, учителей так и со стороны самого ребенка. Обучаемость – это сложное образование, которое зависит от многих личностных качеств и способностей учащихся, и в первую очередь от интеллектуальных способностей (способность анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать, выделять существенное, видеть учебные проблемы и решать их), а также от уровня познавательного интереса и мотивации, целеустремленности, гибкости мышления, самоорганизации, самоопределения, устойчивости в достижении цели и др. Обучаемость как интегральная индивидуальность личности одаренного ребенка предопределяет различный темп движения его в обучении, т. е. углубленную дифференциацию, особенно по степени познавательной самостоятельности. Из этого следует, что способности ученика определяются его темпом учения.

При этом организовывая свою деятельность на уроках физики для работы с одаренными детьми я предусматриваю: а) реализацию личностно – ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности; б) создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости; в) изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся ;г) управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.

Я выделяю несколько принципов педагогической деятельности в работе с одаренными детьми на уроках физики – принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности, принцип возрастания роли внеурочной деятельности, принцип индивидуализации и дифференциации обучения, принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя, принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества. Для реализации указанных принципов при изучении физики я использую следующие идеи. Идея опоры-роль опор при обучении физики могут играть обобщенные планы ответов о физическом понятии. Законе. Явлении, теории и др.,таблицы, систематизирующие формулы, мнемонические правила, программированные задания, демонстрационные опыты, алгоритмы решения задач, планы изучения текста и др. Цель их использования-помочь ученику в овладении исходными знаниями и умениями, привитие изначально навыков учения.

Важно акцентировать внимание школьников на этих опорах, показать их роль. Впоследствии дети сильные не только используют готовые опоры, но и стремяться к созданию своих новых опор, позволяющих усваивать материал на более глубоком уровне. Идея “от частного к общему”-практически на каждом учебном занятии по физике можно через единичное подводить учащихся к осознанию всеобщего:через процесс изучения отдельного физического явления – к пониманию познаваемости мира; через показ становления конкретных физических понятий, законов, теорий – к методологическим знаниям общенаучного содержания; через биографию ученого – к раскрытию специфики работы физиков прошлого и настоящего; через решение конкретной задачи-к умению анализировать и решать не только разнообразные учебные, но и жизненные проблемы.

Идея использования диаметральных объектов-физика обладает богатым материалом для иллюстраций и разъяснения принципа единства и борьбы противоположностей. Идея перспективы-ее сущность заключается в систематической подготовке учащихся к восприятию наиболее трудных к восприятию тем путем включения некоторых вопросов из них в текущий материал. Такой прием позволяет переключать внимание учащихся и благодаря неожиданности стимулирует умственную деятельность.

Идея погружения-реализовывается несколькими способами:проведение декад или недель физики, экскурсии, встречи с людьми различных профессий тем или иным образом связанных с физикой. Идея интеграции учебных занятий-интеграция с предметами гуманитарного, математического, информационного цикла позволяет детям в полной мере раскрыть свои способности. Опыт работы показывает, что большие возможности для развития одаренных детей, их мышления и творческих способностей дает специально организованная в школе внеклассная работа и работа по методу проектов или проектная деятельность.

Метод проектов включает в себя и исследовательскую деятельность учащихся. Учебные исследования, проводимые учащимися во внеурочное время, позволяют осуществить свободный поиск нужной информации ; регулярные наблюдения и измерения формируют умения учащихся самостоятельно работать. При организации такой работы широко применяется как на уроках так и во внеурочной деятельности проектно-ориентированное обучение. Что это такое? Проектно-ориентированное обучение является технологией организации образовательных ситуаций, в которых учащиеся ставят и решают собственные задачи, данная технология сопровождается самостоятельной деятельностью учащихся.

Метод проектов позволяет учащимся ставить и решать собственные задачи, завершающихся созданием продукта их труда. Я использую в своей работе компетентностно – ориентированный подход к обучению, в основе которого лежит активизация познавательной деятельности учащихся, превращающая школьника из объекта в субъект образовательной деятельности. Школьный курс предмета ” физика” с использованием метода проекто-ориентированного обучения представляет мне возможность воспитывать выпускника, способного успешно самореализоваться в условиях динамичного развития социальных отношений общества, развития научно-технического прогресса и формировать следующие ключевые компетентности – готовность к решению проблем, физическую компетентность, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативную компетентность. Оптимальным средством формирования и развития коммуникативной компетентности школьников, по моему мнению, является, интерактивное обучение и метод проектов(исследовательский, обучающий личностно-ориентированный и здоровьесберегающий).

При организации проектной деятельности учащихся я использую различные типы проектов : по числу учащихся: личностный-между двумя партнерами, находящимися в разных классах), групповой проект (между группами участников), парный ( между парами участников Учащиеся с удовольствием создают интегрированные естественно-научные проекты. Работая над исследовательским проектом ученики имеют четко обозначенную исследовательскую проблему( например исследование физических свойств солнечной активности;физических факторов влияющих на содержание углерода в атмосфере и так далее);

Внедряя практико-ориентированный проект, ученики используют в работе научные методы, обязательным условием является интегрированность знаний( создание измерительных или регистрирующих приборов, игр, моделей); Особый интерес у школьников вызывает работа над информационными проектами, направленными на сбор информации о каком – то объекте, участники проекта знакомятся с информацией, анализируют ее и обобщают( например история создания тепловых машин, история освещения городов).

Работая над организационными проектами Я с учениками и учителями других предметов организуем предметные недели – недели физики, юбилеи деятельности ученых( “Менделеевские чтения”, ” Праздник посвященный 50- летию запуска первого спутника Земли и 100 летию С. П. Королева”).

Проект-инсценировка проводится в рамках итогового проекта по теме ” Оптика и автомобиль” в 11 классе группа учащихся представляет инсценировку подобную телепрограмме ” Влияние загрязненности на безопасность движения”. Мультимедийные проекты-представляют собой интерактивный, выполняемый в диалоговом режиме продукт-компьютерную разработку, в состав которой входят :музыкальное сопровождение, видеоклипы, анимации, наборы картин и слайдов, различные базы данных и так далее. (Такие проекты используются учениками в ходе урока ” Атомная энергия-за и против” 11 класс, “Энергия сгорания топлива”-8 класс).

В ситуации сложности предмета, различного склада ума учащихся, его способностей самореализовать себя, дефицита времени весьма полезными оказываются все нетрадиционные формы обучения. на таких уроках мои ученики проявляют творческую активность, раскрывают свои способности, привыкают критически относится к получаемой информации). Одним из методов работы с одаренными детьми является работа с использованием Информационно-коммуникативных технологий Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет мне развивать у школьников интеллектуальную сферу, особенно такие качества как сообразительность и критичность мышления, воображение. умение концентрировать внимание, познавательные умения и умения учиться. Вместе с тем активно развивается не только интерес к учению, но и такие качества как мотивация достижения, стремление к поиску.

Информационные технологии обучения позволили мне активизировать учебный процесс. Возможность практической деятельности учащихся в виртуальном режиме обеспечила доступность всех групп учащихся к освоению программного материала по физике. Использование современных мультимедийных пособий по физике позволило увидеть многие физические процессы, которые невозможно продемонстрировать в рамках обычной физической лаборатории на основе опытов. Такие сложные физические явления дети увидели в компьютерном исполнении.

Такие технологии позволили:организовать аналитическую работу учащихся по выявлению физических особенностей изготовления физических приборов, проводить сравнение различных физических процессов, составлять различные физические карты при анализе физиопроцессов изготовления объекта, формировать у учащихся образную, зрительную, слуховую и эмоциональную память, воспитывать у учащихся эстетические, познавательные качества, формировать ключевые компетентности необходимые учащимся в не школьных стен. Целенаправленная организация работы с презентационным материалом на уроках физики позволяет наиболее полно использовать естественно-научный потенциал данного предмета и компетентностно-ориентированный подход. При выборе различных технологий в преподавании физики я выявляю наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, имеющихся затруднений и проблем, на каждом уроке целенаправленно и системно использую оптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности учеников в целях реализации личностно – ориентированного подхода.

Через поиск новых способов стимулирования учебного труда обучающихся, использование интерактивных форм и методов обучения реализуются инновационные подходы к контролю и оцениванию знаний и умений деятельности обучающихся, в первую очередь, дифференцированного, индивидуального, личностно ориентированного. Реализация данных подходов применяется мною через оценку деятельности учащихся в соответствии с уровнями усвоения ими знаний ( узнавание, репродуцирование, продуктивную деятельность, творческую деятельности.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы является условием успешной работы с одаренными детьми.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...
Вы читаете: Работа с одаренными детьми на уроках физики и во внеурочное время