Рабочая программа по биологии 7 класс Пасечник ФГОС



Рабочая программа по биологии

7 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на базе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы линии В. В. Пасечника

Цели: формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета “Биология” на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка. Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов


и описание их результатов. Использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Задачи:

– Освоить знания о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

– овладеть умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

– Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творчески способности в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками;

– воспитывать позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

– использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни Для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Согласно региональному базисному учебному плану (БУП) для образовательных учреждений Российской Федерации на изучении биологии в 7 классе отводится 68 часов, из расчета – 2 учебных часа в неделю.

Лабораторных работ – 6. Экскурсий – 2

Результаты изучения курса “Биология” приведены в содержание программы для каждой темы.

Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

Рубрика “Уметь” включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, характеризовать, определять, составлять, распознавать опытным путем, в.

В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

УМК для реализации программы:

Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные: Учебник для 7 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа – 2015

Латюшин В. В. Биология. Животные: Рабочая тетрадь. 7 класс/ В. В. Латюшин, Е. А. Ламехова. – М.: Дрофа, 2014

Латюшин В. В., Уфимцев Г. А. Биология. 7 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику Латюшин В. В., Шапкин В. А. “Биология. Животные”: Пособие для учителя. – М.: Дрофа – 2007

Авторы составители: Фионова Л. А., Трунова Л. Б., Карпачева Т. В. Экология животных: Пособие для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. – Тамбов ООО “Издательство Юлис”, 2007

Учебно-тематическое планирование включает следующие темы.

Название темы

Количество часов

I. Многообразие животных

Тип Хордовые

II. Строение, индивидуальное развитие. Эволюция.

Эволюция строения и функций органов и их систем.

Развитие и закономерности размещения животных на Земле.

III. Модуль. Экология животных

IV. Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

Всего

33

22

9

3

68

Введение. Общие сведения о животном мире (1ч).

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

Демонстрации. Классификация организмов.

Знать/понимать:

– правила поведения в кабинете биологии, инструкции по технике безопасного поведения на рабочем месте, во время проведения лабораторных работ, на учебно-опытном участке, во время экскурсий;

– признаки живых организмов;

– сходства и различия животных и растений;

– основные таксономические единицы: тип, класс, отряд, семейство, род, вид;

Уметь:

– распознавать животных на рисунках и таблицах;

– самостоятельно работать со всеми компонентами учебника и других источников информации;

Применять:

– информацию при работе с другими источниками информации.

1.Многообразие животных

Простейшие(1 ч)

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Многоклеточные животные. Беспозвоночные(14ч)

Тип Губки. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Круглые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Моллюски. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Иглокожие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс Насекомые. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрации. Микропрепаратов простейших. Морской еж. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных. Строение и многообразие червей. Строение и многообразие моллюсков. Строение и многообразие членистоногих.

Лабораторные работы. 1. Внешнее строение дождевого червя. 2 Особенности строения и жизни моллюсков. 3. Изучение представителей отрядов насекомых.

Знать/понимать:

– признаки животных различных систематических групп;

– взаимосвязь организма и среды;

– значение животных в природе и жизни человека;

– основные виды животных своей местности;

– биологические и экологические особенности животных своей местности;

– процессы жизнедеятельности одноклеточного живого организма;

– связь строения клеток с выполняемой функцией;

– общую характеристику типа кишечнополостные:

– основные понятия: двухслойные, радиальная симметрия, эктодерма, энтодерма, регенерация, паразит;

– проводить наблюдения за передвижением дождевого червя и его реакциями на раздражение;

– основные таксономические группы: тип, класс, отряд;

– причины широко распространения насекомых.

Уметь:

– выделять признаки типов и классов;

– доказывать взаимосвязь строения животного с его образом жизни;

– находить признаки более высокой организации;

– распознавать животных на рисунках;

– сравнивать одноклеточные растения с одноклеточными животными;

– составлять характеристику типов животных;

– находить различия и общие признаки представителей типа Членистоногих;

– объяснять причины многообразия, форм и широкого распространения насекомых в природе;

– пользоваться лабораторным оборудованием, вести наблюдения за животными, ставить простейшие опыты;

– проводить самостоятельный поиск биологической информации;

– раскрывать понятия основных биологических понятий и терминов;

– пользоваться научно-популярной литературой;

– самостоятельно работать со всеми компонентами учебника и других источников информации;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– экологически грамотного поведения в окружающей среде;

– соблюдения мер профилактики, заболеваний, вызываемых животными;

– оказания первой помощи при укусах животных;

– охрана здоровья.

Тип Хордовые (18ч).

Класс Ланцетники.

Класс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс птицы. Многообразие Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрации. Строение и многообразие рыб. Строение и многообразие земноводных. Строение и многообразие пресмыкающихся. Строение и многообразие птиц. Строение и многообразие млекопитающих.

Лабораторные работы. 4. Внешнее строение и передвижение рыбы. 5. Особенности внешнего строения птиц.

Экскурсия. 1. Изучение многообразия птиц.

Знать/понимать:

– общую характеристику типа Хордовых:

– общую характеристику подтипов бесчерепных и черепных (или позвоночных);

– признаки животных различных систематических групп;

– взаимосвязь организма и среды;

– значение животных в природе и жизни человека;

– основные понятия: хорда;

– основные виды животных своей местности;

– биологические и экологические особенности животных своей местности;

Уметь:

– выделять признаки типа и классов;

– доказывать взаимосвязь строения животного с его образом жизни;

– находить признаки более высокой организации;

– распознавать животных на рисунках;

– составлять характеристику классов и отрядов типа Хордовых;

– находить различия и общие признаки представителей типа Хордовых;

– доказывать единство строения и происхождения хордовых;

– основные виды животных своей местности;

– пользоваться лабораторным оборудованием, вести наблюдения за животными, ставить простейшие опыты;

– проводить самостоятельный поиск биологической информации;

– раскрывать понятия основных биологических понятий и терминов;

– пользоваться научно-популярной литературой;

– самостоятельно работать со всеми компонентами учебника и других источников информации;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– экологически грамотного поведения в окружающей среде;

– соблюдения мер профилактики, заболеваний, вызываемых животными;

– оказания первой помощи при укусах животных;

– охрана здоровья.

2. Строение, индивидуальное развитие. Эволюция.

Эволюция строения и функций органов и их систем (13ч).

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрации. Скелет лягушки. Модели собаки. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных. Строение и многообразие червей. Строение и многообразие моллюсков. Строение и многообразие членистоногих. Строение и многообразие рыб. Строение и многообразие земноводных. Строение и многообразие пресмыкающихся. Строение и многообразие птиц. Строение и многообразие млекопитающих.

Лабораторная работа. 6. Изучение способа передвижения животных.

Знать/понимать:

– сравнительные морфолого-анатомические характеристики изученных типов животных;

– связь строения органов и их систем с выполняемыми функциями;

– организм – единое целое;

– особенности строения и жизнедеятельности организмов в связи с условиями обитания;

– эволюция систем органов хордовых.

Уметь:

– подтверждать на конкретных примерах эволюцию животного мира и его единство;

– распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов животных;

– вести наблюдения за поведением животных;

– описывать и объяснять результаты опытов;

– проводить самостоятельный поиск биологической информации;

– раскрывать понятия основных биологических понятий и терминов;

– пользоваться научно-популярной литературой;

– самостоятельно работать со всеми компонентами учебника и других источников информации;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– экологически грамотного поведения в окружающей среде;

– охрана здоровья.

Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4ч).

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.

Знать/понимать:

– способы Размножения животных

– признаки живого организма;

– признаки животного организма;

– усложнения организации животных от одноклеточных до многоклеточных;

– доказательства эволюции животного мира;

– основные события в эволюции животного мира;

– родство человека с животными;

– различия развития животных с превращением и без превращения;

– закономерности размещения и причины миграций животных;

– определения понятий “эволюция”, “наследственность”, “изменчивость”, “ареал”;

Уметь:

– выявлять изменчивость организмов, приспособленность к среде обитания;

– сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

– приводить доказательства эволюции животного мира;

– раскрывать причины эволюции;

– формулировать общие биологические закономерности, опираясь на частные признаки разных хордовых животных;

– проводить самостоятельный поиск биологической информации;

– раскрывать понятия основных биологических понятий и терминов;

– пользоваться научно-популярной литературой;

– самостоятельно работать со всеми компонентами учебника и других источников информации;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Биоценозы (5).

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз.

Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсия. 2. Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза.

Знать/понимать:

– структуру биоценоза;

– роль животных в биоценозе и их взаимосвязи с остальными компонентами биоценоза и факторами среды;

– основные виды животных своей местности;

– биологические и экологические особенности животных своей местности.

Уметь:

– сравнивать естественные и искусственные биоценозы;

– составлять схемы передачи веществ и энергии (цепей питания);

– выявлять приспособления организмов к среде обитания;

– проводить наблюдения за животными;

– проводить самостоятельный поиск биологической информации;

– раскрывать понятия основных биологических понятий и терминов;

– самостоятельно работать со всеми компонентами учебника и других источников информации;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Модуль “Экология животных” (7ч)

Введение в экологию животных. Среда обитания и условия существования животных. Факторы среды в жизни животных. Внутривидовые взаимоотношения животных. Межвидовые отношения животных. Человек и животные. Изменения животного мира и их причина. Охраняемые животные Тамбовской области.

Знать/понимать:

– роль животных в биоценозе и их взаимосвязи с остальными компонентами биоценоза и факторами среды;

– основные виды животных своей местности;

– биологические и экологические особенности животных своей местности.

– законы об охране животного мира;

– последствия деятельности человека в экосистемах;

– основные виды животных своей местности, занесенных в Красную книгу;

Уметь:

– выявлять приспособления организмов к среде обитания;

– проводить наблюдения за животными;

– проводить самостоятельный поиск биологической информации;

– раскрывать понятия основных биологических понятий и терминов;

– самостоятельно работать со всеми компонентами учебника и других источников информации;

Животный мир и хозяйственная деятельность человека (6ч)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Знать/понимать:

– значение животных в природе и жизни человека;

– законы об охране животного мира;

– последствия деятельности человека в экосистемах;

– основные виды животных своей местности, занесенных в Красную книгу;

Уметь:

– анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах;

– анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

– проводить самостоятельный поиск биологической информации;

– раскрывать понятия основных биологических понятий и терминов;

– самостоятельно работать со всеми компонентами учебника и других источников информации;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– экологически грамотного поведения в окружающей среде;

– анализа и оценивания влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

– выращивания домашних животных и ухода за ними.




1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...
Вы читаете: Рабочая программа по биологии 7 класс Пасечник ФГОС