РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса “Искусство” 8 класс (Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской) 2014-2015 уч. год – Скачать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

– – –

УТВЕРЖДАЮ

Директор__________________

Приказ_____ от________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курса

Искусство

Базовый уровень

8 класс

Учитель __________________________

2014- уч. год

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по интегрированному курсу

Искусство

Для 8 класса разработана на основе авторской программы Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской

Искусство. 8-9 классы

/ Программы общеобразовательных учреждений.- М.:

Просвещение

, 2015

– и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (ФКГОС) основного общего образования по курсу

Искусство

.

В соответствии с учебным планом школы на 2012-2015 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год ( 1 час в неделю ).

Тип программы: программа изучения искусства на Базовом уровне.

Форма организации учебных занятий: Классно-урочная система.

Цели и задачи учебного предмета

Искусство

:

Цель – развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи Реализации данного курса:

Актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

Культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

Формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

Углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

Воспитание художественного вкуса;

Приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

Формирование умений и навыков художественного самообразования.

Сведения о планируемом уровне подготовки обучающихся:

В результате изучения курса

Искусство

В 8 классе обучающиеся должны Знать/понимать:

Иметь представление о значении искусства в жизни человека;

Понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;

Иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино.

Уметь:

Рассматривать искусство как духовный опыт человечества;

Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);

Использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.

Требования к результатам обучения и воспитания

Личностные результаты проявляются в индивидуальных особенностях, которые развиваются в процессе художественно-творческой и учебной деятельности обучающихся и отражают:

Сформированность чувства гордости за свою Родину, российскую культуру и искусство, знание их истоков, основных направлений и этапов развития; понимание ценности культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, сформированность основ гражданской идентичности;

Присвоение художественного опыта человечества в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, обогащение на этой основе собственного духовного мира;

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, в процессе творческой деятельности;

Ответственное отношение к учению, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

Уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

Наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к миру и искусству;

Освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной жизни школы с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;

Коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в различных видах деятельности;

Навыки проектирования индивидуальной художественно – творческой деятельности и понимание своей роли в разработке и воплощении коллективных проектов на основе уважения к художественным интересам сверстников.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной практической деятельности учащихся, и отражают умения:

Самостоятельно ставить новые учебные, познавательные и художественно-творческие задачи и осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения;

Адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

Осуществлять контроль по результатам и способам действия и вносить необходимые коррективы;

Устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать и делать умозаключения и выводы; владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления ассоциаций, аналогий и классификации;

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение;

Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ-компетентности);

Понимать многофункциональность искусства и его значимость для разных областей культуры; роль искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии человечества, функционировании современного социума;

Эстетически относиться к окружающему миру (преобразовывать действительность; привносить красоту в окружающую среду, человеческие взаимоотношения); самостоятельно организовывать свой культурный досуг.

Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:

Расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуальное и эмоциональное развитие; развитие устойчивой потребности в общении с искусством в качестве зрителя, слушателя, читателя, в собственной художественно-творческой деятельности в каком-либо виде искусства;

Присвоение духовного опыта человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства; понимание и оценку художественных явлений действительности во всем их многообразии;

Общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов; знание основных художественных стилей, направлений и выдающихся деятелей отечественного и зарубежного искусства;

Развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.; овладение умениями и навыками для реализации художественно-творческих идей и создания выразительного художественного образа в каком-либо виде искусства;

Осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения на факты и явления искусства;

Умение эмоционально воспринимать разнообразные явления культуры и искусства, проявлять интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;

Осознанное отношение к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка);

Воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, владение практическими умениями и навыками, способами художественной деятельности;

Иметь личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;

Использование знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других предметов, межличностном общении, создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.

Реализация учебной программы обеспечивается учебно-методическим комплектом для 8-9 классов образовательных учреждений разного типа и включает в себя:

Учебник ( Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская “Искусство: 8-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений” – М.:

Просвещение

, 2012 , включенный в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2015 учебный год),

CD-ROM (MP3). Искусство. 8 класс. Фонохрестоматия музыкального и литературного материала Сергеева Г. П., Критская Е. Д.

Сергеева Г. П., Кашекова И. Э., Критская Е. Д. Уроки искусства: 8-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015.

II. Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

В том числе на:

Работы

Уроки

Резерв

Искусство в жизни современного человека

3

3

Искусство открывает новые грани мира

7

6

1

1

Искусство как универсальный способ общения

7

6

1

1

Красота в искусстве и жизни

10

9

1

1

Прекрасное пробуждает доброе

7

6

1

1 (проект)

Итого

34

30

4

4

III. Календарно-тематическое планирование

№№

Тема урока

Проверочные и домашние творческие задания

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Искусство в жизни современного человека (3 ч)

1

Искусство вокруг нас.

Соотнесение характера звучащей музыки с образным строем произведений изобразительного искусства. Составить

Акростих

Со словом

Искусство

2

Художественный образ – стиль – язык.

Письменное задание:

Как вы понимаете выражение

Стиль – это эпоха

И

Стиль – это человек

?

3

Наука и искусство.

Знание научное и знание художественное.

Сообщение (презентация) о мифических музах Древней Греции.

Искусство открывает новые грани мира (7 ч)

4

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы.

Презентация на тему

Пейзаж в литературе, музыке, живописи

Подобрать знакомые музыкальные Сочинения, которыми можно озвучить данные литературные произведения.

5

Пейзаж – поэтичная и музыкальная живопись. Зримая музыка.

Написать этюды (литературные или живописные), в которых изображена природа в разных эмоциональных состояниях (в разное время суток или в разное время года).

Подобрать репродукции картин-пейзажей. Написать небольшой творческий рассказ по одной из картин, найти к нему музыкальные и литературные примеры.

6

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

Подготовить альбом, газету, альманах, компьютерную презентацию (по выбору) на тему

Жанр портрета в культуре разных времен

7

Портрет в искусстве России.

Письменное задание на тему

Мои впечатления от женских портретов, написанных русскими художниками

.

8

Резерв. Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея.

Нарисовать эскизы костюмов, декораций, подобрать музыкальный фон для исполнения отрывка

Ночной разговор Сони и Наташи

Из романа Л. Н. Толстого

Война и мир

9

Музыкальный портрет.

Сделать эскизные зарисовки портретов персонажей полюбившихся музыкальных сочинений, дать им словесную характеристику.

10

Александр Невский. Портрет композитора в литературе и кино.

Письменное задание:

Какими художественными средствами пользуются авторы литературного, живописных, музыкального и кинематографического портретов Александра Невского?

Искусство как универсальный способ общения (7 ч)

11

Мир в зеркале искусства.

Роль искусства в сближении народов.

Подготовить реферат (презентацию) об одном из наиболее значимых культурных объектов нашего края.

12

Искусство художественного перевода – искусство общения.

Сравнить содержание и эмоциональный строй двух переводов сонета В. Шекспира, найти в них общее и различное. Дать собственную оценку переводов.

13

Искусство – проводник духовной энергии.

Письменное задание:

В чем специфика искусства, и каковы его особенности как способа общения?

14

Как происходит передача сообщения в искусстве. Знаки и символы искусства.

Подобрать музыкальные, поэтические или живописные произведения, которые языком знаков и символов рассказали бы о каком-либо событии собственной жизни, о том, что оставило след в памяти.

15

Художественные послания предков

Разработать сценарий одного из праздников: осенины, Рождество Христово. Масленица и др.

16

Разговор с современником.

Символы в жизни и искусстве.

Создать презентацию на тему

Образ дороги в творчестве русских и зарубежных художников

.

17

Резерв. Звучащий цвет и зримый звук.

Музыкально-поэтическая символика огня.

Передать цветом различные настроения: радость, грусть, веселье, скуку.

Написать реферат на тему

Образы солнца, огня в литературе, живописи и музыке

Красота в искусстве и жизни (10 ч)

18

Что есть красота.

Объяснить смысл фразы:

Искусство пробуждает в людях художников

.

19

Откровенье вечной красоты.

Сравнить Песнь Пресвятой Богородице во

Всенощной

П. И. Чайковского и С. Рахманинова.

20

Застывшая музыка.

Письменный ответ на вопрос:

Почему архитектуру часто называют застывшей музыкой?

21-22

Есть ли у красоты свои законы.

Создать гармоничную композицию с выразительным художественным образом на одну из тем:

Спортивный праздник

,

Дискотека

,

Музыка

,

Шопинг

,

Одиночество

,

Времена года

И др.

23-24

Всегда ли люди одинаково понимали красоту.

Изобразить себя в образе идеального человека полюбившейся эпохи.

25

Великий дар творчества: радость и красота созидания

Выполнить ассоциативную композицию на тему

Город

.

26

Как соотносятся красота и польза.

Пояснить конкретными примерами смысл выражения поэта Д. Самойлова:

Музыка лечит… Музыка губит.

27

Резерв. Как человек реагирует на явления в жизни и в искусстве.

Расшифровать

Символику картины П. Пикассо

Герника

Прекрасное пробуждает доброе (7 ч)

28

Преобразующая сила искусства.

Сделать эскиз плаката или рекламной листовки на какую-нибудь социально значимую тему, например,

Моя семья

.

Экология души

,

Здоровый образ жизни

,

Мир моих влечений

И т. п.

Составить программу концерта авторской песни на тему

Надежды маленький оркестрик под управлением любви

29-34

Полна чудес могучая природа

. Весенняя сказка

Снегурочка

. Исследовательский проект.

Резерв.

Разработка содержательных линий (задания по группам):

Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян;

Варианты народных и авторских сказок (новогодних и весенних) – братьев Гримм. В. Даля, А. Афанасьева и др.;

Пьеса для театра А. Н. Островского

Снегурочка

;

Музыка П..И. Чайковского к одноименному спектаклю;

Опера-сказка Н. А. Римского-Корсакова;

Образы сказки

Снегурочка

В изобразительном искусстве;

Кинофильмы и мультфильмы

Снегурочка

.

ИТОГО: 34 часа

СОГЛАСОВАНО: _____________________

Руководитель ШМО _____________________________________

30 августа 2014 г.

СОГЛАСОВАНО: _________________________

Зам. директора по УВР

30 августа 2014 г.

5


Вы читаете: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса “Искусство” 8 класс (Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской) 2014-2015 уч. год – Скачать