Программа Факультатива “Физика для всех” 7 Класс

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_________________________

______

___________________

Программа Факультатива

Физика для всех

Для учащихся 7 класса

Преподаватель физики: Кудашкина Т. А.

2014-уч. год.

Пояснительная записка.

Программа факультативного курса

Физика для всех

Сделана на основании элективных курсов С. В. Фесенко предназначена для формирования и развития профильной компетентности учащихся 7 класса. Программа направлена на стимулирование творческой активности учащихся. В ее содержание отражается компетентностный подход, методологический, поисковый, проектный, исследовательский методы обучения физике. Программа рассчитана на 35 ч в год (1ч/в нед.)

Общедидактические цели курса: создание условий для развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся, продолжение формирования и развития осознанных мотивов деятельности при изучении физики и в повседневной жизни, углубление знаний при расширение информации по отдельным вопросам или темам базового образования, формирование компетенций: социальной, коммуникативной, информационной, когнитивной, специальной.

Задачи курса:

– Познакомить учащихся со спиральной структурой развития физической науки;

– сформировать умения проводить наблюдения, изучать явления, включая фиксацию фактов;

– Развивать экспериментальные навыки и умения;

– помогать учащимся учиться обобщать, анализировать, сравнивать, формулировать эмпирические закономерности, устанавливать взаимосвязи в изучаемых явлениях;

-прививать навык работы с учебными и научными текстами;

– развивать способности выдвигать гипотезы и самостоятельно выбирать метод исследования с последующей рефлекцией.

Вид предпрофильного курса – углубляющий. Его назначение – удовлетворить естественное стремление учащихся к знаниям и самостоятельной познавательной деятельности, не скованной жесткими рамками обязательного стандарта обучения.

Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания окружающего мира: от мегамира к микромиру, от простейших явлений природы к сложным физическим процессам.

Ожидаемые результаты: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих и творческих способностей учащихся.

Программа данного курса включает темы:

Рождение Вселенной.

Пространство и время.

Вещество и поле.

Звук.

Свет.

Теплота.

Электричество и магнетизм.

В основу содержания курса положены сведения из основных разделов программы основного и среднего (полного) общего образования по физике:

Методы научного познания в физике

,

Механические колебания и волны

,

Молекулярная физика

,

Электродинамика

,

Элементы СТО

,

Образование и строение Вселенной

.

Требования к результатам обучения.

Понимание каждым учеником места физики в системе естественных наук, спиральной структуры развития физической науки, роли физики в развитии научно-технического прогресса.

Умение Анализировать, систематизировать и обобщать научную информацию, оперировать основными понятиями и терминами для объяснения природных явлений, устанавливать причинно-следственные связи.

Умение проводить наблюдения, опыты, решать качественные и расчетные задачи, строить модели, выдвигать гипотезы в соответствующей теме курса.

Развитие ключевых копетенций в процессе реализации проектной деятельности.

Учебно-тематическое планирование.

Номер и

Название темы

Кол-во часов

Темы занятий

Дата

Тео-рия

Прак-тика

1.Вводное занятие

1

1.1.Что изучает физика?

2.Рождение Вселенной (2ч.)

2

2.2.История развития Вселенной.

2.3.Образование планет, галактик, частиц, вещества.

3.Вещество и поле.(2ч.)

2

3.4.Эксперимент и теория в процессе познания природы.

3.5.Механическая картина мира.

4.Пространство и время (3ч)

2

1

4.6.Понятие пространства и времени.

4.7.Принцип относительности. Геоцентризм и гелиоцентризм.

4.8.ЛР

Измерение времени реакции человека с помощью линейки

5.Звук (4ч)

2

2

5.9.Источники звука.

5.10.Распространение звука в различных средах.

5.11.ЛР

Наблюдение колебаний звучащих тел

.

5.12.Музыкальные звуки. Шум и его влияние на живой организм. Решение качественных и расчетных задач.

6.Свет (7 ч)

5

2

6.13.Источники света.

6.14 Прямолинейное распространение света.

6.15.Отражение и преломление света.

6.16. ЛР

Наблюдение явлений отражения и преломления света

.

6.17.Научное представление света.

6.18.Объяснение природных явлений.

6.19. Решение качественных и расчетных (экспериментальных) задач.

7.Теплота (7 ч)

5

2

7.20.Тепловое движение.

7.21.Явление диффузии и броуновского движения.

7.22.Термометр и градусник – сходство и отличие.

7.23.Температурные шкалы.

Решение задач на установление взаимосвязи между эмпирическими температурными шкалами.

7.24.Примеры теплопередачи в природе и технике.

7.25.Использование энергии солнца на Земле.

7.26. Занимательные опыты по тепловым явлениям.

8.Электричество и магнетизм.(7ч)

5

2

8.27.Электризация.

8.28.Два рода зарядов.

8.29.Статическое электричество и его применение.

8.30.Электрический ток. Действия

Электрического тока

8.31.Магниты. Магнитное поле.

8.32. Магнитное поле Земли. Работа с компасом.

8.33. ЛР

Волшебный гвоздик

9.

Это вы можете!

(2ч)

2

9.34-35.Научно-практическая конференция с защитой проектов.

Итог

9

35 ч

Содержание предпрофильного курса

Физика для всех

35 ч в год (1 ч/нед.). 7-й класс Автор С. В. Фесенко

Тема 1. Введение – 1 ч.

Теория познания и ее основные проблемы. Формы и методы современного научного познания. Знакомство со структурой курса.

Мозговой штурм

. Погружение в проектную деятельность. Этапы работы методом проекта. Входной тест.

Тема 2. Рождение Вселенной – 2 ч.

История развития Вселенной. Образование элементарных частиц, вещества, галактик, планет. Возможные сценарии развития Вселенной.

Проблемный вопрос:

Какими должны быть параметры мира для того, в нем

Появилась жизнь и разумное существо – человек?

Домашнее задание: Мини – проект

Мифы о сотворении мира

.

Презентация – ролевая игра.

Тема 3. Вещество и поля – 2 ч.

Эксперимент и теория в процессе познания природы. Философское понятие материи. Виды и форма существования материи. Основные свойства видов материи. Механическая картина мира. Моделирование объектов и явлений природы.

Домашнее задание: Мини – проект

Действие ветра разной силы

,

Зарождение торнадо

.

Тема 4. Пространство и время – 3 ч.

Понятия пространства и времени. Симметрия пространства и времени. Абсолютные и относительные величины в классической механике. Принцип относительности Галилея. Геоцентризм Птолемея и гелиоцентризм Н. Коперника.

Проблемный вопрос: Совпадают ли мнения наблюдателей, находящихся в

Разных системах отсчета, по поводу протекания того или

Иного механического явления.

Лабораторная работа: Измерение времени реакции человека при помощи

Линейки.

Домашнее задание: Мини – проект

Геоцентрическая теория Гиппарха – Птолемея

И гелиоцентрическая теория Н. Коперник

Тема 5. Звук – 4 ч.

Источники звука. Причины возникновения звуковых волн. Распространение звука в различных средах. Отражение звука – эхо. Характеристики звука. Музыкальные звуки. Шум и его влияние на живой организм. Шум моря в раковине. Галереи шепота.

Лабораторная работа: Наблюдения колебаний звучащих тел.

Решение качественных и расчетных задач. Свистит ли рак на горе? Зачем зайцу длинные уши? Где у кузнечика уши? Инфразвуки в мире живой природы. Кто может излучать и воспринимать звуки с частотой до 20154 Гц, с частотой до 10104 Гц? Ультразвук – помощник человека.

Домашнее задание: Мини – проект

Общение без слов

.

Презентация – разработка своего

языка

Общения.

Тема 6. Свет – 6 ч.

Источники света: естественные, искусственные. Условия видимости света. Прямолинейность распространения света в однородной среде. Отражение и преломление света. Научное представление света. Образование тени полутени. Выключающее зеркало. Объяснение природных явлений: радуги, миражей (фата – Моргана), цвета зорь и закатов. Цвета тел. Всегда ли зеленка зеленого цвета? Почему небо на Земле голубого цвета? Какого цвета небо на Венере?

Проблемный вопрос: Мог ли видеть окружающий мир человек – невидимка,

Герой знаменитого романа Г. Уэллса?

Демонстрации: прямолинейное распространение света в воздухе, образование теней и полутеней, имитация солнечных и лунных затмений с помощью теллурия, отражение предметов в плоском зеркале.

Лабораторная работа: Изучение явлений отражения и преломления света.

Решение качественных и расчетных (экспериментальных) задач.

Домашнее задание: Мини – проект

Изготовление действующей модели

Калейдоскопа и перископа.

Тема 7. Теплота – 7 ч.

Тепловое движение. Явление диффузии и броуновского движения. Сравнительный анализ явлений диффузии и броуновского движения.

Температура – мера средней кинетической энергии движения молекул.

Термометр и градусник – сходство и отличие. Температурные шкалы: Цельсия, Фаренгейта, Реомюра, Кельвина. Зависимость температуры кипения от давления. Критическая температура. Получение низких температур. Температура в космосе. Расширение тел при нагревании.

Проблемные вопросы: В чем секрет хождения по огню факиров? Почему на

Марсе никогда не будут цвести яблони?

Демонстрации: газовый термометр, объемное и линейное расширение твердых тел, нагревание тел при трении, ударе, деформации, принцип работы зажигалки, возгорание бумаги при фокусировки солнечных лучей, наблюдение броуновского движения под микроскопом, анимационные ролики с интерполяцией.

Решение задач На установление взаимосвязи между эмпирическими шкалами: Цельсия, Реомюра, Фаренгейта, Кельвина.

Домашнее задание: Мини – проект

Одежда для марсопроходцев

.

Презентация – отчет испытателя.

Тема 8. Электричество и магнетизм – 7ч.

Электризация. Электрический заряд. Существование в природе двух видов электрических зарядов. Работа ксерокса. Электризация в криминалистике. Статическое электричество. Электрический ток. Проводники электрического тока.

Действия электрического тока. Самостоятельные разряды в газах: тлеющий, дуговой, коронный, искровой. Плазма. Шаровая молния. Магниты. Магнитное поле. Источник магнитного поля. Магнитное поле Земли и его защитная функция.

Магнитная левитация. SAR – что это?

Проблемный вопрос: Казалось бы, какую связь можно обнаружить между

Электрическим током, магнитным полем и здоровьем

Человека?

Демонстрации: Взаимодействие заряженных тел, магнитное действие электри-

Ческого тока, движение легких фигур в электростатическом

Поле. Фрагменты видеофильма

Грозные силы природы

.

Информационные сообщения учащихся : Симфония полярных сияний.

Насколько опасно находиться человеку рядом в высоковольтной ЛЭП? Практические советы по приобретению и использованию сотовых телефонов.

Лабораторная работа:

Волшебный гвоздик

.

Домашнее задание: Исследовательский мини – проект

Эволюция

Электрической лампочки

.

Научно – практическая конференция

Это вы можете!

2 ч

– учащиеся представляют и защищают продукты своей проектной деятельности.

Входной тест

Как я познаю мир?

А) наблюдаю

В) читаю книги

С) использую информацию с сайтов Internet

Что является критерием истины?

А) слово В) опыт С) обобщение

Попробуйте своими словами описать

модель

Своего соседа по парте.

Проверьте, узнают ли одноклассники

объект

По вашей

модели

.

Вам предложено 9 слов, которые вы должны объединить в три группы

по смыслу

, основываясь на своем личном восприятии:

Длина, килограмм, ткань, вес, литр, печенье, объем, метр, вода.

Какие животные издают самый громкий звук?

А) львы В) слоны С) голубые киты

В детстве я любил (а) и это у меня хорошо получалось

А) выкладывать мозаику

В) конструировать

С) раскрашивать картинки

Согласно русской народной примете там, где туман ложиться на землю,

Нужно:

А) копать колодец В) строить Дом С) собирать целебные травы

В книге Ч. Диккенса

Оливер Твист

Рассказывается о неком мальчике,

Который по ночам разбрасывал апельсиновые корки по мостовой, чтобы обеспечить работой своего хозяина, который по Профессии был:

А) продавцом фруктов В) хирургом С) мусорщиком

Прибор, представляющий собой систему из двух стеклянных линз, позволя-ющий увеличивать изображение, был изготовлен в 1590 году Захарием Янсеном называется:

А) очки В) микроскоп С) подзорная труба

Лед плавает в воде. Вода и лед состоят из одних и тех же молекул.

Вероятно, лед имеет более рыхлую молекулярную структуру, чем вода.

Данное умозаключение является результатом:

А) выдвинутой гипотезы В) теоретического вывода С) наблюдаемого

Рекомендации по проведению лабораторных работ

Тема 4. Пространство и время.

Лабораторная работа. Измерение времени реакции человека при помощи

Линейки.

Время реакции (в психологии ) – это протяженность от начала сигнала до реакции организма человека на этот сигнал, Она зависит от возраста, тренированности и самочувствия человека.

Например, время реакции на слуховой сигнал 0,12 – 0,14 с,

А на зрительный – около 0,13 – 0,15 с. Время реакции является одним из важнейших критериев отбора водителей, операторов, летчиков и космонавтов.

Оборудование: линейка деревянная.

Ход работы.

1. Изготовление прибора для измерения времени реакции человека.

Используем формулу для вычисления пути, пройденного телом при свободном падении без начальной скорости h0 =


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...
Вы читаете: Программа Факультатива “Физика для всех” 7 Класс