Печорин и Грушницкий

Григорий Александрович Печорин является главным персонажем романа М. Ю. Лермонтова ” Герой нашего времени“. На страницах этого произведения перед нами постепенно раскрывается тип “лишнего” человека 30-х годов XIX века. Это было время, когда все самое лучшее, талантливое, свободолюбивое безжалостно подавлялось, а в обществе ценилось лишь умение ловко сделать карьеру, получить очередную награду, выгодно жениться… Это была эпоха бездарностей и ничтожеств типа Грушницкого, а такие сильные, одаренные от природы люди, как Печорин, не могли найти должного применения своим выдающимся качествам и были вынуждены растрачивать свои способности по пустякам.
О Печорине рассказывает Максим Максимыч. Он рассказывает об истории любви Печорина к Бэле и упоминает о странном характере Печорина и его личной храбрости: “…при мне ходил на кабана один на один”. Затем, в повести “Максим Максимыч”, мы видим внешность героя. Лермонтов обращает наше внимание на его “тонкий стан”, “крепкое сложение”, на его маленькую аристократическую руку и “нервическую слабость”, “бледный, благородный лоб” и нежную кожу лица. Но автор особенно выделяет глаза своего героя: “…они не смеялись, когда он смеялся”, и сияли “каким-то фосфорическим блеском”. Взгляд Печорина был “проницательным и тяжелым”.
Но полностью характер героя и его сложный внутренний мир раскрываются в повести “Княжна Мери”. Печорин пишет в своем дневнике, что ему скучно жить на свете, потому что у него нет настоящей цели в жизни, нет достойного дела и даже нет достойного противника. Герой Лермонтова чувствует в своей душе “силы необъятные”; он думает о смысле своей жизни и о своем высоком предназначении. Но Печорин не угадал этого назначения и не мог угадать, потому что не было в его время такой высокой и благородной цели, ради которой ему стоило бы жить и стоило бы умереть. Он родился не в свое время: ему следовало бы родиться на десять лет раньше, и тогда бы он, возможно, мог бы стать декабристом и обрести смысл жизни. В этом заключается трагедия Печорина. Герой безжалостно судит других и самого себя, говорит, что его душа “испорчена светом”. Он называет себя “нравственным калекой”; его любовь “никому не принесла счастья”, потому что он “любил только для себя” и “ничем не жертвовал ради тех, кого любил”. Печорин сравнивает свою роль в обществе с ролью топора в руках судьбы, потому что вольно или невольно доставляет боль и страдание всем тем людям, с кем сталкивается по воле случая. Но при этом он и сам страдает не меньше других, и поэтому Печорина можно также назвать жертвой своей судьбы и своего времени.
При всем при этом герой всегда честен с собой и с другими людьми, он прост и естественен, не пытается играть никакой чужой роли. Он по-своему справедлив и даже благороден, никогда не опускается до подлости или предательства, и в этом он стоит намного выше Грушницкого и ему подобных.
С Грушницким мы встречаемся на страницах повести “Княжна Мери”. Это молодой человек примерно 21 года; “он хорошо сложен, смугл и черноволос”. Грушницкий всего год на военной службе, поэтому по своему положению он еще юнкер. Но при этом он носит, “по особенному роду фатовства”, толстую солдатскую шинель, хотя постоянно мечтает об офицерских погонах, которые откроют ему долгожданный путь в высший свет. Грушницкий “говорит скоро и вычурно”, кажется, что он играет роль романтического героя. Он любит производить внешний эффект, и его цель – сделаться героем светского романа. Именно поэтому он начинает настойчиво ухаживать за княжной Мери и изображает страдающего от любви человека.
Грушницкий по своей натуре мелок и завистлив; он не может простить Печорину того, что тот понял его сущность; он способен на любую подлость, способен нанести удар ножом в спину. Печорин это предчувствует и пишет в своем дневнике: “Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать”. Так и происходит: Печорин, вступившись за свою честь и за честь княжны Мери, вызывает Грушницкого на дуэль.
, . Во время дуэли раскрылась вся сущность Грушницкого: он знал, что пистолет у Печорина не заряжен, и тем не менее стрелял в него. После этого Печорин предложил Грушницкому отказаться от своей клеветы, и тогда они могли бы вновь стать приятелями, но Грушницкий ненавидит Печорина и грозится зарезать “ночью из-за угла”. И тогда Печорин был вынужден убить Грушницкого.
Таким образом, Лермонтов противопоставил в романе не просто двух героев, а два типа людей: человека обычного, типичного для своего времени (Грушницкого) и человека нетипичного, “лишнего” в своем обществе и в своем времени (Печорина); и симпатии автора, совершенно очевидно, находятся на стороне Печорина, а не Грушницкого.


Вы читаете: Печорин и Грушницкий