Паренсология – будущее педагогики

Паренсология – будущее педагогики.

Прочитав название статьи, пытливый читатель тут же обратится к словарям и поисковым системам, но все равно слова паренсология не обнаружит. Между тем этот термин происходит от латинского parens – родители. За всю многовековую историю педа-гогика развивалась только вширь, стараясь охватить все стороны процесса обучения и воспитания ребенка. Но возможности для дальнейшего развития педагогики вширь уже практически исчерпаны. Это и является основной причиной кризиса педагогики, который отчетливо виден непредвзятому человеку. Значит необходимо найти возможности для развития педагогики вглубь, находя эти возможности на стыке различных наук. Так на стыке медицины, психологии и педагогики открывается поле для развития паренсологии, т. е. науки, которая будет изучать влияние нервно-психического и физического здоровья родителей и их образа жизни в дородовой и родовой период на процесс воспитания и обучения ребенка.

Человек, благодаря своим научным знаниям, практически освободился от действия законов естественного отбора. Теперь он может давать и дает жизнь некоторым индивидам, вовсе не обладающим изначально высоко устойчивыми качествами, необходимыми для выживания. В этом сохранении детей есть большой смысл, обусловленный значительным развитием разума и возможностями человека, подчиняющего и, когда требуется, подправляющего природу. Благодаря прогрессу медицины выхаживаются, спасаются от смерти, неминуемой при таком слабом здоровье даже в недавнем прошлом, крайне ослабленные или недостаточно жизнеспособные младенцы. Именно в этом одна из причин того, что в современном обществе увеличивается частота функциональных заболеваний нервной системы, хотя это принято связывать только с издержками цивилизации, невротизирующим влиянием крайне ускоренного темпа жизни, постоянно возрастающими нервными перегрузками. Если это так, то тогда в чем же смысл сохра-нения слабых младенцев, выхаживания их? Этот вопрос имеет кроме всего прочего и морально-нравственный аспект.

Из всего животного мира только детеныш человек родится, будучи долго не приспо-соблен жить самостоятельно. У животных многое по-другому. Самка животного, родив детеныша, инстинктивно подставляет ему соски с молоком, тем самым сразу же ставит перед ним задачу на выживание. Это вполне естественно для животного мира, где сохранить жизнь, продолжить род может лишь наиболее сильный, наиболее приспо-собленный к беспощадной борьбе за свое существование.

В инстинктах животных, выработанных миллионами лет, заложена идея: слабое от рождения никогда не разовьется до того уровня, чтобы быть способным к борьбе за свое существование. Между тем давно подмечено, что совсем не обязательно слабейший от рождения и в дальнейшем останется слабым. Получив помощь в этот тяжелый период жизни, он в последующем может с лихвой использовать отпущенный ему шанс и может даже перегнать по многим показателям своих собратьев. Но природа слепа и потому слабым в ней нет места. В животном мире оказывать помощь слабейшим и одновременно вести трудную борьбу за существование практически невозможно.

Человеческие возможности, разум и нравственность позволяют подойти к этой проблеме по-другому: спасти, насколько это возможно, помочь слабым, нуждающимся в помощи младенцам. Такая помощь высоко нравственна и оправдывает себя. Однако при этом достаточно часто выживают младенцы со значительно сниженными показателями и качествами нервной системы, что особенно ощущается не только в первое время их жизни, но и значительно позже.

На самых ранних стадиях человеческого общества родительские инстинкты с наи-большей полнотой, в меру возможностей человека, обеспечивали даже самому слабому ребенку все условия для беспрепятственного развития и никоим образом не подвергали его испытанию на жизнестойкость. (Хотя в истории известны и другие примеры. Так, в одном из государств античной цивилизации, в Спарте, детей с малым весом, родившихся недоношенными, сбрасывали в пропасть, так как считалось, что право на жизнь имеют лишь те, из кого может вырасти настоящий воин).

Такое отношение к детям не только результат развития общественной морали, культуры. Это внутреннее врожденное качество, присущее уже самому непросвещенному человеку, даже не имеющему опыта общения с детьми и ухода за ними. Все люди несут в себе инстинкт максимальной родительской заботы о младенце, которому еще предстоит пройти длительный путь развития до обретения самостоя-тельности. Хотя и среди людей встречаются особи, которые этим инстинктом родите-льской заботы не обладают или успешно подавляют его в себе. Но мы говорим о других.

Миллионы лет эволюции человека, в результате которой появился homo sapiens, как биологический вид, отфильтровали именно такой путь. Человеческий младенец родится совершенно неподготовленным к самостоятельной жизни, беспомощным, и потом, уже вне утробы матери, дозревает под ее любящим, внимательным и сознательным присмотром. Но вот незадача: оказывается, что на относительно долгом пути развития индивида, включая, конечно же, его внутриутробный период, период его роста и созревания уже после рождения, целый ряд неблагоприятных факторов может отразиться на его нервно-психическом и физическом развитии.

Обнаружено, что нервная система далеко не одинаково чувствительна к влиянию вредных воздействий в разные периоды жизни. Например, крайне чувствительна она в самый ранний период, буквально с момента оплодотворения материнской яйцеклетки, начала ее деления и образования зародыша. Вредное воздействие в этот период может привести к гибели зародыша и самопроизвольному выкидышу (или же в будущем может родиться младенец с грубыми дефектами развития.) Хорошо известно, что во многих случаях отражаются на зародыше болезнь матери гриппом, краснухой и другими вирусны-ми инфекциями, интоксикации (алкоголь, никотин, некоторые лекарства), когда вирусы или токсины (яды) попадают от матери к плоду. Если в относительно легких случаях зародышу удается как-то справиться с отрицатель-ным влиянием указанных факторов, но они все же могут оставить следы этой борьбы в виде ослабленности нервной системы, особенно ярко выраженной в первые годы жизни ребенка.

Рассмотрим, каким же образом негативно воздействует алкоголь на развитие плода? Почему этот нервный яд оставляет столь глубокие и долгие следы воздействия на здоровье?

Негативно отражается присутствие алкоголя уже с первых моментов жизни оплодо-творенной яйцеклетки, если оплодотворение яйцеклетки осуществлено спермато-зоидом, жизненная активность которого снижена имеющимся в организме отца алкоголем. Это бесспорно установленный научный факт. Сперматозоид (мужская по-ловая клетка), дающий при слиянии с женской половой клеткой развитие зародышу, является фактически очень сложной, гигантских размеров молекулой дезоксири-бонуклеиновой кислоты (ДНК). Она несет в себе все наследственные качества, которые отец передает своему ребенку: когда, в какой последовательности, как будут формироваться его органы. Это же относится и к яйцеклетке со стороны матери.

Движение сперматозоидов – одно из главнейших их свойств – резко замедляется, даже прекращается, если в окружающей их жидкости присутствует алкоголь. Они стремительно теряют активность и способность оплодотворять. Функциональные свойства ДНК резко ухудшаются и после ее слияния с ДНК яйцеклетки, развитие зародыша уже будет проходить некачественно, поскольку в целом программа этого развития соответствен-но ухудшается.

Алкоголь – нервный яд. Это очевидно. Особенностью его является то, что в организме он распределяется крайне неравномерно, и более всего скапливается в нервной ткани. Здесь находятся специфические вещества, липиды, “притягивающие” спирты. Алкоголь ухудшает функциональные свойств, нервных клеток. У систематически выпивающих снижаются память, внимание, реакция на окружающее, четкость мышления. Впоследствии на смену функциональным приходят уже органические изменения, нервные клетки повреждаются, частично разрушаются и гибнут. Развиваются слабоумие, эпилептические припадки и пр. А ведь кроме нервной системы повреждаются и другие органы.

Подобное же происходит и с нервной системой плода, к которому алкоголь поступает от матери. Но так как незрелые клетки мозга плода более уязвимы, положение усугубляется: алкоголь задерживает их развитие и созревание, ухудшая многие качества нервной системы. Поэтому при беременности пить спиртное нельзя категорически. Это подтверждается многочисленными наблюдениями за детьми. Но многие ли придерживаются этого постулата, надеясь на наше ментальное “авось”?

К сожалению, бесследно это, как правило, никогда не проходит. Неблагоприятный период внутриутробного развития накладывает отпечаток и на более поздний возраст – младенческий, дошкольный, школьный и даже юношеский. И вот начинаег свою нелегкую школьную жизнь такой ребенок, взвалив на свои слабенькие плечи груз родительского преступного недомыслия.

Уточним, говоря о таких детях, вовсе не стоит утверждать, что все они неминуемо будут иметь грубую патологию, требующую специалыного интенсивного лечения у психо-неврологов. Конечно, не во всех случаях после питейных ситуаций должны родиться дети-психопаты, но ослабленность нервной системы им гарантирована почти наверняка.

Аналогично алкоголю на развивающуюся нервную систему ребенка травмирующе действуют и другие неблагоприятные факторы. Их диапазон в современной жизни весьма широк. Это могут быть и вредные производства, и воздействия высокочас-тотных и ультракоротковолновых излучений радиоэлектронных и бытовых приборов, и вибрация в сочетании с шумом и др.

В последнее время крайне широкое распространение получило курение среди женщин, девушек и даже девочек – будущих матерей. Курение является на самом деле самой распространенной бытовая наркоманией. В табачном дыме кроме всем извест-ного никотина имеется около сотни других крайне вредных веществ, и все они оказывают выра-женное влияние не только на организм матери, но и на плод ребенка. Документально установлено, что Дети родятся более слабыми у курящих, а в дальней-шем у них вследствие ослабленности нервной системы чаще отмечаются разнообраз-ные затруднения в учебе.

Здоровье будущих поколений прямо зависит от курения женщин, даже совсем еще юных? Известно, что девочка появляется на свет, имея в своем организме сразу же то количество яйцеклеток, которое ей отпущено природой на всю ее жизнь. Новых яйцеклеток женский организм не вырабатывает. Чем раньше на яйцеклетки обруши-вается поток ядовитых веществ, тем больше вероятность их повреждения и тем большая вероятность рождения в будущем ребенка от поврежденной яйцеклетки. Необходимо знать еще и то, что некоторые вещества, входящие в состав табачного дыма, могут производить неблагоприятные изменения в самой структуре ДНК, а это значит влиять на саму наследственность. В подобном случае неблагоприятные изме-нения будут касаться уже не только данного ребенка, родившегося от ослабленной, измененной яйцеклетки, но и потомков этого ребенка. Настолько велика ответст-венность курильщицы за здоровье будущих поколений. Здесь уже можно говорить о нервно-психическом и физическом здоровье не только ее ребенка, но и ее внуков и правнуков.

Аналогичным образом влияют на формирующийся мозг плода лекарственные пре-параты, которые беременная женщина принимала в связи с каким-то хроническим за-болеванием, недомоганием, головной болью и т. п. Их действие до сих пор мало изу-чено. Подчас кажущиеся самыми невинными лекарства оказывают весьма тяжелое воз-действие. Поэтому врачи настоятельно рекомендуют во время беременности, особен-но в первые три месяца, по возможности воздерживаться от приема любых лекарств.

Очень важным моментом, который следует учитывать при анализе причин школьной неуспеваемости и сопутствующего нервного поведения ребенка, является влияние на нервную систему самого процесса родов. Последствия необычно протекавших родов – тяжелых, длительных, очень быстрых, наличие так называемой асфиксии в родах и пр. – довольно долго напоминают о себе ослаблением нервно-психического здоровья.

Даже при нормальном неосложненном протекании беременности процесс родов очень тяжел не только для организма матери. Ей очень трудно, но трудно и тяжело са-мому ребенку. И эти сложности резко увеличиваются, если беременность проходит с различными отклонениями. Вот поэтому не напрасно родовспоможению уделялось всегда повышенное внимание. А ведь многие, особенно мужчины, вполне искренне полагают, что роды – это самый обычный, естественный, физиологический процесс, который во всем животном мире должен проходить и проходит без особых приклю-чений. Однако у человека далеко не всегда проходит все так гладко.

Вся сложность состоит в том, что головка плода у человека отличается весьма зна-чительным, по сравнению со всем животным миром, объемом. Поскольку процесс рос-та нервной ткани является очень ответственным и много значит для человеческого ор-ганизма, природа мудро “придумала”, сдвинув его формирование в наиболее благо-приятные инкубаторные условия – в стадию внутриутробного развития. Здесь он мень-ше всего подвергается вредным влиянием внешней агрессивной среды, получает стабильное питание и вырастает до весьма значительных размеров.

Успех родов определяется тем, насколько благополучно, не травмируясь, пройдет головка плода по родовым путям матери. Для облегчения этого процесса природа придумала небольшие хитрости. Например, к моменту родов кости таза роженицы несколько расходятся, увеличивая просвет и облегчая прохождение плода, а после родов кости снова срастаются. Однако этого не всегда бывает достаточно. Не решает полностью проблему и другая уловка природы: кости черепа плода к моменту родов еще окончательно не затвердели, и более того, они не сращены. Поэтому они тоже могут несколько уменьшать размеры головки, заходя во время родов одна за другую, увеличивая податливость головки плода при прохождении по родовым путям.

Но, как бы ни ухищрялась природа, все-таки некоторое сдавление головки плода происходит. В большинстве случаев организм плода успешно справляется с этим, выправляется от напряжения. Однако иногда, когда головка оказывается больших раз-меров, чем допустимо, а таз, наоборот, слишком узким, травмирование головки отра-жается уже весьма заметно на состоянии головного мозга ребенка. Если же роды затя-гиваются, сложности, естественно, возрастают. 1

В последнее время отмечается более частое рождение детей с повышенным, по сравнению с прошлыми годами, весом. Это связывают с акселерацией (более ускорен-ным развитием детей). Однако это обстоятельство приводит к тому, что роды при повышенном весе и размерах плода усложняются. Рождение крупного плода стано-вится уже тяжелейшим и опасным испытанием не только для матери, но и для плода. Возможность сдавления более крупной, чем обычно головки плода резко возра-стает.

В случаях значительных сдавлений головки и травмирования мозга ребенка речь пойдет уже о внутричерепной мозговой травме, вследствие которой могут развиться явления детского церебрального (т. е. мозгового) паралича. На этом фоне могут быть двигательные и речевые нарушения (отсутствие или слабость движений в руках и ногах), судороги, задержка психического развития.

К счастью, чаще всего дело не доходит до столь грубых двигательных расстройств или умственной неполноценности. Тем не менее, последствия влияния таких родов все же сказываются, но только в как бы смазанном, замаскированном виде И как скрытое изображение выявляется на фотопластинке после ее проявления, так и повышенные умственные нагрузки с началом обучения ребенка могут играть роль такого проявляющего фактора на фоне ослабленной нервной системы ребенка.

Общеизвестно, что нервные клетки весьма чувствительны к нехватке кислорода. Прекращение поступления к ним кислорода, называемое асфиксией, уже в течение не-скольких минут приводит к смерти мозга, кратковремеиная асфиксия серьезно осла-бляет его. Вследствие повреждения некоторых участков мозга могут развиваться даже параличи.

Причины, нарушающие кислородное питание мозга, могут быть самыми различ-ными. Так асфиксия развивается, когда нарушается кровоток от матери к плоду и соответственно снижается и количество кислорода, приносимого эритроцитами к нервным клеткам. Часто подобное происходит в том случае, когда пуповина, связывающая плод с матерью, сформировалась длиннее, чем это необходимо. Тогда она может обмотаться вокруг шейки плода, образуя своеобразную петлю-“удавку”. Удавка не только передавливает кровеносные сосуды на шее, питающие мозг, но при этом сдавливаются и кровеносные сосуды, проходящие в самой пуповине. Мозг плода в любом случае остается без крайне необходимого кислорода.

Асфиксия может развиться и от родовой слабости. Когда у роженицы ослабевают родовые схватки, роды прекращаются, хотя ребенок еще не родился. При этом плод, уже вошедший в родовые пути, начинает ощущать недостаток кислорода, поскольку нарушается питание мозга из-за сдавления головки. Если в таком случае не будет оказана экстренная помощь акушеров, то последствия могут быть самые трагические.

Ребенок, родившийся в асфиксии, синюшен или резко бледен, т. к. бескровен. Он не ды-шит, не кричит, поэтому его считают мертворожденным и принимают меры к оживлению (искусственное дыхание, стимуляция центральной нервной системы и др.). Чем больше времени необходимо для оживления (пока он не закричит, не задышит), тем хуже прогноз и перспективы в отношении его нервно-психического здоровья в будущем.

Поэтому важно знать и помнить не только врачам, следящим за здоровьем этого че-ловека, но и педагогам, работающим с ним на разных этапах жизни, имелась ли у дан-ного индивида при рождении асфиксия, даже самая непродолжительная. Помня об этом, можно более направленно и эффективно наблюдать и лечить его, раньше обра-тить внимание на изменение поведения, свидетельствующее о проявлении его нервно-сти в период обучения и в различных экстремальных ситуациях во взрослой жизни.

Внутричерепная родовая травма может проявляться еще в виде кровоизлияния в головной мозг. При этом вследствие асфиксии или сдавления головного мозга нарушается целостность какого-либо кровеносного сосуда и кровь изливается в окружающую нервную ткань, сдавливая ее и приводя к гибели нервные клетки. В зависимости от объема пора-жения в дальнейшем образуются параличи или при меньшем масштабе дефекта: ослабленность функциональных свойств нервной систе-мы.

Негативно отражаются на состоянии головного мозга не только затянувшиеся, но и очень быстрые (“пушечные”) роды, когда ребенок покидает родовые пути слишком быстро. В такой ситуации его головка не успевает постепенно приспособиться к давле-нию на нее со стороны родовых путей. Давление же нарастает чрезвычайно быстро, и головка травмируется. При тяжелых родах в том месте, где на головку было наиболь-шее давление, имеется даже припухлость багрово-красного цвета, так называемая родовая опухоль. Не все случаи тяжелых родов обязательно приводят к родовым трав-мам мозга. Опять же к счастью, нервная система плода в силу врожденной высокой сопротивляемости успешно противостоит таким разрушительным воздействиям.

Не так уж и редко беременность затягивается и завершается родами особенно крупного ребенка, до шести и более килограммов. Однако замечено, что даже если роды в такой ситуации и прошли нормально, у новорожденного неврологические характеристики явно снижены, а последующее созревание и становление нервной системы несколько запаздывают. Чрезмерно повышенный вес, вероятно, отражает замедленное созревание плода и относительную его незрелость к обычному своевременному сроку. Кроме того, напомним, что при повышенном весе плода роды усложняются, увеличивается и опасность развития внутричерепной родовой травмы мозга. Поэтому не меньшее внимание, чем недоношенность, должна обращать на себя и переношенная беременность, поскольку с ней в последующем могут связываться отклонения со стороны нервной системы ребенка.

Хотя природа постаралась максимально защитить плод от негативных изменений окружающих условий, абсолютной защиты достичь все же не удалось. Мы уже говорили о вредном действии на плод различных веществ, поступающих к нему от ма-тери (вирусы инфекционных заболеваний, токсины, хроническое отравление при быто-вых наркоманиях, алкоголизме, курении и др.) Любое ослабление организма матери сказывается на ухудшении питания плода и усложняет условий его развития.

Несомненно отрицательное влияние на развитие плода оказывают различные токсикозы беременности. Это достаточно распространенная патология беременности, когда у женщины развиваются рвота, отеки, головные боли, повышается артериальное давление, появляется белок в моче. Состояние ее резко ухудшается, и в почти половине случаев токсикозов роды протекают тоже неблагополучно, сопровождаясь часто поражением нервной системы плода.

Все сказанное выше объясняет, почему, оценивая состояние нервной системы особенно младшего школьника, столь важно знать, как чувствовала себя мать во время беремениости, как проходили роды. Отсюда повышенное внимание врачей ко всем этим моментам, стремление устранить от беременной женщины неблагоприятные факторы. Состояние нервной системы ребенка, его будущие успехи, в том числе школьные, профилактика его здоровья начинаются еще задолго до его рождения.

К счастью, со временем повреждения нервной системы, ее ослабленность различ-ными неблагоприятными факторами, действующими в ранний период, уменьшаются чаще всего сами по себе. При нормальных условиях жизни, хорошем уходе, питании состояние нервной системы ребенка заметно улучшается. Вовремя начатое лечение дает еще более благоприятные результаты. И все же такого ребенка следует беречь от всевозможных травмирующих обстоятельств, сильных нагрузок. Начало обучения, как мы уже говорили, может вскрыть некоторую недостаточность резервов устойчивости нервной системы. Однако с возрастом этот недостаток будет все более и более выправляться, если не последуют новые травмирующие обстоятельства.

Конечно, далеко не только учеба может стать таким “прорывающим” фактором. О ней мы говорим, поскольку она является основной темой нашей статьи. Этим фактором может быть любое влияние: тяжелое заболевание, ушиб головы с сотрясением мозга, психическая травма и даже длительная физическая нагрузка, например, перетренированность детей при чрезмерном занятии спортом.

Таким образом, когда дети не справляются со школьными нагрузками, речь, чаще всего, должна идти не об умственной отсталости, а об ослабленности, временной задержке развития, которая с ростом, созреванием организма будет преодолена. У таких детей умственные способности нормальные, но ввиду слабости многих нервных процессов они не могут поспевать за остальными детьми, усваивать требуемый учебный материал в полном объеме.

Об этих фактах жизни ребенка важно помнить не только родителям, но и педагогам, и воспитателям. Педагог, следящий за состоянием своих питомцев, их успехами, зна-ющий всю их предысторию, предупредит срывы в поведении ученика, не допустит ослабления нервной системы. Он раньше почувствует, что, несмотря на его педагогические усилия, такой ребенок перестал справляться со шиольным заданием или начал учиться с трудом, с видимым напряжением, с “надры-вом”. А это позволит ему внести поправки в объем требований в данный момент, чтобы впослед-ствии программа была благополучно выполнена.

В числе таких мер, обеспечивающих некоторую передышку, может быть снятие каких-то менее важных, в том числе факультативных нагрузок (музыка, спорт, допол-нительные занятия иностранным языком и пр.), большее внимание тщательному соблюдению режима отдыха, сна, перенос на другой срок контрольной работы, возможность временно отложить опрос у классной доски, которого с очевидным стра-хом ожидает ребенок. Вот один из примеров, показывающих, как важно вовремя обратить внимание на все эти моменты современному педагогу.

Двумя обзацами ранее написано о том, что родителям и педагогам необходимо пом-нить об условиях развития и состояния нервно-психического и физического здоровья каждого ребенка. Но, как можно помнить то, чего не знаешь? Вот и наши педагоги массовых школ работают с детьми, совершенно не зная особенности нервно-психи-ческого и физического здоровья своих подопечных. Так что современный педагог массовой школы является, извините за грубость, не более чем шаманствующим суб-ъектом, который своими заклинаниями и “плясками”, наводящими на окружающих страх и почтение, а то и презрительную ухмылку, пытается получить определенный педагогический результат. И как это ни смешно – в отдельных случаях… добивается. Но только этих случаев становится все меньше и меньше.

С началом обучения ребенка обычно начинает проявляться целая группа патоло-гических состояний с характерными особенностями поведения, свидетельствующими, что нервная система ребенка еще не окрепла, относительно незрела и не может легко вынести учебные нагрузки. Речь идет о так называемой “минимальной дисфункции мозга”. Минимальная дисфункция мозга отмечается у 10-15% детей. В основе мини-мальной дисфункции мозга лежит определенная патология органического характера., т. е. речь идет о некой разрушенности нервных структур. Причиной минимальной дис-функции мозга считают самые разнообразные отрицательные влияния, в том числе и указанные выше алкоголь и курение родителей и патологию и патологию беременности и родов и т. д.

Паренсология и призвана дать в руки думающего педагога реальные знания о воспитуемой личности, превратить труд каждого учителя в творческий и научно обоснованный, переводит этот труд из области предчувствия и предугадывания в об-ласть точного знания. Толчок развитию паренсологии обеспечит и широкое внедрение в педагогический процесс информационных технологий. Знание о том, как проходило зарождение и развитие ребенка, позволяет заглянуть со значительной опреде-ленностью и в его будущее, составить о нем достаточно обоснованные прогнозы и использовать это знание в интересах ребенка и общества.

Теперь о самой технологии. Как уже было написано выше, для того чтобы понимать, что происходит с индивидом в отдельный момент, необходимо знать историю нерно-психического и физического здоровья личности. Начинает “писать” эту историю врач-гинеколог, наблюдающий за ходом беременности и помогающий женщине во время родов. Именно он определяет паренс-код ребенка.

В зависимости от протекания процессов зачатия, беременности и родов каждому ребенку присваивается личный паренс-код от АГЗЛ до ВЖКН. Исходя из показателей этой таблицы таких паренс-кодов будет 27. Кстати эти показатели таблицы не являются догмой, и должны быть определены специальными исследованиями

Протекание беременности

А

Б

В

Срок вынашивания

Г

Д

Е

Процесс родов

Ж

З

И

Болезнь матери во время беременности

К

Л

М

Таблица определения паренс-кода.

Расшифровка символов.

А – сильный токсикоз; Б – редкий токсикоз В – без токсикоза

Г – недоношенный Д – нормальный Е – переношенный

Ж – очень быстрые З – нормальные И – тяжелые (замедленные)

К – хронические болезни Л – легкие заболевания М – не болела

Наблюдая за дальнейшим развитием детей с различными паренс-кодами, мы можем составить примерную характеристику представителей каждого паренс-кода и разработать рекомендации по работе с ними в различных ситуациях. Такая работа позволяет определять группы риска и заранее, целенаправленно работать с ними в корректирующем направлении. Так что паренсология – это область совместной работы медиков, педагогов, психологов, криминологов, социальных работников.

Исходя из всего вышеизложенного думается, что у соответствующих государственных органов достанет мудрости и дальновидности, чтобы обратить внимание на заявленную проблему и открыть первую лабораторию по данному направлению.


Вы читаете: Паренсология – будущее педагогики