Открытый урок в 5 классе. Имя прилагательное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль

Цели:

Познавательные:

актуализация опорных знаний по теме “Имя прилагательное”, применение этих знаний на практике в нестандартных ситуациях; находить имена прилагательные в тексте и указывать их грамматические признаки орфоэпически правильно произносить окончания имен прилагательных в форме Р. п. научить самостоятельно добывать знания по теме “Имя прилагательное”;

Развивающие:

развитие речи – обогащение и усложнение словарного запаса; интеллектуальное и общее развитие учащихся; развитие мышления: уметь анализировать, выделять главное, уметь сравнивать, строить аналогии, объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы; развитие творческих способностей учащихся; развитие исследовательских способностей школьников.

Воспитательные:

создание творческой эмоциональной обстановки; формирование гуманного отношения друг к другу, умения слушать товарища, не перебивать.

Оборудование: учебник, картинка с изображением лебедя, текст С. Т. Аксакова “Лебедь”, загадки.

Технические средства: проигрыватель и пластинка с песенкой А. Хайта на муз. Б. Савельева “Существительное на – МЯ”

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

– Здравствуйте, ребята. Какое у вас настроение? (Хорошее, отличное, веселое, умиротворенное, печальное, радостное, бодрое, грустное…)

– Кто мне объяснит, что такое настроение с точки зрения лексикологии? (Внутреннее, душевное состояние человека.)

– А с точки зрения морфологии? (Это существительное, обозначающее состояние человека, среднего рода, II склонения, единственного числа, Им. падежа, в предложении является подлежащим.)

– Молодцы, ребята! Мы повторили с вами тему “Имя существительное”, которая тесно связана со следующей, изучением которой мы с вами и займемся сегодня на уроке. Но прежде ответьте мне на вопрос.

II. Интрига.

– Анжела, тебя Мама попросила сварить на ужин кашу. Можешь ты выполнить ее поручение? (Нет, она не сказала какую: рисовую, гречневую, пшенную.)

– Мама, покупая Насте куртку на зиму, обратилась к продавцу: “Мне вот ту куртку, пожалуйста” Может продавец понять маму? (Нет! Не названы признаки понравившейся ей куртки.)

– А что вы мне скажете о сегодняшней погоде? Посмотрите за окно! (Солнечная, но ветреная, пасмурная, но не холодная и т. д.)

– Вспомните, что вы мне сказали о свом настроении в начале урока.

– Чтобы узнать или охарактеризовать предметы, нам потребовалась особая часть речи – какая? (Прилагательное, слово-волшебник…)

Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

III. Работа над темой.

1 . А что прилагательное действительно волшебное – убедимся, отгадав загадки, построенные на описании (устно).

А) Сам алый, сахарный, Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.)

Б) Черный Ивашка, Деревянная рубашка. Где носом поведет, Там заметку кладет. (Карандаш.)

В) Бежит свинка. Железная спинка. Льняной хвостик. (Иголка с ниткой.)

Г) Земля беленькая, А птички на ней черненькие. (Книга.)

à Какая часть речи особенно активно работает в этих загадках? (Прилагательное.)

2. Учитель. Вы, конечно, ждете мой вопрос: что называется прилагательным? И вы правы. Но перед тем как его задать, я приглашу вас на экзамен, на котором мальчик по имени Митрофан демонстрирует свое знание прилагательного как части речи.

(инсценировка)

П р а в д и н (экзаменующий). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

П р а в д и н. …Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

П р а в д и н. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя стоит не навешена; так та покамест существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.

– Какое определение прилагательного дали бы вы?

– Итак, прилагательное отвечает на вопросы (пишем) какой? какая? какое? чей?

– Но внимательно слушавшие сценку из комедии Фонвизина “Недоросль” обратили внимание на остроумное толкование прилагательного как части речи, которая к чему-то приложена. К чему же “приложено” прилагательное?

– Я даю вам существительное Стол и прошу вас охарактеризовать прилагательными, обозначающими его Форму, материал, цвет, размер. Стол Какой? Прямоугольный деревянный бежевый средний… (Поясню детям, что запятые не ставим, так как все эти определения неоднородные, т. е. с разных сторон характеризуют один предмет.)

à Зачем нам потребовались эти прилагательные? (Для узнавания предмета, для точной его характеристики.)

à Какие признаки прилагательного мы использовали для более полной характеристики нашего стола? (Признаки по цвету, форме, материалу, размеру.)

à Можем ли мы указать признак по времени и принадлежности? (Да. Допишем: Новый Сашин.)

– И опять мы убедились в Волшебных с Войствах прилагательных!

3. Запишем небольшой текст, но сначала я вас хочу попросить описать прилагательными всем нам знакомую птицу лебедя. (Дети: Белый, грациозный, стройный И т. д)

(Показываю картинку)

Но наше описание бедное, скупое, а вот как это делает мастер слова – Сергей Тимофеевич Аксаков. Насладимся разнообразием и богатством прилагательных.

ЛЕБЕДЬ

Бел..снежный, с бл…стящими, прозрачными, (не) большими глазками, с ч..рными лапами, с длинн.., гибк.. и красив., шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темной, гладкой по-верхност.. воды.

П а у з а Пение с движениями песенки А. Хайта

– Выразительно прочитайте текст. Понравился ли он вам? Чем?

“По цепочке” объясним вставленные орфограммы. Обязательно в тексте поставим вопрос от Шеею К прилагательным: к а к о ю?

à Почему в тексте так много запятых? (Однородные определения, перечислительная интонация.)

Назовите все прилагательные. К каким словам они “прилагаются”? Какими членами предложения являются? (Определениями) Подчеркнем.

Как они согласуются с существительными? (в роде, числе, падеже)

Но одно прилагательное является сказуемым, так как стоит в краткой форме: каков? (Прекрасен.)

4. Работа с учебником: самостоятельное усвоение теоретического материала на стр.96

Если позволяет время, материал отрабатывается в парах, а затем в классе

5. Выходят к доске мальчик и девочка.

– Скажите друг другу комплимент в виде прилагательного.

6 . Пословица. Ласковое слово и кость ломит.

à Раскройте смысл пословицы. (Иной человек упрямый, твердый, несгибаемый, как кость, но и к нему можно подступиться с ласковым словом.)

III. Подытожим урок.

Вот на такой красивой работе мы и закончим сегодня наш урок, посвященный словам-волшебникам… Впереди нас ждет много интересного.

Домашнее задание: Параграф №11; Т/м на с.96-97; У. 148 , списать, вставить пропущенные буквы, сделать синтаксический разбор первого предложения.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...
Вы читаете: Открытый урок в 5 классе. Имя прилагательное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль