Открытый урок. Мягкий согласный звук, буквы Йй

Тема: Мягкий согласный звук, буквы Йй. Звуковой анализ слов с й. Чтение слогов, слов, предложений.

Цель урока: Познакомить со звуком и буквами Йй, учить выделять и характеризовать звук, формировать навык чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами; учить дифференцировать слова, обозначающие предметы, признаки и действия предметов; развивать фонематический слух, логическое мышление, память, наблюдательность, речь учащихся, совершенствовать артикуляционный аппарат, воспитывать любознательность, интерес к изучению языка.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Оборудование: предметные картинки, динамическая таблица букв, лучевые схемы, слоговые карточки, таблицы слов, звуковые схемы, сундучок с сюрпризом (детская игрушка калейдоскоп).

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

– Сегодня урок необычный. У нас в гостях учителя начальной школы. Они пришли поближе познакомиться с нами, узнать чему мы научились? Поприветствуем их.

Проверь, дружок

Готов ли ты начать урок?

Все на месте, все в порядке?

Учебник, карандаш, блокнот, тетрадка?

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

– Давайте, друзья, проверим не забыли ли вы буквы, не разучились ли читать?

А) Допиши буквы:

Б) Прочитайте слоги и придумайте слова с этими слогами:

ЛЫ, ПРУ, МА, АШ, ЫШ, ИН, РО, ГО, КА, ШИ

В) Читаем слова по кругу, будьте внимательны, часть слова прячется в предыдущем.

Г) Исключите лишнюю букву (зачеркните ее).

К Н Р У П

(Почему? Объясните. По какому признаку?)

И О А Ы Л

(Буквы бывают гласными и согласными).

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Прочитайте и разделите предложение на слова.

УНАСНАУРОКЕНОВАЯБУКВА

– О чем вы узнали из этого предложения?

(Мы продолжим учиться читать, говорить, думать, запоминать. Будем работать с новой буквой!)

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. К нам на урок торопиться сказочный герой. Кто он? Отгадайте.

Лечит маленьких детей

Лечит птичек и зверей

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор… (Айболит)

– Разделите слово Айболит на слоги.

– Какой первый слог? (ай).

– Назовите второй звук в слоге ( ).

– это звук речи. Обратите внимание, как мы его произносим. Спинка языка поднимается к небу, создавая преграду струе воздуха.

– Звук – согласный или гласный? Твердый или мягкий? Звонкий или глухой?

ЗАПОМНИТЕ. В русском языке этот звук всегда мягкий и не имеет парного твердого.

Повторите.

– Составим звуковую схему слова АЙБОЛИТ

● =

– ●

= ● –

– Какой фишкой обозначим звук?

=

2. Выделение звука в речи.

1) К доктору приходят на прием разные животные. Выберите тех, в названиях, которых есть звук.

Муравей, ослик, попугай, медведь, соловей, лошадь, зайка, кошка, воробей.

К картинкам каждого животного подберите слово признак, описывающее только его.

Муравей – …, … (маленький, трудолюбивый)

Зайка – …, … (пушистый, трусливый)

Попугай – …, … (яркий, крикливый)

Воробей – …, … (серенький, озорной, взъерошенный)

Соловей – …, … (сладкоголосый, певчий, певучий)

Среди слов, которые мы назвали, нет ни одного, где бы звук, был в начале. В нашем языке мало слов, которые начинаются с буквы Й.

А ведь они есть: йод, йог, йогурт.

-Попробуйте объяснить значение этих слов. Что обозначает каждое из них? Кого или что так называют?

3. Выступают энциклопедисты.

1) Йод – лекарство, которым обрабатывают раны. А вы знаете из чего получают йод? Из водорослей.

Семейство водорослей очень велико. Их насчитывают тысячи. Водоросли бывают разной окраски: бурыми, красными, зелеными, синими.

Водоросли – очень полезные растения. Их используют для приготовления лекарств.

Йодом смазан палец мой.

Йод кусает. Ой, ой, ой!

Но пускай пощиплет йод –

Потерплю и все пройдет!

2) Йог. Возможности человека очень велики. Это доказали индийские йоги. При помощи системы упражнений они достигают необычайного владения своим телом и психикой. Йоги могут ходить по битому стеклу, задерживать дыхание на длительное время (полчаса – час), повышать или понижать температуру своего тела и еще много чего. Йогами могут быть не только индусы. Но чтобы стать йогом, нужно иметь настоящего учителя и много тренироваться.

3) Йогурт – слабокислый продукт из коровьего молока, заквашенный с добавлением специальных бактерий и фруктовых эссенций. Бывает фруктовый, сливочный, шоколадный. Очень полезный продукт для детей и взрослых.

4. Знакомство с буквой Йй.

Эта буква называется (йот); и краткое. Она обозначает мягкий согласный звук. На какую букву похожа? Чем отличается?

Похожа на И, – она обозначает гласный звук.

Буква Й – обозначает согласный звук, в написании буквы есть вогнутая линия.

Букву й зовут – и кратким

Й как и в твоей тетрадке.

Чтобы й не путать с и

Сверху галочку пиши.

4. Работа в тетрадях с печатной основой.

5. Чтение слогов, слов с Йй. (шепотом, “цепочкой”, индивидуально).

Чтение лучевых схем

6. Работа с учебником стр.58

1) Чтение столбиков слов.

Обратите внимание на разницу между словами Мой (- ● = ) и Мои (- ● ●).

2) Имена людей пишутся с большой буквы.

Буква большая совсем не пустяк.

В букве большой уважения знак.

Никогда не забывайте,

Имя буквой выделяйте.

– На какой вопрос отвечают слова? (Кто?)

7 . Физкультминутка

Кран откройся! Шейка, мойся

Нос умойся. Хорошенько!

Мойтесь сразу Мойся, мойся

Оба глаза! Обливайся!

Мойтесь уши, Грязь смывайся!

Мойся шейка! Грязь смывайся!

8. Аналитико-синтетическая работа со словом – рой.

Ты тихонечко постой

Прилетел пчелиный… (рой).

(Рой – большое количество насекомых).

Составим звуковую схему слова рой.

– ● =

Заменим одну букву в этом слове и получим цепочку слов со звуком.

1) на м – мой

2) на а – май

3) на л – лай

4) на е – лей

5) на п – пей

6) на о – пой

9. Упражнения в нахождении лишнего предмета по видовому признаку. Работа по картинкам учебника.

– Что это? Транспорт (современный и сказочный). Транспорт бывает подземный (метро), наземный; городской, междугородний; воздушный, водный.

Послушайте внимательно загадки и найдите нужную отгадку, в ней должен быть нужный нам звук.

(Дети рассказывают загадки)

Я мчусь, держусь за провода.

Не заблужусь я никогда. (Троллейбус).

Вот машина, так машина.

Не дымит, не пьет бензина.

На виду у нас, у всех

Поднимает руки вверх.

И поедет, но всегда

Лишь держась за провода. (Троллейбус).

Из края города в другой

Ходит домик под дугой. (Трамвай).

Конь стальной

Овса не просит.

Землю пашет,

Травку косит. (Трактор)

Маленькие домики

По улице бегут.

Мальчиков и девочек

Домики везут. (Автобус).

– Так в каких отгадках находится звук? (трамвай, троллейбус)

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИМИСЯ

1. Чтение текста. Интонирование предложений.

Картинка заменяет слово водители.

Две черты &‐ слово, обозначающее действие предмета (водит).

2. Устали? Впереди остановка “Отдыхай-ка”.

Корней Чуковский – детский писатель писал прозаические и стихотворные сказки. Мы уже встречались на уроках чтения с отрывками из его сказок “Мойдодыр”, “Путаница”, “Айболит”.

Сегодня прослушаем и проиграем начало сказки “Тараканище”. Звучит оно как потешка, небылица. Почему? Вы объясните мне после игры.

VI. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Инсценировка “Микрофон”.

(Ответом на вопрос является слово с новой буквой.)

Любопытный:

– Как тебя зовут? (Андрей)

– Что ты любишь на завтрак? (Яйцо)

– Какой вид транспорта предпочитаешь? (Трамвай)

– Куда любишь ходить в выходной? (В музей)

– Чем ты поливаешь цветы? (Лейкой)

– Какой фрукт ты любишь? (Айву)

– Какой напиток ты любишь больше всего? (Свежий крепкий чай.)

VII. ИТОГ УРОКА

– С какой буквой познакомились на уроке?

– Назовите ее. (И краткое)

– Какой звук она обозначает? (Мягкий согласный, не имеет парного твердого).

– Назовите слова со звуком :

В начале – …, … .

В середине – …, … .

В конце – …, … .

– Вы, ребята, хорошо работали и от Айболита вам подарок – калейдоскоп.

Лексическое значение слова калейдоскоп

1) Быстрая смена разнообразных заданий;

2) Оптический прибор – трубка с зеркальными пластинками и цветными стеклышками, которые при поворачивании образуют разнообразные узоры.

Калейдоскопическая смена впечатлений.

Урок-калейдоскоп окончен.

SpanMsoNormalCxSpMiddlespan


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...
Вы читаете: Открытый урок. Мягкий согласный звук, буквы Йй