Олимпийское пятиборье

План-конспект урока-игры в 6-м классе
Тема: ” Мифы народов мира”

1 этап. Подготовка.

Учащиеся 6-го класса. На уроках и во внеурочное время читают мифы разных народов, делают иллюстрации к ним. Они ищут в учебниках литературы и выписывают цитаты из стихотворных и прозаических произведений с упоминаниями мифических персонажей. В тетрадях составляют сводную таблицу “Боги Древнего мира”.

Учащиеся 9-го класса. Следят за подготовкой школьников 6-го класса. Готовят костюмы. Составляют вопросы для игры.

Учитель. Оформляет книжную выставку в кабинете (на весь период изучения темы). Перед игрой вывешивает на стенд сводную таблицу “Боги Древнего мира” (для самопроверки учащимися). Вместе с ребятами оформляет стенд “Мифические образы в русской литературе и живописи”.

2 этап. Промежуточный.

Проверка знаний, полученных в ходе изучения темы: короткие тесты, игры по типу “Третий лишний”, “Подбери символ”, “Узнай по описанию” и другие.

Интегрированный урок “Во что верили наши предки” (“Литература Смоленщины” (9-й кл.). Тема “Фольклор Смоленщины” и внеклассное чтение (6-й кл.). Тема “Мифы народов мира”.

3 этап. Урок-игра “Олимпийское пятиборье”.

Оформление урока

1. Стенд “Мифологические образы в русской литературе и мировой живописи”.

2. Книжная выставка “Читаем мифы разных народов”.

3. Выставка рисунков учащихся.

Оборудование

1. Грамзаписи: А. Журбин, рок-опера “Орфей и Эвридика”; А. Лядов, народное сказание “Баба-яга”.

2. Стол для Высокого ареопага (жюри).

3. Места для участников пятиборья.

4. Свечи, спички, ведро с водой (для пожарной безопасности).

5. Магнитная доска, магниты для конкурса “Боги и символы”.

6. Карточки с именами богов Древней Руси, Древней Греции, Древнего Рима, Скандинавии, Индии, Северной Америки.

7. Разрезанные иллюстрации с изображением славянских мифических существ (леший, домовой, русалка, Баба-яга) для конкурса “Сложи портрет”.

8. Слова на доске для конкурса “Логическая цепочка”.

9. Рисунки-символы или рисунки предметов, которые могли принадлежать древним божествам.

10. Разноцветные нитки для жеребьевки. Они связаны попарно. Гермес держит узелки в кулаке, а игроки берутся за концы. Так создаются пары – команды.

11. Костюмы ведущих и членов жюри: Геры, Дианы, Лакшми, Гермеса, Домового.

12. Фишки для игроков и команд за правильные ответы.

13. Венки для команды-победителя.

14. Яблоко – приз зрительских симпатий.

15. Книги для награждения всех участников.

Ход урока

Звучит музыка А. Журбина. Гости (учителя, родители, ученики 5-8-х классов) рассаживаются по местам. Игроки становятся возле игровых столов.

Ведущий. Дорогие гости, участники сегодняшнего необычного урока! Все вы, наверное, знаете, что когда-то древнегреческий герой Геракл ознаменовал один из своих подвигов спортивными играми у подножия священной горы Олимп. С тех пор лучшие спортсмены всех стран собираются на Олимпийские игры и радуют зрителей своими достижениями. Но успехов можно достичь не только в спорте. В этом году мы прочли много мифов разных народов, нашли столько мифических героев на страницах русской литературы, рассмотрели, какими они изображены на полотнах великих художников, постарались сами нарисовать полюбившихся персонажей. Столько новых знаний накопилось у нас, что мы решили выяснить:

– кто знает больше?

– кто помнит крепче?

– кто соображает быстрее?

А так как конкурсов будет пять, то назвать нашу игру мы решили “Олимпийское пятиборье”.

Оценивать же ваши знания и умения буду не я, а, как и положено, боги, спустившиеся…

А откуда они и как их зовут, вы сейчас и скажете нам.

(Появляется 1-я богиня в тунике.)

Это жена громовержца Зевса, вечно юная богиня супружеского благополучия. Кто она?

Ответ. Гера.

– Спустилась небожительница с…

Ответ. С Олимпа.

(Вручаются фишки за ответы, пока отдельным игрокам. Появляется 2-я богиня в короткой тунике с луком и стрелами.)

Ведущий. А это самая меткая и бесстрашная богиня-охотница из Древнего Рима. Кто она?

Ответ. Диана. (Вручается фишка. Появляется 3-я богиня в сари.)

– И вот перед нами прекраснейшая Лакшми. Откуда она?

Ответ. Из Индии. (Вручается фишка.)

Ведущий. О смертные, видите, какой у нас действительно Высокий ареопаг! Величайшие из великих, прекраснейшие из прекраснейших пришли сюда, чтобы вершить свой беспристрастный суд. Но негоже им волноваться, как довести до вас свою волю. Это сделает посланник, который быстро доберется к нам с помощью сандалий с крылышками… Вспомните, как его зовут?

Ответ. Гермес. (Вручается фишка. Появляется Гермес.)

– В свою очередь ему поможет герой славянской мифологии. Жил этот дух в каждой деревенской избе, да не каждому виден был. Зовут его дедушкою, хозяином, суседко, но это все он, хранитель домашнего очага, незримый помощник хозяев. Надеемся, что он живет и в нашем школьном доме. О ком идет речь?

Ответ. Домовой. (Вручается фишка. Появляется Домовой.)

Ведущий. Чтобы нам было удобнее, разделимся на команды. Помните, как Ариадна дала Тезею путеводную нить, чтобы помочь ему выбраться из страшного лабиринта? А у нас Гермес держит в руках эти нити, а вы, взявшись за концы, найдете себе пару.

(Пары занимают места за столами. Гермес сообщает первые результаты. По знаку Геры те, кто получил фишки, зажигают свечи – символ Олимпийского огня. Спички дает Домовой.)

Первый конкурс: “Узнай героя” .

– Вселенная, по представлениям наших предков, была населена высшими богами, живущими на небе, духами природы, обитающими на земле, и злыми демонами, скрывающимися под землей. Определите, о ком идет речь в этих стихах.

Я был в избушке на курьих ножках.
Там все, как прежде. Сидит… (ЯГА).
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.
(К. Бальмонт)

Чародейкою… (ЗИМОЮ)
Околдован лес стоит.
(Ф. Тютчев)

Я – … (ВЕЛЕС), мирный бог, меж спящих стад дозором
Незримый я хожу, чтоб отвращать недуг
И чары хитрых ведьм, пока дымится луг
И звезды ночь пестрят серебряным узором.
(П. Бутурлин)

Вот оглянулся царевич назад:
Ахнул! померк торжествующий взгляд.
Видит: лежит на песке золотом
Чудо морское с зеленым хвостом;
Хвост чешуею змеиной покрыт,
Весь замирая, свиваясь, дрожит. (РУСАЛКА)
(М. Ю. Лермонтов)

(Гермес сообщает волю ареопага и вручает фишки командам.)

Второй конкурс: “Логическая цепочка” .

– Мне кажется, что здесь записаны имена высших богов разных народов мира. Так ли это?

1. Брахма. 2. Перун. 3. Зевс. 4. Гитчи Манито. 5. Аид. 6. Один.

Ответ. Аид – рядовое божество, властитель подземного мира в Древней Греции. Высшие божества: Брахма – Индия, Перун – Древняя Русь, Зевс – Древняя Греция, Гитчи Манито – Америка, Один – Скандинавия.

Рисунки на доске. 1. Яйцо, плавающее в море. 2. Черепаха. 3. Колокол. 4. Плоская твердь на семи слонах.

– Что объединяет эти понятия? Все ли они выстраиваются в логическую цепочку? Если нет, то почему?

Ответ. Лишний – № 3. Остальные понятия – представления древних о том, как выглядит Земля.

(Гермес сообщает волю ареопага, вручает фишки командам + по одной за дополнительные сведения.)

Третий конкурс: “Пары мифологических героев” .

– Герои мифов и легенд часто связаны между собой дружескими, семейными, любовными отношениями. Попробуйте составить такие пары.

(Игроки подходят к столу ареопага, получают карточки: “Люди”, “Боги”, “Библия”. Затем игроки подходят к столу, где лежат в произвольном порядке карточки с именами. Они объединяют героев по заданной теме. Потом громко читают. Если ошибаются, право ответа – зрителям. Те, заработав очко, имеют право передать его любому игроку. Гермес подводит итоги.)

Четвертый конкурс: “Сложи портрет” .

– Сейчас ваша задача – сложить разрезанную иллюстрацию, назвать героя, объяснить его роль в славянской мифологии.

(Домовой раздает конверты. Звучит музыкальная пьеса А. Лядова “Баба-яга”.)

Ответы. Леший, хозяин леса; банник, жил в бане, мог наказать человека, и тот угорал; Баба-яга.

– Дополнительный вопрос: “Что это за музыка? Кто автор?”

(Гермес сообщает результаты игры.)

Пятый конкурс: “Найди хозяина”.

– Герои мифов часто имели при себе какие-либо предметы, вещи, которые со временем становились символами. Определите, кому из божеств могли принадлежать эти предметы?

(Открывается магнитная доска. На ней в ряд – имена богов. На второй половине – изображение вещей. Надо второй ряд привести в соответствие с первым. Например, Зевс – молния, Прометей – факел, Ярило – сноп ржи и так далее. Гермес сообщает итоги, вручает фишки.)

Пока Высокий ареопаг подводит окончательные итоги и определяет победителей, мы проведем конкурс среди гостей. Посмотрите еще раз на эти репродукции, вспомните, кто это, какие истории связаны с ними.

(Домовой определяет победителя среди гостей. Участники строятся, выходят богини.)

Гера. Нам было очень трудно выбрать победителя, так как все участники сегодняшнего олимпийского пятиборья показали себя достойными соперниками и заслуживают награды. Но все же я называю самых-самых. Итак, победителями стали…

(Диана и Лакшми возлагают венки на головы победителей. Зрители совещаются, и один из них вручает яблоко избраннику.)

Диана. Приз зрительских симпатий получает…

Лакшми. А такого знатока, как…, мы рады были бы видеть и у себя на Олимпе. Вручаем… особый приз (книга мифов или книга об Олимпийских играх) .

Гермес. Достойно держались и… (Вручает подарки другим игрокам.)

Гера. Дорогие олимпийцы! Ваше пятиборье закончилось, но пусть никогда не кончается ваше путешествие по мифологическим маршрутам, пусть боги покровительствуют вам на дорогах знаний и во всех добрых делах! Но помните, боги помогают тем, кто смел и решителен, кто честен и добр!

(Звучит музыка.)

ПРИЛОЖЕНИЕ
Примерные задания для промежуточной проверки знаний

1. Третий лишний. На карточках написаны имена, нужно вычеркнуть лишнее имя и устно объяснить свой выбор. Например: “Перун-Велес-Гор”, лишний Гор (не славянское божество), “Гермес-Афина-Геракл”, лишний Геракл (не бог, а герой), “Артемида-Диана-Лакшми”, лишняя Лакшми (не богиня охоты) и тому подобное.

2. Подбери символ. На магнитной доске пишутся имена, рядом в беспорядке прикрепляются с помощью магнитов нарисованные символы (сердце, венок, молния, монета, трезубец, веник, звезда и другие). Нужно символ присоединить к имени: Перун-молния, Ярило-венок, Посейдон-трезубец, банник-веник и так далее.

3. Мифологические пары. На магнитной доске расположить героев парами. Устно объяснить свой выбор. Например: Адам-Ева, первые люди по Библии, Зевс-Геракл, отец и сын, Геракл-Эврисфей, братья, Ярило-Мать-Сыра-Земля, прародители славян, Арион-дельфин, герой и его спаситель и тому подобное.

Материалы к конкурсу “Пары мифологических героев”

Набор имен к теме “Люди” : Алкмена, Геракл, Дедал, Икар, Арион, Парис, Елена, Яма, Ями и другие, в зависимости от того, какие мифы читали учащиеся.

Набор имен к теме “Боги” : Гера, Зевс, Афродита, Гефест, Лада, Лель, Тор, Локи, домовой, кикимора и так далее.

К теме “Библия” : Адам, Ева, Иисус Христос, Самсон, Далила, Мария, Иосиф, Ирод, Давид, Голиаф и так далее.

Образцы текстов, размещенных на стенде

1.

Я был в избушке на курьих ножках.
Там все как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.
Пойду, пожалуй, теперь к Кощею,
Найду для песен там жемчугов.
(К. Бальмонт. “У чудищ”)

2.

– Родная! Домовой проклятый
Меня звал нынче у окна.
Весь в черном, как медведь, лохматый,
С усами, да какой большой!
(Д. Веневитинов. “Домовой”)

3.

И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет;
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.
(Ф. Тютчев. “Полдень”)

4.

Играй, Адель,
Не знай печали;
Хариты, Лель
Тебя венчали.
(А. Пушкин. “Адели”)

5.

Один молодой человек хотел исправить греческую мифологию. Он хотел совершить тринадцатый подвиг Геракла. Геракл совершил свои подвиги, как храбрец. А этот молодой человек совершил свой подвиг из трусости. (Ф. Искандер. “Тринадцатый подвиг Геракла”)

6.

Нет, моего к тебе пристрастья
Я скрыть не в силах, мать-Земля!
(Ф. Тютчев)

7.

Приезжают в пребольшое здание – подъезд неописанный, коридоры до бесконечности, а комнаты одна в одну, и, наконец, в самом главном зале разные огромные бюстры, и посередине под валдахином стоит Аболон полведерский (Н. Лесков. ” Левша“).

8.

Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры.
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись!
(А. Пушкин)

9.

Из дали грозной Тор воинственный
Грохочет в тучах.
Пронес огонь – огонь таинственный
На сизых кручах.
(А. Белый. “Поединок”)

10.

Лик Медузы, лик грозящий,
Встал над далью темных дней,
Взор – кровавый, взор – горящий,
Волоса – сплетенье змей.
(В. Брюсов. “Лик Медузы”)

11.

Вот он, вот Вакх! О час отрадный!
Державный тирс в его руках;
Венец желтеет виноградный
В чернокудрявых волосах.
(А. Пушкин. “Торжество Вакха”)

12.

Солнце, солнце,
божественный Ра – Гелиос,
тобою веселятся
Сердца царей и героев.
(М. Кузмин. “Солнце, солнце…”)

13.

Дикий Нептун роптал, кипел и в волнах рассыпался,
А с золотой высоты, поздней зарей освещен,
Радостный Зевс улыбался ему, улыбался вселенной…
(В. Кюхельбекер. “Бурное море при ясном небе…”)

14.

Я – Велес, мирный бог, меж спящих стад дозором
Незримый я хожу, чтоб отвращать недуг
И чары хитрых ведьм, пока дымится луг
И звезды ночь пестрят серебряным узором.
(П. Бутурлин. “Велес”)

15.

Бьются Перун и Один,
в прасини захрипев.
Мы ж не имеем родин
чайкам сложить припев.
(Н. Асеев. “Венгерская песня”)

Литература по теме

Словари

1. Мифологический словарь: Для школьников и студентов. Смоленск: Русич, 2000.

2. Абелюк Е. С. Мифологический словарь школьника. М.: РОСТ, МИРОС, 2000.

3. Грушко Е. А., Медведев Ю. М. Мифы и легенды Древней Руси. М.: Эксмо, 2003.

4. Те же. Словарь русских суеверий, заклинаний, примет и поверий. Н. Новгород: “Русский купец” и “Братья славяне”, 1995.

5. Те же. Словарь славянской мифологии. Н. Новгород: “Русский купец” и “Братья славяне”, 1995.

Исследования, учебники, хрестоматии

1. Ионайтис О. Русские суеверия. М.: Благовест, 1992.

2. Кошелев Я. Р. Народное творчество Смоленщины. Смоленск: Смядынь, 1997. (Былички, легенды, записанные на Смоленщине.)

3. Куликов А. Н. Америка: Боги и Герои. Тверь: Полина, Мартин, 1995.

4. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. (Любое издание.)

5. Лонгфелло Г. Песнь о Гайавате / Пер. с англ. И. А. Бунина. М.: Гослитиздат, 1955. (Словарь индейских слов, предисловие переводчика.)

6. Мифы Древнего мира (Мифы, легенды, сказания) / Сост. М. Б. Бурдыкина. СПб.: Каравелла, 1995. (Серия “Школьная библиотека”.) (Мифы Древнего Египта, древней Индии, североамериканских индейцев, древних славян, античные, вавилонские мифы, мифология Древней Индии, скандинавская, кельтская.)

7. Немировский А. И. Мифы и легенды Древнего Востока: Для учащихся сред. и ст. классов. М.: Просвещение, 1994. (Мифы Древнего Китая, сказания Месопотамии, библейские сказания и другие.)

8. Стрельцова Л. Е., Тамарченко Н. Д. Глаголъ и Добро: Учебник по литературе для уч-ся гуманитарных классов нач. шк. Второй год обучения: В 2 кн. Кн. 1. Мифы и предания. М.: Просвещение, 1995.

9. Шуклин В. В. Мифы русского народа: Учеб. пособие. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1995. (В “Приложении” – стихи русских поэтов о миф. персонажах: Перуне, Велесе, Вие, Стрибоге, Яриле, русалке, домовом и др.)

10. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Мифология. М.: Олимп; ООО “Издательство АСТ”, 2001.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...
Вы читаете: Олимпийское пятиборье