Общие правила развития отдельных двигательных качеств при отклонениях в состоянии здоровья детей и подростков

Общие правила развития отдельных двигательных качеств при отклонениях в состоянии здоровья детей и подростков

1. Проводить физкультурно-оздоровительную работу по развитию определенных двигательных качеств можно только после достижения (с помощью системы предшествующих занятий физическими упражнениями) до
Достаточного уровня развития и функционального состояния ведущих систем организма.

2. Осторожно относиться к средствам, которые используются для развития отстающего двигательного качества, трудно поддающегося стимулированию. Выяснять причину отставания, не форсировать преодоление отставания отдельного двигательного качества.

3. Целесообразно придерживаться следующей последовательности в развитии отдельных двигательных качеств: развивать выносливость к выполнению работы умеренной, а затем более интенсивной, впоследствии силу, быстроту. Гибкость и координационные качества можно развивать с первых занятий.

При развитии выносливости недопустимо доводить учащихся до значительного утомления. Целесообразно менять упражнения, делать интервалы в процессе выполнения упражнений, так как причиной отставания может быть неудовлетворительное функциональное состояние нервной системы и высокая утомляемость под влиянием монотонной работы.

4.Не форсировать занятия физическими упражнениями, если причиной отставания в выносливости служит неудовлетворительное состояние опорно-двигатального аппарата, избыточная масса тела, поражения центральной и периферической нервной системы. В этом случае необходимы предварительная подготовка костно-мышечной системы и использование упражнений умеренно силового характера, при которых переключают работу с одной мышечной группы на другую.

5.Постепенно увеличивать интенсивность и продолжительность нагрузок, если снижение выносливости обусловлено отклонениями в состоянии органов дыхания. Сниженная вследствие заболевания функциональная способность дыхательного аппарата восстанавливается медленно, и нельзя допускать форсирования тренировочных занятий во избежание возможных неблагоприятных реакций со стороны дыхательной системы, проявляющихся в снижении ЖЕЛ и других функциональных показателей.

6.При развитии силы не применять упражнения с предельным напряжением. Если нарушение нервной регуляции препятствует развитию силы, осторожно использовать упражнения, связанные с нагрузкой на позвоночник (чрезмерные сгибания и т. п.).

7.Развивать быстроту, используя разнообразные упражнения, связанные с быстрым реагированием по сигналу и выполняя движения в высоком темпе. При этом учитывать наличие отклонений в состоянии опорно-двигательного аппарата и сердечно – сосудистой системы. Не проводить занятия направленные на развитие быстроты в в холодных помещениях и на морозе. Без предварительного разогрева мышц. Хорошо зарекомендовал себя интервальный метод, с достаточно большими интервалами отдыха между повторениями упражнений.

. Дозирование Физической Нагрузки

Дозирование физической нагрузки в оздоровительных целях осуществляется подбором физических упражнений и подвижных игр, длительностью упражнений, количеством повторений, выбором исходных положений, применением отягощений, сопротивления, приемов облегчения и помощи, а также изменением темпа и ритма движений.

В занятиях с ослабленными детьми используются физические упражнения, которые вызывают допустимые, соответствующие функциональным возможностям организма реакции жизнеобеспечивающих систем.

Степень нагрузки в СМГ тщательно регламентируется и контролируется. В начальном периоде занятий применяют упражнения малой интенсивности, увеличивающие ЧСС на 25-30 % ее исходного уровня Впоследствии включают дозированные нагрузки средней интенсивности, повышающие ЧСС на 40-45 %, а также упражнения большой тнтенсивности, повышающие ЧСС на 70-80 %. Субмаксимальные и максимальные физические нагрузки в занятиях с учащимися СМГ не применяються.

Дозируется общая и локальная физическая нагрузка.

Общая физическая нагрузка – сумма энергетических затрат при выполнении мышечной работы во всех упражнениях и играх в течении занятия.

Локальная физическая нагрузка – нагрузка на определенную мышечную группу.

Как правило, в физическом воспитании ослабленных детей используется тренирующая дозировка – постепенное повышение от занятия к занятию физических нагрузок таким образом, чтобы вызвать в конце занятия легкое утомление.

Увеличение нагрузки осуществляется попеременно за счет обьема или интенсивности. (При этом повышение общего объема нагрузки 20% по энергозатратам эквивалентно увеличению ее интенсивности на 2,5%). В соответствии с принципом дифференциально-интегральных оптимумов, обьем и интенсивность нагрузки необходимо сохранять до тех пор, пок Ане произойдет стабилизация ЧСС на уровне планируемых енергетических зон. Затем увеличивается интенсивность, и какое – то время необходимо для приспособления организма к новым условиям двигательной деятельности.

В зависимости от общего состояния организма, нагрузки с умереной физиологической реакцией должны занимать от 15-20 мин до 30-40 мин

По мере улучшения функционального состояния изменяются реакции организма. Функциональные возможности организма, достигнув определенного уровня перестают совершенствоваться.

Для того чтобы физические упражнение вызывало и в дальнейшем умеренную физиологическую реакцию, необходимо постепенно увеличивать физическую нагрузку.

Для школьников, отнесенных к группе А, физические нагрузки пост пенно увеличиваются как по интенсивности, так и по объему в соответствии с адаптационными возможностями организма.

Для детей группы А двигательный режим в диапазоне ЧСС 120-130 уд-мин применяется в течение 1-1,5 мес с постепенным доведением и грузок до ЧСС 140-150 уд-мин в основной части занятия. Хороший оздоровительный тренирующий эффект для сердечно-сосудистой и дыхательной систем в условиях аэробного энергообеспечения оказывают нагрузки при ЧСС 130-150 уд-мин. Диапазон ЧСС свыше 150 уд-мин является оздоровительно-тренирующим для этой группы школьников, поскольку для них характерна гипоксия и слабая приспособляемость к мышечной работе. интенсивность нагрузок при ЧСС в диапазоне 150-170 уд-мин – переходит рубеж от аэробного к анаэробному энергообеспечению – используется только в виде кратковременных упражнений.

Для детей группы Б специальных медицинских групп в течение всех оздоровительно-тренировочных занятий рекомендуется диапазон ЧСС 120-130 уд мин. В этих условиях жизненно-необходимые навыки и умения формируют без предьявления к ослабленному организму неадекватных требований. На первых 15-20 занятиях нельзя допускать проявления признаков утомления.

При первых признаках усталости нагрузки прекращают, переводят детей на ходьбу. Является грубой ошибкой, когда при проявлении усталости, или из-за опасения перегрузки, педагог сразу же усаживает учеников, стараясь обеспечить им пассивный отдых. В подобной ситуации лучше предложить им выполнить другие, облегченного характера физические упражнения.

Критерием правильности дозирования нагрузки в занятиях служит характер изменения ЧСС за один урок или за серию уроков. После занятий ЧСС должна восстановиться до исходного уровня в течение 15-20 мин.

Эффективность занятий зависит также от учета требований личной и общественной гигиены. Одно из условий эффективности занятий оздоровительно-тренируюшей направленност


Вы читаете: Общие правила развития отдельных двигательных качеств при отклонениях в состоянии здоровья детей и подростков