Образ Катерины в драме А. Н. Островского “Гроза”

1. Образ Катерины в конфликте с “темным царством”.
2. Детство главной героини.
3. Замужество и любовь.
4. Разрешение противоречий.

Образ Катерины является главным образом известной драмы Островского ” Гроза “. Основной идеей данного произведения является острый конфликт молодой женщины с окружающей ее действительностью, “темным царством”, состоящим из деспотичных людей, невежд и зарвавшихся самодуров, – конфликт, который завершается трагически.
Причины возникновения этого противостояния кроются в самом характере образа Катерины, в ее воспитании, отношении к ней родственников. Автор устами своей героини рассказывает о ее жизни. Девочке не было дано образования (в те времена это считалось нормальным), жила она со своей матерью в небольшой деревне. Несмотря на то, что сельских ребятишек с малолетства приучают к хозяйству, заставляют помогать взрослым, Образ Катерины развивался радостным, без забот и волнений. Мать очень любила ее, не принуждала к тяжелому домашнему труду. Встав рано утром, девочка умывалась водой из родника, поливала цветы в палисаднике, в праздники ходила с матерью в церковь, а затем садилась за вышивание или другую несложную работ), слушая сказки многочисленных богомолок и странниц, которым в доме Катерины всегда были рады.
Мечтательная, искренне верующая девочка росла в любящей ее семье безмятежно и спокойно; по ночам она видела сказочные сны, в которых она летала, словно птица, под самыми облаками. Роман (бессмертное произведение)тичность ее характера граничила с экзальтированностью: поссорившись из-за пустяка с матерью, шестилетняя Катерина убежала из дома поздним вечером, пришла на берег Волги, забралась в лодку и смело оттолкнулась веслом от берега.
Набожность главной героини драмы “Гроза” также была искренней, не показной. Прочитав Священное писание, осознав и приняв заповеди Господа, она всей душой полюбила все, что ее окружало, – природу, церковь, свой Дом, приходящих странниц и богомолок, родителей, даже незнакомых нищих, которым она всегда старалась помочь – если не деньгами, то добрым словом. Образ Катерины был спокоен и тих, она погружаясь в свои волшебные мечты, обособившись от окружающей действительности. Но если по воле случая она сталкивалась с чем-то новым, противоречащим ее искренним убеждениям, то ее гневу не было предела – непокорная от природы, пожалуй, даже упрямая натура всеми силами протестовала против несправедливости, чуждого, жестокого поведения людей.
Безоблачная, счастливая жизнь Катерины закончилась сразу после замужества. Из детского безоблачного рая она попала в настоящий ад, полный жестокости, обмана, унижения. Первое время события развивались мирно: несмотря на то, что в те времена браки чаще всего заключались по воле родителей и взаимному расчету, Катерину выдали замуж не насильно. Ее душа была спокойна, она не знала, что такое настоящая любовь, и поэтому ей было, в сущности, все равно, с кем связать свою дальнейшую судьбу. Однако наивная, абсолютно не подготовленная к реальной жизни девушка просто не могла представить себе, что у нее фактически отнимут ее прежнюю жизнь, детские, наивные радости бытия. Постепенно Образ Катерины теряет связь с церковью, молитвы больше не доставляют ей былого удовольствия, не возвращают душевный покой. Она не любуется природой, не находит удовольствия в привычных домашних хлопотах. Жесткая, новая действительность постоянно ограничивает ее строгими рамками, вызывает тревожные мысли. Повинуясь воле деспотичной свекрови и не находя поддержки у безвольного, равнодушного супруга, Катерина покорно терпит все обиды и пытается найти успокоение в прежних мечтах, но даже они не спасают ее.
Возможно, если бы ее отношения с мужем сложились иначе, трагедии бы не произошло. Но даже в эту интимную область человеческих взаимоотношений беспардонно вмешивается свекровь – Кабаниха: “Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься…”. Через некоторое время Катерина понимает, что не может полюбить мужа, но, тем не менее, она старается заставить себя это сделать, найти в Тихоне какие-то положительные качества. В свою очередь, муж, также не испытывая к жене сильной страсти, постепенно полностью подчиняется властной матери.
Роковым стечением обстоятельств становится внезапный отъезд Тихона. Образ Катерины, не знавшей настоящей любви, , остается один на один с собой. Пустота в ее душе не могла долго оставаться незаполненной – именно поэтому любовь Катерины к Борису кажется вполне закономерной. Чистое, сильное чувство стало для несчастной девушки последней надеждой, зыбкой опорой, романтические свидания – тем животворящим эликсиром, который помогал ей хотя бы мысленно вернуться в счастливые времена детства и юности. Пожертвовав своей нравственной чистотой ради любимого человека, Катерина понимала, что погибла – совершила тяжкий грех, за который ей не будет прощения. А ее избранник – слабовольный, во всем зависящий от своего отца Борис не смог защитить любящую его женщину, которую, возможно, и любил, но при этом не стремился уберечь.
Несмотря на то, что о ее тайных свиданиях никто не знал, Катерина решила сама рассказать обо всем своему мужу и свекрови. Она не может жить с таким грехом на душе, и единственным спасением считает исповедь перед домочадцами: “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу”. В этом сущность чистой и искренней души молодой женщины. Измена мужу для нее – это в первую очередь измена самой себе, своим нравственным идеалам. Последней надеждой оставалось для нее решающее свидание с Борисом, по, услышав сообщение о его скором отъезде и поняв, что она останется одна против враждебно настроенных родственников, Катерина принимает последнее в своей жизни решение. Единственным выходом для нее становится смерть – менее страшный грех, чем грех обмана, лжи, поличного существования: “Нет, мне что домой, что во могилу – все равно… В могиле лучше… Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо…”. Добровольно уйдя из жизни, освободив себя от необходимости лгать и изворачиваться перед злобной свекровью и безвольным, мягкотелым мужем, Образ Катерины спасает свою чистую душу от лжи, унижения и жалкого, двуличного существования.


Вы читаете: Образ Катерины в драме А. Н. Островского “Гроза”