О стихотворении Николая Заболоцкого “Журавли”

Перед вами фрагмент большого урока, посвященного лирике Жуковского и Заболоцкого. Он проходил в форме диалога исследовательских групп. Здесь обобщены материалы группы, исследовавшей стихотворение “Журавли”.

Ученик 1. Это стихотворение создано поэтом в 1957 году. Какой прекрасной и величественной предстает летящая журавлиная стая благодаря эмоционально окрашенным эпитетам: Утопая в небе, длинным треугольником, Серебряные крылья, Широкий небосвод. Возникает чувство свободы, простора, красоты. И вместе с тем это красота хрупкая: об этом говорит эпитет Немногочисленный. Журавлям приданы человеческие черты – стая названа Народом, у них есть Отеческая земля – это олицетворение, подтверждающее единство всего живого на земле.

В третьей строфе, построенной на антитезе, появляется чувство тревоги: “…блеснуло // Озеро, прозрачное насквозь, // Черное зияющее дуло…” В словах возникает более общее значение: это столкновение света и тьмы, добра и зла, жизни и смерти. Луч огня, быстрый пламень – эти слова-образы позволяют наглядно представить себе происшедшее и передать внезапность трагедии. А журавль изображен посредством перифраза: Частица дивного величья. Благодаря этому тропу, созданному из высоких, поэтических, открыто эмоциональных слов, мы понимаем, что погибла не просто птица, каких много, а уникальная частица дивной и великой природы – и это заставляет почувствовать горечь и невосполнимость утраты.

Сравните, как звучат первые строки: “Вылетев из Африки в апреле…” Здесь всего три ударения, и речь течет плавно, замедленно. А вот другая строка: “Луч огня ударил в сердце птичье…” – здесь все нечетные слоги ударные, их оказывается пять, и поэтому стих звучит жестко, резко. Изменение ритма при сохранении размера помогает подчеркнуть антитезу и таким образом передает мысль: гибель журавля – катастрофа для всего мира, ведь погибла красота!

Ученик 2. По-разному построены предложения в этих строфах. В первой строфе предложение начинается с второстепенных членов, главные члены появятся только в его конце, отчего мысль развертывается постепенно. В третьей строфе предложение начинается сразу с главных членов, и это придает речи жесткость. Изменение ритма и структуры предложений только помогают передать мысль, заставляют читателя обратить внимание на главное – на противопоставление значений слов, которые определенным образом организованы синтаксисом и стихом для усиления контраста.

Дальше – опять антитеза: смерть вожака – жизнь журавлиной стаи. Главное слово здесь – Горе, звуки его повторяются в других словах: О Гро Мных, г Оре Стному, вт Ор Ая, и этот повтор усиливает значение открыто эмоционального слова. Однако, несмотря на горе, жизнь продолжается, об этом говорит энергичное и эмоциональное слово Рванулись, противопоставленное словам с отрицательной эмоцией. Поэт утверждает: жизнь сильнее смерти, есть вечные ценности, неподвластные смерти. Уходящие передают новым поколениям бессмертные чувства: “Гордый дух, высокое стремленье, // Волю непреклонную к борьбе”.

Ученик 3. Не только тропы, но и слова в прямом значении приобретают предельную значимость. Журавли – это не просто птицы, это образ красоты и величья. Глагол Обрушить не утратил своего прямого значения, но стал еще обозначать внезапную гибель чего-то очень значительного и неповторимого. Прилагательное Холодную (волну) обозначает холод апрельской воды, но еще говорит о холоде смерти. Так слова изображают картину и вместе с тем переносят нас к мыслям о жизни и смерти, о бессмертии гордого духа.

Поэт утверждает, что такое бессмертие есть. Рассмотрим последнюю строфу. Нельзя не заметить, как внезапно после описания гибели, окрашенной трагической эмоцией в двух первых строках, вдруг возникает светлое чувство. Смена настроения передается прежде всего лексикой, но не менее важны и фонетические средства, звучание слов, аллитерация.

Ученик 4. Очень выразительна метафора В рубашке из металла, будто на вожака надели металлическую рубашку, так сковала его смерть. Слова Погружался медленно тоже открыто эмоциональны. Здесь очевидна роль аллитерации: Во Жак – в руб Ашк Е – погру Жа Лся; Ме Та Лл А – Мед Ле Нн О – На дно – эти повторы делают речь затрудненной, замедленной.

А в двух последних строках эмоциональная окраска слов светлеет, и это подчеркнуто их звучанием, непохожим на звуки предыдущих строк: Зря об Раз О Ва Ла Зол Ото Го (здесь Г звучит как В ) Зарева, к тому же большинство ударных гласных – А.

Это не означает, что сами по себе звуки несут в себе светлую или темную эмоцию, все дело в контрасте звучания двух первых и двух последних строк. Именно контраст звучания усиливает противопоставление слов. Антитеза подчеркивает возникшее в словах новое значение – утверждение бессмертия тех высоких духовных ценностей, о которых говорилось в предыдущей строфе.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...
Вы читаете: О стихотворении Николая Заболоцкого “Журавли”