Необходимая взаимопомощь

Школьный психолог чаще всего в школе сотрудничает с классными руководителями, именно они являются посредниками между психологом и учениками. Психологическая служба может оказать классному руководителю большую помощь в работе с классом и с родителями, если между психологом и учителем есть взаимопонимание.

Помощь психолога классному руководителю в целом идет по трем направлениям:

– психологическое просвещение учащихся класса и их родителей;

– психологическая диагностика;

– коррекционная работа с классом и с отдельными учащимися.

Классный руководитель и школьный психолог должны обмениваться информацией. Это могут быть данные о классе в целом и об отдельном ученике. Здесь главное правило – конфиденциальность. С полученными данными нужно быть осторожным, чтобы не навредить ученикам и не обидеть их родителей. Психолог предоставляет данные, полученные с помощью диагностики, которую он проводит самостоятельно, изучая учебную мотивацию, отношение ученика к своей семье, интересы, способности, положение ученика в коллективе, развитие познавательных процессов, уровень воспитанности отдельного школьника и класса в целом.

Очень важно всегда информировать классного руководителя о том, что проводится в его классе. Всю работу нужно согласовывать с ним, чтобы у учеников не было перегрузки.

Собранная школьным психологом для учителя информация не должна содержать психологических терминов, она должна включать рекомендации: над чем следует работать, на что или на кого обратить внимание, какую работу провести – например, просвещение учеников или родителей по определенной теме. Это направление работы проводится совместно с классным руководителем. Процесс может осуществляться с помощью:

– тематических классных часов;

– индивидуальных или тематических консультаций;

– тренингов общения;

– родительских собраний;

– информации в тематическом уголке “Мы с вами…” Встречи могут состояться как по просьбе классного руководителя, так и в соответствии с планом психолога.

Коррекционно-развивающую работу с учениками или в триаде психолог-родители-ученики психолог тоже проводит самостоятельно, а затем сообщает результаты изменения и рекомендует классному руководителю, какую работу еще нужно провести. Коррекционная работа непременно следует за диагностикой.

В каждом классе есть хотя бы один проблемный ученик. Он и проблемы, которые у него возникают, объединяют психолога и классного руководителя. Классный руководитель обращается за помощью к школьному психологу по поводу поведения, развития или обучения “трудного” ребенка в моменты, когда возникли проблемы с учениками или с родителями. Но сотрудничество психолога и классного руководителя строится не только в связи с работой с классом и родителями. Психолог проводит работу с самими учителями, что также является частью функционала психолога.

С Отрудничество начинается с планирования работы в классе и заканчивается анализом: что сделано и что предстоит сделать на следующий год.

Первое направление в работе – диагностика. Каждый год проводятся диагностика воспитанности, индивидуальное и групповое анкетирование учеников и их родителей. Данные из анкет заносятся в карты воспитанности каждого класса. Подсчитываются баллы у каждого ученика и у класса в целом. Сравниваются с результатами прошлого года. Полученные данные сообщаются классному руководителю с рекомендациями о дальнейшей работе.

Традиционно в каждом классе проводится “диагностический минимум”. Изучаются навыки, познавательные процессы, речь, творческое мышление, эмоционально-волевая сфера, мотивационная сфера, коммуникативная сфера. Это позволяет наблюдать за личностным ростом учеников из года в год, дает основу для индивидуальной работы с ребятами, у которых наблюдается спад в развитии.

Изучается готовность учащихся 4-го класса к обучению в 5-м классе, а девятиклассников – к обучению в 10-м. Проводится диагностика интересов учеников. Эти данные позволяют ориентировать ребят – какие кружки им выбрать в соответствии с их интересами и возможностями в свободное от уроков время (тем более что от классных руководителей требуют занятости учеников в свободное время).

Диагностика проводится по подготовке к консилиуму с целью выявления проблем в классе и возможностей их решения совместными усилиями разных специалистов школы. Но диагностика в классах проводится не только по инициативе школьного психолога, но и по просьбе классного руководителя. Бывают такие ситуации, когда и классный руководитель просит помощи в решении возникшей проблемы.

С Ледующее направление деятельности школьного психолога – коррекционно-развивающая работа. Классный руководитель заранее о ней информирован, если планируется ее провести с ребятами из его класса или даже с одним учеником. Коррекция может быть по итогам диагностического минимума, по рекомендации консилиума, по просьбе классного руководителя – для решения проблем с учеником или классом в целом, для сплочения класса.

Осуществляются также психологическое сопровождение процесса адаптации учеников 1, 5 и 10-х классов (эта работа направлена на профилактику дезадаптации, на сплочение коллектива учеников), психологическая поддержка учеников 9-х и 11-х классов во время подготовки к экзаменам.

Е Ще одно направление работы психолога – просвещение. Какую-то информацию школьный психолог сообщает ученикам и их родителям совместно с классным руководителем или предоставляет информацию только для классных руководителей.

Проводятся групповые занятия с учениками 1-11-х классов по программе “Общение”. Программа знакомит с особенностями общения людей, развивает умение детей общаться друг с другом. Групповые занятия проводятся по программе “Профориентация в школе”. На занятиях ученики узнают о мире профессий, им оказывают помощь в выборе Профессии, дают информацию об учебных заведениях, дают возможность изучить себя, свои способности, интересы.

В каждом классе проводятся групповые занятия по программам: “За здоровый образ жизни”, “Толерантность в школе”. Очень полезны для учащихся выпускных классов занятия по теме “Как подготовиться к экзаменам и не навредить своему здоровью”. Они информируют учеников о том, что следует делать в период подготовки к экзаменам, как лучше запоминать изучаемый материал. Информацию родителям и классному руководителю об учениках можно предоставить через дневники развития, в которых фиксируются результаты диагностики.

Просвещение классных руководителей осуществляется на секциях классных руководителей и на тематических педсоветах. Эта работа проводится вместе со школьной администрацией.

Важное направление совместной работы школьного психолога и классного руководителя – консультирование. Его темы: особенности развития учеников, проблемы взаимоотношений детей и родителей. Консультации могут быть посвящены оказанию помощи учителю в написании характеристики на ученика и на класс в целом.

Самое главное – взаимопонимание с классным руководителем, умение решать проблемы мирным путем. Только благодаря сотрудничеству школьного психолога и классного руководителя удается многое сделать, ощутить, что ты нужен в школе, и получить удовлетворение от своей работы.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...
Вы читаете: Необходимая взаимопомощь