Мои первые уроки

Изучение Комедии ” Ревизор” можно начать с детального рассмотрения карти­ны К. П. Брюллова “Последний день Помпеи”, под воздействием которой, как известно, Гоголь находился в момент создания комедии.

Эти произведения объединяет общее ощущение конца; главной движущей силой их сюжета является страх; и на картине, и в комедии дан собирательный образ города в момент наивысшего напряжения, перед лицом неотвратимой опасности (Везувий, ревизор). Но если у Брюллова людям угрожает гибель, то у Гоголя – разоблачение.

На картине – любовь людей друг к другу, стремление помочь ближнему, облегчить его страдания, красивые лица и поступки, полные величия… (“В “Последнем дне Помпеи” любовь царит везде, – писал современник, – любовь к отцу, любовь к детям…”). В комедии – неприязнь друг к другу, стремление навредить ближнему, безобразные рожи и низкие страстишки.

“Он схватил молнию и бросил ее целым потоком на свою картину… Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения. Они заглушают его своей красотой. У Брюллова является человек для того, чтобы показать всю красоту свою, все верховное изящество своей природы” – таково впечатление Гоголя от увиденного на полотне художника. Когда все рушится, ломается, разбивается, люди у Брюллова сохраняют свою цельность. Брюллов открывает доброту возвышенной человеческой богоподобной красоты. “Гоголевские образы – клочья людей, а не люди, гримасы людей”. Гоголь открывает “нестерпимое зло пошлости”.

На первый урок по роману “Война и мир” я прихожу с гитарой и исполняю песню А. Макаревича “Марионетки”: в ней мы попадаем в балаган, “где куклы так похожи на людей”. Думаем над вопросами: “Почему наша жизнь часто напоминает балаган?”, “Почему в процессе представления создается впечатленье, что куклы пляшут сами по себе?”, “Что и кто превращает людей в марионеток, манипулирует ими, как куклами?”, “Чем отличается человек от куклы?” .

Проблема “человечности” и “кукольности”, “естественности” и “фальши” – одна из сквозных в романе. На последующих уроках мы вспомним про “балаган” и “марионеток”, размышляя над различными сценами: в салоне А. П. Шерер; возня вокруг “мозаикового портфеля” с завещанием; в штабе, где “скоморошничает” Жерков; сватовство Анатоля Курагина к Марье Болконской; женитьба Пьера на Элен; добывание наград и имущества Бергом и т. д.

“Марионеточность” Курагиных, Бергов, Жерковых противопоставлена человечности Наташи, Андрея, Пьера, Тушина, Каратаева. Для того чтобы “всем миром навалиться” и спасти Родину, надо избавиться от марионеточных нитей и стать просто Человеком. Примечательно, что в лучах искренности и жизнелюбия Наташи даже тряпичная кукла Мими выглядит более живой и естественной, чем лишенная человечности и сострадания Элен.

Также можно рассказать ученикам о детстве принца Гаутамы, трех испытанных им потрясениях, подвигших его на путь просветления, о переплетении в мировоззрении Л. Н. Толстого христианства и буддизма. На последующих уроках нам предстоит проследить жизненный путь Пьера Безухова – путь к принятию простой и мудрой жизненной философии Платона Каратаева через “моральную баню” к глобусу, состоящему из живых капель и символизирующему бесконечность жизни.

В заключительной части урока я рассказываю ученикам любимую притчу Л. Н. Толстого о человеке, прячущемся от чудовища в колодце и держащемся за веточку, вокруг которой одна за другой ходят подтачивающие ее корни белая и черная мыши; про листочек с капелькой меда, которую жадно лижет обреченный на гибель человек.

Первый урок по роману ” Преступление и наказание” Можно начинать с беседы о снах и рассмотрения офорта Ф. Гойи “Сон разума рождает чудовищ”. Через призму этого офорта можно более выпукло осмыслить чудовищность теории Раскольникова, роль его снов, “двойников” (Лужин и Свидригайлов), “профетичность” романа, предсказавшего кровавые события ХХ века.

Беседуя о снах, создаем ассоциативный контекст из снов Светланы (В. А. Жуковский. “Светлана”), Татьяны (А. С. Пушкин. ” Евгений Онегин“), Катерины (А. Н. Островский. “Гроза”), Лукерьи (И. С. Тургенев. “Живые мощи”), Базарова (И. С. Тургенев. ” Отцы и дети“), Обломова (И. А. Гончаров. ” Обломов“). Определяем их природу и проводим классификацию “дурных” и “хороших” снов.

Удачным оказывается использование на таком уроке стихотворения Мустая Карима “Людям снятся разные сны” (перевод Е. Николаевской).

Человеку сны дурные снятся…
Будто вся земля дрожит от страха,
Воды обратились в клубы пара,
Горы обратились в тучи праха.

Человеку сны дурные снятся…
Что глупец – великий повелитель,
Мудрецы ж ликуют: – Поглядите,
Вот мудрец!.. – и не хотят уняться.

Человеку сны дурные снятся…
Будто нежность запятнали ложью,
Дружба заблудилась в бездорожье,
Предал сын отца… Куда деваться?!

Человеку сон хороший снится:
Будто в мире нет вражды от века,
Путь от человека к человеку
Не перерезается границей.

Человеку снится сон хороший:
Что везде почет уму и чести,
Глупость на своем примолкла месте
И – покончено со злом и ложью.

Человеку сон хороший снится:
Будто все плоды в садах созрели,
Будто все незрячие прозрели,
Сын отца признал – и не стыдится…

Снятся сны различные ночами –
Снами управлять ведь мы не вправе!..
Пусть хороший обернется явью,
А дурные – остаются снами…


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...
Вы читаете: Мои первые уроки