Мир, окружающий героя в современной драме



Характерной особенностью современных героев является их “заземленность”. Они обитают “среди своих”, вне морального поединка с положительным героем. В особенности все вышесказанное относится к пьесам Л. Петрушевской, в которых ошеломляет ярко выраженное несоответствие между словами, вынесенными в их название, – “Любовь”, “Анданте”, “Уроки музыки”, “Квартира Коломбины”. С другой стороны нормой существования ее героев являются обыденность, бездуховность, цинизм.
Одна из самых известных пьес Л. Петрушевской – “Три девушки в голубом”, чье название ассоциируется с чем-то романтическим, возвышенным, “романсовым”. Однако этот образ никак не соотносится с тремя молодыми женщинами, которых связывают отдаленное родство и общее “наследство” – полуразвалившаяся


половина дачного дома, где они проводят лето вместе со своими детьми. На протяжении пьесы они постоянно обсуждают протекающую крышу и пытаются выяснить, кому и за чей счет ее чинить. Героинь повсюду окружает быт, ставший для них пленом, одушевленным властелином. В пьесе предстает фантасмагорический мир, причем исключительно из диалогов, где каждый слышит лишь себя. Своеобразным отражением этого мира звучат в пьесе сказочные истории маленького больного Павлика, где физическую и душевную боль испытывают их персонажи вроде английского волка с крылышками, луны с крючковатым носом (ползающей и летающей). При этом все они чувствуют себя ненужными, одинокими.
В другой пьесе Л. Петрушевской “Любовь” таким же образом звучит и “романс о влюбленных” в “комнате, тесно обставленной мебелью: во всяком случае повернуться буквально негде, и все действие идет вокруг большого стола”. В этой пьесе в диалогах молодоженов слово как бы отсутствует, отторгается и заменяется “косноязычным”: “ты одна мне подходишь”, “все другие кандидатуры постепенно отпали”.
Особенностью “бытовых” пьес Л. Петрушевской является обращение к самым больным, приводящим к ненормальным отношениям поколений в одной семье, чьим результатом становятся озлобленность и ненависть.
Не прошел мимо этих тревожных тем и А. Арбузов (1908-1986), создавший в последние годы жизни “драматический опус” из нескольких необычно острых и суровых пьес, одна из которых символически названа “Жестокие игры”.
По признанию автора, в этой пьесе рассказывается “об ответственности любого из нас за того, кто рядом”, “о зависимости людей друг от друга, когда иное неосторожное движение, слово могут оказаться губительными”. Этот же мотив тревожно звучал и в предыдущих пьесах драматурга, например, в “Сказках старого Арбата”, где один из персонажей произносит многоговорящую реплику, объясняющую неприглядную суть “жестоких игр”: “А, по-моему, все дело в том, что надо быть добрым. А быть добрым – это значит быть осмотрительным… Человек всю жизнь играет в игрушки. Но в детском возрасте ему их покупают в магазине, а потом… Страшно подумать”.
В пьесе Арбузова почти все герои “играют”, причем делают это жестоко, не задумываясь о последствиях. Родители девушки Нели, чрезмерно ограничивающие ее самостоятельность, “доигрались” до того, что она сбежала в Москву. Так, “играя”, она похищает маленького ребенка, чтобы выдать за своего и проверить, таким образом, искренность к ней чувства Никиты. “Все играем, играем – наиграться не можем”, – говорит о себе еще одна героиня пьесы Маша Земцова после гибели мужа – веселого, любящего и самоотверженного человека. Только теперь Маша поняла, что “пробежала мимо счастья”, недодала мужу тепла, ребенку – ласки, полностью посвятив себя работе и даже гордясь тем, что “не обучена играть в эти игры”. Мать Кая “играет” в любовь и заботу о сыне, посылая ему из-за границы нежные письма, напечатанные на машинке.




1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...
Вы читаете: Мир, окружающий героя в современной драме