Литературная игра по роману А. С. Пушкина “Капитанская дочка”



В литературной игре принимают участие команды, состоящие из шести человек. К игре участники получают домашнее задание:

1) придумать название команды, эмблему, подготовить представление команды;

2) составить по тексту повести словарь устаревших слов, оформить его.

Ведущий. Сегодняшняя игра посвящена одному из самых известных произведений А. С. Пушкина – роману ” Капитанская дочка“. С одной стороны, он понятен, с другой – загадочен, до сих пор рождает споры. Для Пушкина это было одно из последних произведений: оно датировано 19 октября 1836 года. На этот день как раз приходилась торжественная 25-летняя годовщина Царскосельского лицея – последняя, которую застал поэт.

(Представление жюри. Представление команд.)

Ведущий. Русской истории Пушкин всегда придавал особое значение. Еще в юности


зачитывался “Историей государ­ства Российского” Н. Карамзина. “Этой историей можно гордиться” – это Пушкин определил для себя точно. Страницы истории оживают в его произведениях “Песнь о вещем Олеге”, “Борис Годунов”, “Руслан и Людмила”. В начале 30-х годов Пушкин изучает материалы и документы, связанные с историей крестьянского восстания под предводительством Е. Пугачева. Итогом работы стали “История Пугачева” и Роман “Капитанская дочка”.

Блиц-опрос

1-я команда

1. Чем наградил Петруша Гринев вожатого? (Заячьим тулупом.)

2. За что Швабрин был сослан в Белогорскую крепость? (За убийство на дуэли.)

3. Где состоялась первая встреча Маши Мироновой с императрицей? (В Царском Селе.)

4. Где произошла первая встреча Петра Гринева и гусара Зурина? (В трактире в Симбирске.)

5. Какая песня была любимой у Пугачева?

Варианты ответов

А. “Вниз по матушке, по Волге…”

Б. “Не шуми, мати зеленая дубровушка…”

В. “Хаз-Булат удалой, бедна сакля твоя…”

(Верный ответ “Б”.)

6. Кто напугал Машу Миронову при первой встрече с императрицей? (Белая собачка английской породы.)

2-я команда

1. Кто окликнул Гринева во время поединка со Швабриным? (Савельич.)

2. Как, узнав о проделках француза Бопре, обошелся с ним Андрей Петрович Гринев? (Прогнал со двора.)

3. Сколько глав в произведении? (14.)

4. От кого узнали родители Гринева о его дуэли со Швабриным? (От самого Швабрина.)

5. Как звали Савельича? (Архип.)

6. В какой полк был зачислен Петруша Гринев еще до своего рождения?

Варианты ответов

А. Астаховский

Б. Александровский

В. Семеновский

(Верный ответ “В”.)

3-я команда

1. В каком городе работала следственная комиссия, разбиравшая дело Гринева? (В Казани.)

2. Какое применение нашел Петруша Гринев географической карте? (Соорудил из нее змея.)

3. Когда последний раз видел Гринев Пугачева? (Во время казни.)

4. Как объяснил Петруша Гринев генералу в Оренбурге смысл русской поговорки “дер­жать в ежовых рукавицах”? (Обходиться ласково, давать побольше воли.)

5. Какую сумму проиграл Гринев Зурину? (100 рублей.)

6. Какое предложение относительно судьбы женщин внес Петр Гринев, узнав, что бунтовщики скоро подойдут к стенам Белогорской крепости? (Отправить в Оренбург.)

Иллюстрированное лото

Участникам игры предлагается лото, насчитывающее десять иллюстраций к роману. Нужно расположить их в соответствии с сюжетной последовательностью.

Для самых внимательных читателей

1-я команда

На доске портреты исторических деятелей (Петра I, Екатерины II, графа Миниха, Е. Пугачева). Вопрос: “Какие исторические персонажи не упоминаются в повести?”

2-я команда

Участникам предлагаются портреты писателей Я. Княжнина, М. Хераскова, А. Сумарокова. Во­прос: “Какое отношение они имеют к тексту повести?”

3-я команда

Участникам предлагаются виды Санкт-Петербурга (включая фрагмент парка Царскосельского лицея). Вопрос: “Какой из уголков Санкт-Петербурга и его окрестностей имеет отношение к тексту произведения?”

Ведущий. Как вам известно, Пушкин был большим почитателем русского народного творчества. Во многие свои произведения он искусно вкрапляет фольклорные сюжеты, его герои подчас напоминают нам известных сказочных персонажей. Так и в повести “Капитанская дочка” мы встречаемся с народными песнями, сказками, пословицами. Следующий конкурс связан именно с этой темой.

Пушкин и русский фольклор

Каждой команде предлагается по три пословицы (поговорки), которые звучат из уст разных героев повести. Задание: растолковать смысл каждой из них и по возможности вспомнить, кем и при каких обстоятельствах она сказана.

1-я команда

Пускай потянет лямку да понюхает пороху.

Конь и о четырех ногах, да спотыкается.

Дай вам Бог любовь да совет.

2-я команда

Небо с овчинку показалось.

Послужи мне верой и правдой.

Долг платежом красен.

3-я команда

Утро вечера мудренее.

Казнить так казнить, жаловать так жаловать.

Из огня да в полымя.

Ведущий. Образ Пугачева – один из центральных в произведении. Следующий этап испытаний связан с ним.

1-я команда

Растолковать смысл сна Петра Гринева.

2-я команда

Почему песня “Не шуми, мати зеленая дубровушка” была любимой у Пугачева?

3-я команда

Растолковать смысл калмыцкой сказки, которую Пугачев рассказал Гриневу.

Чья реплика?

Участникам игры предлагается определить, какому именно персонажу принадлежат реплики. (Распечатки задания на каждом игровом столе.)

1. “Что ж вы, детушки, стоите? Умирать так умирать: дело служивое”. (Иван Кузьмич Миронов.)

2. “Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке”. (Василиса Егоровна.)

3. “Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь”. (Пугачев.)

4. “Долг требовал, чтобы я явился туда, где служба моя могла быть еще полезна Отечеству”. (Петр Гринев.)

5. “Для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика”. (Савельич.)

6. “За лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся”. (Андрей Петрович Гринев.)

7. “Я никогда не буду ему женою! Я решилась умереть и умру, если меня не избавят”. (Маша Миронова.)

8. “Я рада, что могла сдержать вам свое слово и исполнить вашу просьбу”. (Екатерина II.)

Сложи пословицу

Участники складывают из отдельных фрагментов три пословицы со словом “честь” и однокоренными словами. (Материал выдается ведущим.)

Дай Бог тому честь, кто умеет ее снесть.

Где честь, там и правда.

Бесчестье хуже смерти.

Ведущий. Пушкин устами уже повзрослевшего героя Петра Гринева говорит: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный”. Самое страшное, что насилие и жестокость становятся жизненной нормой; при этом забываются понятия жалости, сочувствия, милосердия. Жестокость порождает жестокость, и оправдать ее невозможно никакими высокими идеями. Гринев убежден, что “лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений”.

Итоговые вопросы

1-я команда

Демонстрируется видеофрагмент “Дуэль Гринева со Швабриным”. Вопрос: “В чем истинная причина дуэли?”

2-я команда

Почему в сцене суда над Гриневым он неожиданно замолкает, обрекая тем самым себя на суровое наказание?

3-я команда

Раскройте смысл названия произведения.

Литературные ассоциации

Какие литературные ассоциации и параллели возникают, если мы посмотрим на изображения героев из других произведений? Ответ обосновать.

1-я команда

Дон Кихот и Санчо Панса.

2-я команда

Калашников и Кирибеевич.

3-я команда

Иван-царевич на сером волке.




1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...
Вы читаете: Литературная игра по роману А. С. Пушкина “Капитанская дочка”