Культура добрососедства – спецкурс для младших школьников по развитию этнических отношений

Культура добрососедства – спецкурс для младших школьников по развитию этнических отношений.
Мешались события, боги, жены,
Народ вливался в народ.
Кто победивший, кто побежденный –
Никто уж не разберет.
Копнешь язык – и услышишь нередко
Отзвуки чуждых фраз,
Семью копнешь – и увидишь предка
Непостижимых рас.
Илья Сельвинский
Младшие школьники – учащихся 1-2-х классов работают по учебному курсу “Культура добрососедства” два года. Курс интегрированный. Он систематизирует уже имеющихся у учащихся знания, полученные в ходе изучения ряда других учебных предметов.
Программа курса состоит из 35 учебных часов ежегодно. Спецкурс в 1 классе называется:
“Я, моя семья и мои соседи”, во 2 классе: “Место, где мы живем”.
Курс преследует следующие цели и задачи:
– Воспитание критически мыслящих личностей, стремящихся сохранять и приумножать достояния родного края;
– Формирование уважительного отношения к родному краю;
– Формирование навыков ведения диалога, решения спорных и конфликтных вопросов;
– Обеспечения формирования личностных позиций школьника.
Курс положительно влияет на развитие этической культуры младшего школьника, связывает несколько поколений семьи, развивает толерантное отношения к другим этносам, населяющим крымский полуостров.
На развитие учащихся положительно влияет раздел курса “Традиционная культура” и “Язык соседа”.
Дети строят диалоги не только на родном языке, но в их лексики действует словарик дружбы на русском, украинском, немецком, белорусском, крымско – татарском языках.
“Веснянки”, “манэ”, “колядки” знакомят детей с календарным фольклором жителей Крыма.
Очень интересно проходят уроки о ремеслах и декоративно – прикладном искусстве. Мною использованы такие формы работы:
– Диафильмы “Гончарное искусство”, “Виноделы Крыма”, “Улицами Симферополя”;
– Проекты “Декоративно – прикладное искусство народов Крыма”;
– Экскурсии в этнографический музей;
– Межпредметные связи с изобразительным искусством и трудовым обучением (лепка из пластилина и глины “канфар”, “килика”, “лекифа”; аппликация “глека”, “збана”, “макитры” и т. д.)
Детям понравились уроки, связанные со знакомством национальной одежды, разнообразием блюд крымской кухни, праздниками семьи.
Учащиеся одевали куколок в одежду крымских татар, белорусов, украинцев. Рассказывали, создавали рецепты, угощали одноклассников блинами, пахлавой, чебуреками.
Курс все время настраивает учащихся на то, что семья – это главное и учит детей чтить и уважать традиции семьи: рождение ребенка, имянаречение, приобщение к религии, день бракосочетания родителей, именины, дни рождения.
Программа второго класса расширяет и продолжает программу первого класса. Интересны разделы: “Географическая среда”, “История”, “Аксиология”.
Много впечатлений и ребят от уроков, связанных с изучением архитектурных построек, особенностью интерьера, с обрядами, знакомящими с постройкой жилища и праздником новоселья.
Заочное путешествие, а затем летние экскурсии познакомили детей с культовыми зданиями: кенассой, синагогой, мечетью, православной церковью.
Курс преследует развитие гостеприимства в каждой семье. Ролевые игры с демонстрацией “хлебосольства, радушия” дают не только эмоциональный заряд, но и приучают детей к культуре.
В этом учебном году наши второклассники участвовали в апробации тетрадей по культуре добрососедства. Они иллюстрированы, развивают словарный запас учащихся, теоретическую информацию по сложным разделам, насыщены пословицами, поговорками, загадками, стихами разных народов Крыма.
Отгадывание кроссвордов, ребусов, задания “Подумай и напиши” развивают личность ребенка.
Курс положительно влияет на воспитание детей, помогает решать этические проблемы. Меньше конфликтов, ссор. Семьи помогают детям выполнять серию заданий. Родители помогают младшим школьникам решать насущные проблемы.
Тем самым спецкурс положительно влияет на развитие семьи, на их взаимоотношения. Учит несколько поколений семьи уважать соседа, чтить его культуру, беречь наследие народа.
С родителями по спецкурсу я работаю с начала изучения курса “Культура добрососедства”.
Первое родительское собрание в первом классе – это цели и задачи курса и рекомендации “Как оказать помощь первокласснику, если возникаю трудности”. Далее – это участие родителей в мониторингах, тренингах и анкетированиях.
Огромный интерес проявили родители к курсу, так как почти все положительно ответили на вопросы:
– Согласны ли Вы с тем, что Вашему ребенку следует учиться доброжелательному отношению к людям другой этической и религиозной принадлежности?
– Испытываете ли Вы сами интерес к истории, культуре, языку, религии, обычаям своего этноса и других?
Анализируя работу курса хочу подчеркнуть, что решить проблемы программы поможет только единство всех поколений семьи ученика.
Такие темы: “Природные ресурсы, их влияние на деятельность человека”, “Крымский лес – многоэтажный Дом. Лес в жизни человека”, “Зеленая аптека в нашем регионе”, “Крым – край, в котором мы живем являются дополнением к урокам по предмету” Я и Украина. Природоведение в 3 – 4 – х классах.
А темы: “Каждый из нас особенный, но у нас много общего”, “Диалог с соседом” – подспорье для уроков по гражданскому образованию.
“Памятники и святые места, которые нас объединяют”, “Представление о Крыме как о перекрестке культуры” – это темы, которые можно рассматривать во внеурочное время на воспитательных часах.
Итак подчеркиваю, что воспитатели и учителя начальных классов, учителя истории и этики могут использовать программу курса для преподавания своих предметов.

Ковалева Г. И. 2008г


Вы читаете: Культура добрососедства – спецкурс для младших школьников по развитию этнических отношений