Конспект урока русского языка в 6 классе “Изменение имен прилагательных по родам”



Тема урока: “Изменение имен прилагательных по родам”.

Цели урока.

Образовательная : находить имена прилагательные в тексте, определять род имен прилагательных, выделять родовые окончания прилагательных, вырабатывать умение употреблять прилагательные в устной и письменной речи.

Развивающая : продолжить работу по развитию:

– творческой, речевой и мыслительной активности;

– слуховой и зрительной памяти;

– умения сотрудничества при выполнении творческих заданий.

Воспитывающая:

– воспитывать уважение к предмету на основе языковых впечатлений;

– формировать гуманное отношение к окружающим (умение слушать товарищей, быть дисциплинированным), положительную мотивацию к учебному труду.

Коррекционная:

– логическое мышление путем упражнений на сравнение,


обобщение.

Ход урока:

1.Организационный момент.

(Сегодня у нас на уроке гости. Они пришли посмотреть, что вы знаете и как умеете работать на уроке. Но вы не волнуйтесь, будьте спокойны и внимательны. А сейчас повернитесь. Посмотрите на них и скажите всем “Здравствуйте”.

Начинаем урок письма и развития речи. Сегодня у нас урок – закрепление. Тема урока “Изменение имен прилагательных по родам”. На уроке мы повторим изученное об имени прилагательном, будем определять род имен прилагательных; выделять родовые окончания прилагательных, развивать мышление и речь.

Урок мы начнем с повторения:

– Какую часть речи мы изучаем?

– Что такое имя прилагательное?

– Приведите примеры.

– Давайте проверим правильность наших ответов по таблице.

– С какой частью речи связано имя прилагательное?

– Как изменяются имена прилагательные?

– Как определить род имен прилагательных?

– Назовите родовые окончания прилагательных?

(Слайд)

Устно вы отвечали хорошо, а теперь проверим домашнее задание.

3.Проверка домашнего задания.

-Что вам было задано на Дом?

-(Упр.230 стр.141).

Что вы должны сделать в этом упражнении?

(Нам надо было разделить текст на части по плану и записать ту часть текста, где говорится о внешнем виде и повадках снегиря, вставить пропущенные орфограммы и окончания имен прилагательных).

-Какую часть текста вы записали?

(Мы записали 2часть, которая называется снегири.)

-Саша, прочитай слова с пропущенными орфограммами и объясни их написание.

(Семена, снегиря, на голове, бороздки, следы)

-Правописание каких орфограмм вам встретилось в словах?

(безударной гласной и парной согласной)

_Что нужно для того, чтобы правильно написать безударную гласную?

(Нужно подобрать проверочное слово, чтобы эта гласная стала ударной, например дома – дом)

-Какая орфограмма вам встретилась в слове бороздки?

( В слове бороздки нам встретилась парная согласная)

-Что нужно для того чтобы правильно написать слово с парной согласной?

(нужно подобрать такое проверочное слово, чтобы после парной согласной стоял гласная дуб – дубы)

– Денис, какие окончания имен прилагательных ты вставил?.

-А теперь еще раз назовите родовые окончания имен прилагательных??

– Хорошо, с домашним заданием вы справились, а оценки я поставлю в конце урока.

4. Сообщение темы урока.

Запись на доске и в тетрадях

. Сели все правильно, открыли тетради, положили их под наклоном, взяли ручки, записываем сегодняшнее число, классная работа и тему урока.

5.Повторение изученного.

А)В домашней работе вам встретилось слово снегирь.

– Кто объяснит мне, почему эта птица так называется?

(От слова снег птице название дано снегирь. И еще :снегири первые вестники зимы.)

-А кого мы называем первыми вестниками весны?

-правильно, первые вестники весны это грачи. Они первыми из перелетных птиц прилетают к нам весной.

– Ребята, а чем мы можем помочь птицам весной?

(весной нужно мастерить скворечники и вывешивать их для прилетевших птиц, )

– Я думаю, что именно этим вы и займетесь на уроках столярного дела, Сделаете скворечники, развесите их и тем самым поможите прилетевшим к нам птицам).

– А теперь внимание на экран.

– Перед вами деформированное предложение, которое мы должны восстановить и записать красиво (Слайд 9).

На, смастерили, березе, скворечник, и. ребята, крепкий, повесили, его.

Ребята смастерили крепкий скворечник и повесили его на березе.

Миша запиши это предложение, объясни все изученные орфограммы и разбери его по членам предложения. Ребята, а вы выполняете это в тетрадях.

Ника морфологический разбор: на березе.

– скажите, какие прилагательные вам встретились в этом предложении.

– определите род имен прилагательных.

Б) Словарная работа.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом. Это слово медаль.

– В тетрадях с новой строчки с красной строки, напишите словарь и запишите новое словарное слова медаль.

В) Звуко – буквенный анализ у доски и в тетрадях.

Медаль, ме-даль

Гласные: е, а.

Согласные:м, д, л.

6б.,5зв.,2сл.

– Что такое медаль?

В словаре Ожегова сказано:

Медаль – Знак в виде круглой металлической пластинки с различными изображениями, присуждаемый в награду за особые заслуги, храбрость, значительные достижения, в память о юбилейных датах, об участии в… . М. “3а трудовую доблесть”. Золотая м. Памятная, юбилейная, сувенирная м.

А сейчас я покажу вам несколько медалей и расскажу о них и о тех людях, кому они были вручены.

Гуторов Василий Николаевич, дедушка нашей Оксаны Васильевны.

С 11 лет он остался сиротой, немцы расстреляли его маму вместе сестрой, из всей деревни удалось спастись только ему и еще одной девочке. С этого времени он заботился о себе сам, сначала пошел работать на ферму, чтобы хоть как то прокормит себя. В 18 лет был призван в армию, отслужил три года, за это время освоил военную технику, и вернулся домой. Устроился работать механизатором на трактор и всю свою жизнь проработал в колхозе. Общий трудовой стаж Василия Николаевича 65 лет. За свой труд был награжден правительственными наградами. Я вам покажу только некоторые из них это медаль” за долголетний добросовестный труд”, а это медаль к юбилейной дате”50 лет победы в ВОВ”. Сейчас Василию Николаевичу83 года, он инвалид 2группы. Хочется пожелать Вас. Ник. здоровья, а вы ребята должны проявлять заботу о таких людях и помогать им. Я думаю, что мы обязательно встретимся и познакомимся с Василием Николаевичем.

Последний звонок в средней школе №3. Выпускник 2001 года Кривуля Роман, сын нашей Ирины Николаевны. Роман проучился в школе 11 лет. За это время он не получил ни одной плохой оценки, и закончил школу с одной четверкой, а все остальные 5. За отличную учебу Роман был награжден серебряной медалью” За особые достижения в учебе”. После школы окончил Кубанский аграрный университет, открыл свое дело и сейчас он уже предприниматель, уважаемый человек.

А теперь перед вами ваши товарищи, которые получили тоже медали за спортивные победы. И пусть пока эти медали не настоящие, это ребята сувенирные медали, но они тоже заработаны трудом ваших товарищей.

Я показала вам несколько медалей, их очень много все они разные, но каждую медаль нужно заслужить и заработать.

Хочу еще сказать вам о том, что уже разработаны и запущены в производство медали к зимней Олимпиаде, которая пройдет в городе Сочи в 2014. Медалей будет выпущено в количестве 1320 штук. Надо сказать, что намного больше, чем во всех остальных Зимних олимпиадах. Связано это с тем, что в Олимпиаде 2014 года добавилось новых видов спорта.

Будем надеятся, что наши российские спортсмены завоюют медалей больше, чем спортсмены других стран.

Я думаю, что вы запомните правописание и значение словарного слова медаль.

ФИЗМИНУТКА

Для расслабления глаз очень полезно смотреть на зеленый цвет. Посмотрите на экран и скажите, какую геометрическую фигуру вы видите?

– Зажмурьтесь крепко-крепко (считаю:1,2,3,4,5)

– Откройте глаза, посмотрите друг на друга с удивлением.

– Зажмурьтесь крепко-крепко (считаю:1,2,3,4,5)

– Откройте глаза, посмотрите друг на друга с радостью

– Посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени.

Продолжаем работать дальше.

5.Закрепление.

А) Работа с учебником.

Упр.229 стр.140

(Разбираем 1предложение, а остальные самостоятельно. Дулинов А. сделает только 4 предложения)

3группа списывает по карточкам.

Б) Выборочный диктант.

Я буду читать текст. Записывать его не надо. Ваша задача – записать в тетради через запятую только имена прилагательные, выделить окончание и определить род

Улыбнулось яркое солнышко. Оно согрело землю. Тает последний снег. По оврагу бежит шумный ручей. Проснулась под пеньком юркая змейка. Звонко запела маленькая синичка. Она рада теплу и солнцу. Небо синее высокое. Легкий ветерок гонит облака. Летят домой перелетные птицы. Несут на крыльях весну.

– Как можно озаглавить этот текст?

(весна).

Назовите основную мысль текста?

(Основная мысль текста – природа встречает весну)

– Я диктую текст, а вы записываете только имена прилагательные и определяете их род.

– посчитайте сколько прилагательных вы записали? (9прилагательных)

– У какого прилагательного нельзя определить род?

В) Игра “А ну-ка отгадай”.

А теперь немножко отдохнем. У вас у каждого на столе лежат конверты в них находятся загадки. Ваша задача отгадать их, найти имена прилагательные и определить род.

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Пушистый хвост – краса.

Кто же это?(лиса)

Зеленый, сладкий, сахарный.(арбуз)

На овчарку не похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.(волк)

Спелое, круглое, сочное.(яблоко)

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Шуба для зимы – другого цвета.(заяц)

Бурый, мохнатый, косолапый?(медведь)

Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)

Расту в земле на грядке я,

Оранжевая, сладкая.(морковь)

Мохнатенькая, усатенькая, по кладовкам рыщет,

Сметану ищет. (кошка)

Маленький, удаленький

Сквозь землю прошел,

Красну шапочку нашел. (гриб)

Вывод:

Молодцы. Загадки вы отгадали правильно.

А теперь сделайте вывод.

Миша,- Так для чего нужны имена прилагательные?

(Прилагательные нужны для яркости нашей речи, с помощью прилагательных можно у существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.)

Вывод правильный.

Г) А теперь проверим и закрепим ваши знания по изученной теме с помощью тестов.

Ника, напомни мне как вы работаете с тестами.

(Мы читаем вопрос и выбираем правильный ответ на него.)

Андрюше я даю тест на листочке, все остальные работают с экрана.

Ваня, Юра работают по картинкам.

Правильность ваших ответов я проверю и поставлю за них оценки.

Тест по теме “Род имен прилагательных”

Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает:

А) предмет; Б) признак; В) действие.

2. С какой частью речи связано прилагательное?

А) с существительным; Б) с глаголом; В) с предлогом.

3. Как изменяются имена прилагательные:

А) по лицам, по числам;

Б) по родам, числам, падежам.

4. Найдите прилагательное женского рода

А) красивое;

Б) красивый;

В) красивая.

5. Определите прилагательное мужского рода

А) белый дым;

Б) белая береза;

В) белое облако.

6. В какой строчке даны только имена прилагательные?

А) синий, белеть, белизна;

Б) радостный, зеленый, дорогой;

В) доброта, старание, мудрый.

III. Итог урока.

Дом. задание

Из сказки Г. Скребицкого “Весенняя песня” выпишите 10 имен прилагательных, выделите окончание и определите род.

Комментированное выставление оценок за урок.




1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...
Вы читаете: Конспект урока русского языка в 6 классе “Изменение имен прилагательных по родам”