Конспект урока русского языка “Путешествие за сокровищами”



Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

“Центр развития ребенка – детский сад №46”

Забайкальского края

Конспект урока русского языка

“Путешествие за сокровищами”

Подготовила

Учитель-логопед

Хомякова Светлана Николаевна

Г. Чита

Цели и задачи занятия

Коррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; развивать графомоторные навыки и зрительное внимание; совершенствовать навыки движения под музыку.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка; развивать зрительное восприятие, внимание, память; обогащать лексику, практически знакомя с антонимами.

Коррекционно-воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать


аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность

Оборудование: мольберт с картой, игрушка – Лунтик, кораблик из плотной бумаги, дидактическая игра “Собери цветы”, конверты с заданиями, раздаточный материал (звуковые фишки, солнечные лучики, картинки, удочки, рыбки, маркеры, камешки)

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей в зале. Давайте поздороваемся с ними все вместе.

Дети: Здравствуйте!

1. Психогимнастика

Логопед: А сейчас давайте встанем в кружок и пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик.

(Дети встают вместе с логопедом в круг. Звучит лирическая музыка.)

Этот мячик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передает его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.

Дети здороваются друг с другом

Проблемная ситуация:

Логопед: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пожаловал… давайте отгадаем, кто же это?

Дети отгадывают имя героя, по первым звукам слов – картинок. (Ложка, Утюг, Ножницы, Телефон, Иголка, Конфеты – “ЛУНТИК”)

Лунтик: Здравствуйте ребята. Я хочу Вас позвать в опасное путешествие. Дело в том, что я перебирал старые вещи и нашел карту, где спрятаны сокровища, к которым необходимо добраться на корабле. Но мне нужна команда. Согласны ли вы плыть вместе со мной?

Дети: Да.

Лунтик: Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь.

Логопед: Давайте скажем волшебные слова: “Вокруг себя повернись и на корабле очутись”

Дети: Все вместе произносят волшебные слова.

Дыхательная гимнастика

Логопед: Вот мы с Вами стоим на корабле, представим, что греет нас теплое солнышко и мы дышим морским целебным воздухом. Давайте мы подышим свежим воздухом (Вдох носом – выдох ртом)

Развитие зрительного внимания

Логопед: (разворачивает карту и показывает детям) Ребята вот карта, по мере выполнения заданий, корабль будет продвигается по карте). А что еще необходимо всем путешественникам в пути?

Лунтик: Ребята, я Вам буду показывать картинки, а вы попробуйте отгадать, что это. (Показывает картинки нарисованные по точкам)

Дети отгадывают картинки и объясняют зачем эти предметы нужны.

Логопед: “1,2,3 – наш корабль вперед плыви!”

3. Введение в тему. Кораблик приплыл к Протоке Звуков.

Характеристика звука.

Логопед: Итак, первое испытание. (Конверт с предложением) Я сейчас прочитаю предложение, а Вы определите какой звук чаще других слышится в этих словах? (Л)

Лодка плыла по волнам.

Логопед : Дайте характеристику этому звуку. Какой это звук? (гласный или согласный)

Дети: Согласный, потому что есть преграда – язычок.

Логопед: Еще он какой?

Дети: Твердый, звонкий.

Логопед: Можем плыть дальше.

II. Основная часть.

Логопед: Итак, мы приблизились к Озеру Перемен.

Задание на развитие фонематического восприятия

– Игра “Добавь звук” (с помощью мяча)

Цель: Развитие фонематического слуха, внимания, мышления.

Логопед: Я буду говорить слово, а вы постарайтесь изменить его так, чтобы звук Л был вторым в этом слове:

Сон – слон, газ – глаз, пот – плот, бок – блок, сух – слух, пан – план, кок – клок, сова – слова, куб – клуб.

Логопед: Ребята, а что такое звуки?

Дети: Звуки – то, что мы слышим и произносим

Логопед: А где живет звук Л? (в букве Л)

Логопед: Ребята, скажите, на что похожа эта буква? (Ответы детей)

Развитие мелкой моторики

Логопед: Ребята, а сейчас мы с вами попробуем выложить эту букву из камней, на берегу озера. Молодцы! Отправляемся в путь дальше.

Логопед: Ребята, сейчас мы выйдем На Равнину Цветов.

Ребята, вам не кажется, что эта поляна какая-то странная, как будто заколдованная. Смотрите, да здесь конверт. “Злой колдун заколдовал цветы, если расколдуете цветы, то отправитесь в путь дальше”

– Игра “Собери цветы”.

Цель: Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза

Группа делится на три команды. Одна собирает цветок с лепестками – картинками, в названии которых имеется звук Л в начале слова, другая – цветок с лепестками – картинками, в названии которых имеется звук Л в середине слова, и третья команда – звук Л в конце слова.

Логопед : Молодцы, вы успешно справились с этим заданием, и мы можем плыть дальше.

Логопед: Ребята, а сейчас мы входим в очень сложный Пролив Противоположностей. Здесь нас ждет новое задание

– Закончить предложение словами-неприятелями

Цель: Упражнение детей в подборе антонимов.

Пушинка легкая, а камень – …. (тяжелый)

Летом погода жаркая, а зимой – …. (холодная)

Горчица горькая, а сахар – … (сладкий)

Суп горячий, а компот – … (холодный)

Заяц трусливый, а лев – ….

Дедушка старый, а внук – … (молодой)

Волк летом сытый, а зимой… (голодный)

Асфальт шершавый, а камень… (гладкий)

Лужа мелкая, а река… (глубокая)

Волшебница добрая, а колдунья… (злая).

(Дети произносят предложения и проходят по Ребристому мостику)

Логопед: Теперь пора отдохнуть. Мы попали с вами на остров “Физминутки”.

5. Остров Физминутки (Танец – с зонтиками, движение под музыку)

Задание на чтение слогов

Цель: Отработка навыка послогового чтения.

Логопед: Ребята теперь нам нужно перебраться на другой остров. Но чтобы туда попасть, надо пройти по кочкам и прочитать слоги. (ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ, АЛ, УЛ, ОЛ, ЫЛ, ЭЛ). Дети читают слоги.

6. Остров Слов

Звуковой анализ слова.

– Посмотрите-ка ребята, что это здесь. (Солнце) А что-то оно грустное.

– Здесь новый конверт с заданием. Надо расшифровать слово по слогам. (ВОЛКИ, СЛОНЫ) Из первого слова возьмите 1 слог, со второго 2 слог. Какое слово получилось? (ВОЛНЫ)

– Давайте разделим это слово на слоги (Дети отхлопывают)

– Сколько слогов в слове ВОЛ-НЫ? (два).

– Давайте, ребята, возьмем по лучику и выложим схему этого слова. (Дети работают с фишками).

– Дети дают характеристику звукам.

(Поднять вверх лучики, чтобы показать гостям правильность выполнения задания)

Логопед: Какие Вы молодцы! Теперь наше солнышко стало каким? (Веселым)

7. Наш корабль плывет дальше. На горизонте река “Богатых слов”.

Логопед: В этой реке водятся необычные рыбы. Пока судно в пути, предлагаю наловить рыбы на уху, но сначала надо всем размять пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

В гости.

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики – друзья.
Друг без друга им нельзя.

Большие пальцы вверх
Кисти рук “домиком”
Поочередно называемые пальцы соединяются с большим.
Пальцы в кулак, выставив мизинец.
Кулаки стучат.
Ритмичное сжатие кисти в кулак.

Развитие графомоторных навыков

– Игра “Рыболов”

Цель: Развитие мелкой и общей моторики, зрительного восприятия.

Дети по очереди вылавливают магнитной удочкой из речки рыб со словами, где буквы размыло водой. Дети проходят к столу, садятся на стульчики и вместо точек вставляют букву Л в слово, и читают каждый свое слово.

Логопед: Ребята, а что Вы сейчас печатали? (букву Л)

Логопед: А чем буква отличается от звука? (Буквы – мы видим и пишем)

III. Итог.

Л: Ребята, мы с успехом справились со всеми испытаниями, добрались к сокровищам. Давайте посмотрим, что спрятано в ларце. А как же мы откроем замок? Нам нужен ключ.

Лунтик: Я вспомнил, у меня же есть ключик, только я не знал от чего он.

(Дети раскрывают ларец, находят там угощения)

– Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Пришла пора возвращаться в детский сад.

– Теперь давайте скажем волшебные слова “Вокруг себя повернусь, и в детском саду окажусь”

– Ребята, вам понравилось путешествовать? (ответы детей)

– С каким звуком и буквой мы познакомились?

– Где мы с вами побывали?

– Теперь попрощаемся с гостями и пойдем в группу.




1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...
Вы читаете: Конспект урока русского языка “Путешествие за сокровищами”