Конспект урока по ОРКСЭ “О чем поют колокола?”



КОУ ОО “Петропавловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида”

Тема занятия: “О чем поют колокола?”

(Беседа)

Составитель: Кухмистрова Г. М.

Учитель – логопед

Муромцево – 2014

Тема занятия: О чем поют колокола?

Цели занятия :

1. Познакомить учащихся с основными видами колокольного звона.
2. Показать, какую значимость имеют колокола в русской литературе и искусстве.
3. Учить сравнивать колокольную музыку и различать виды колокольного церковного звона.
4. Закрепить знания об истории происхождения колоколов.
5. Воспитывать любовь к христианству и Православной Церкви.
Оборудование: Картины И. Левитана “Вечерний звон”, “Над вечным покоем”, пословицы, загадки, мультимедийное оборудование, художественные краски, заготовки колоколов из бумаги.
Ход занятия

Организационный момент (готовность учащихся к занятию: наличие тетрадей, учебников, дневников, красок) .

2.Целевая установка.

– Отгадать загадку.

Из земли взяли, на огне грели,
Опять в землю положили;
А как вынули-стали бить,
Чтобы мог говорить.

Сообщение темы занятия.

– О чем поют колокола? Церковные звоны в России стали народным искусством. Каждая колокольня с колоколами представляет собой неповторимый музыкальный инструмент, а звонарь – уникальный исполнитель.


Немало на русской земле виртуозов – звонарей, владеющих вдохновенным искусством колокольного звона. Русские звонари никогда не настраивали колокола по классическому звукоряду, но подбирали их по собственному опыту и вкусу.
(читает ученик)
…Твой черед настал,
Молодой звонарь,
Пробуди простор,
Посильней ударь.
? Господи, помилуй.?
С музыкой такою
Хоть иди на смерть!
Много ли тебе,
Русь Святая, петь?

О колоколах сложилось много легенд, сохранились наблюдения, что под колокольней не живут крысы, что колокольный звон способствует выздоровлению, заживлению ран. По народным поверьям, влиянию ночного колокола не могут противостоять сами нечистые силы, и шабаш их тотчас же пропадает с первым ударом колокола, равно как теряет силу всякое волшебство, всякое гадание.
Звук колокола производит иногда отрезвляющее, спасающее действие на человека, находящегося на краю нравственной и физической гибели, говоря ему о чем-то таком, что выше его страданий, что может дать новое содержание его жизни и о чем он забыл.
Пасхальный звон неоднократно служил темой для поэтических народных приданий и легенд. Особенной популярностью среди народов пользуется рассказ об архангельском злодее-душегубце.
В древние времена, в дремучем лесу на большой вологодской дороге жил лихой человек. Много душ христианских загубил он на своем веку, много вдов и сирот обездолил, и росла о нем слава по всей Русской земле.
Когда бы не встретил тот лихой человек, – старца ли старого, молодца ли удалого или женщину с ребятами малыми, никого не оставлял в живых.
И вот, однажды, под самое светлое Христово Воскресенье, вышел он ночью в лес и начал ожидать жертву. А тем временем из Тотьмы в Вологду шел человек,- спешит он праздник великий встретить дома.
Заслышал шаги лихой человек, бросился с ножом, но в это самое время пронесся могучий удар церковного колокола, а за ним другой, третий…
Остановился, как вкопанный, лихой человек, а пасхальный звон широкой рекой разливается и тонет в глубине леса…
Не выдержал злодей, разрыдался, выронил нож из рук и, бросившись к путнику, голосом, полным слез, проговорил:
?Христос Воскресе!..
А церковный звон разливался все шире и радостней и, казалось, вся природа на его могучие раскаты отвечала:
? Воистину Воскресе!..
И с той поры пошел лихой человек в обитель святую замаливать свои грехи великие…
В этом поэтическом предании ярко рисуется отношение нашего народа к церковному звону, в котором он слышит голос Бога, и даже закоренелый злодей и тот возрождается, пробужденный его могучими раскатами…
Виды колокольных церковных звонов.
В России каждый христианин различал язык колокольных звонов. При всем разнообразии колокольных ансамблей в православной культуре соблюдается определенный Порядок колокольных звонов. Различают два основных вида церковных звонов: Благовест (призыв, которым прихожане созываются на службу) и Собственно звон (звон во все колокола или несколько колоколов).
Благовест звонят в один колокол. Благовест звонят к утрени, вечерни и к часам перед Литургией. Строится благовест так:3 редких удара, медленных и протяжных до полного угасания звука, затем идут удары более короткие, в них как бы слышен призыв: “К нам…к нам…к нам…”.
К торжественным Литургиям – воскресным и праздничным – за благовестом начинается собственно звон, в котором используется четыре вида звона: перезвон, перебор, двузвон, трезвон. (слайд)

Перезвон – Это поочередные удары в каждый колокол, начиная с большого до самого малого, так несколько раз.
Перебор – Медленный звон поочередно в каждый колокол, начиная с малого до самого большого. После удара в большой колокол ударяют во все колокола вместе сразу, так повторяется много раз. Перебор выражает грусть, скорбь утраты и используется при похоронных обрядах, поэтому называется также похоронным или погребальным звоном.
Двузвон – Это звон во все колокола дважды, в два приема, совершается на Всенощном бдении.
Трезвон – Это звон, при котором звонят во все колокола в три приема с паузами между ними. Трезвон совершается на Всенощном бдении и Литургии.
Лучшие звонницы России. (слайд)
Лучшими по тону признаны Ростовские колокола. Со всего мира приезжают сюда послушать знаменитую колокольную музыку. Хороши в Ростове Великом не только колокола, но и замечательна сама колокольня, от устроения которой также во многом зависит звон. Исторические ростовские колокола: Сысой, Полиелейный, Лебедь, Ясак, Голодарь, Баран, Козел, Красный. 30 колоколов здесь располагаются в одну линию, а звонари становятся на колокольне так, чтобы видеть друг друга и согласовывать с другими звонарями свое участие в музыкальном ансамбле.
На Пасху, после праздничного богослужения, позволялось всем желающим подниматься на колокольню и звонить в колокола сколько хочется.
Другой замечательный русский город – Звенигород. Когда говорят о звенигородских звонах, имеют в виду прекрасный ансамбль колоколов звонницы Саввино – Сторожевского монастыря. Со временем в монастыре было собрано много колоколов, в конце 19 века их было 19.
Колокол – в русской литературе и искусстве.
Насколько большое значение имеет колокольный звон в явлениях нашей русской жизни, это можно видеть из того, что колокол и колокольный звон неоднократно были предметом воспроизведения в различных областях нашего искусства. Так, ни у одного из европейских народов нет столь многочисленных изображений звона в музыке, как у нас, имеющих целый ряд опер и пьес с воспроизведением звона. (слайд)

Жизнь за царя, опера Глинки, 5-й акт.

Борис Годунов, опера Мусоргского,-пролог.

Князь Игорь, опера Бородина,1-е действие 2-я картина и 4-е действие.

Псковитянка. Р. Корсакова, 1-едействие, вече.

Пасхальная увертюра. Р. Корсакова.

1812-й год, увертюра Чайковского. И другие.

Глядя на картины Ивана Левитана “Вечерний звон” И “Над вечным покоем” , попробуйте услышать колокольный звон.
? Как вы думаете, какие звоны подошли бы к этим картинам? Как бы они звучали? ( “Вечерний звон”-печально, нежно, задушевно; “Над вечным покоем”-грустно, скорбно, задумчиво)
? Какое настроение навивают эти картины?

4.Проверка домашнего задания.

? Вам нужно было подобрать загадки о колокольном звоне и о колоколе. (слайд)
1.Звонко звякнет, Утка крякнет собирайтесь детки, К одной матке”
2.Выду на вывой. Ударю в гой, гой,- Утешу Царя в Москве, Разбужу короля в Литве, мертвеца в земле, Игуменью в келье, Малу дитю в колыбели”
1. “Кричит без языка, Поет без горла, Радует и бедует, А сердце не чует”
2. “Из земли взяли, На огне грели, Опять в землю положили; А как вынули – стали бить, чтобы мог говорить”
3. “В церковь других созывает, А сам в ней не бывает”
4. Я – мертв, но живым вещаю о радости и горе и чем больше бьешь меня, тем больше говорю о Боге”

5. Рефлексия

Ребята раскрашивают колокола, дарят их гостям. (На обратной стороне колокола написаны слова Паоло Мантегацца “Колокол, это – голос церкви, зовущий издалека и посылающий равномерный привет дворцу и лачуге”).

6.Итог занятия (читают ученики)

Колокол русский, народный,
Колокол Церкви святой!
Чуден твой голос свободный,
Люб отголосок мне твой.

К Богу во храм призывает
Стройная звуков волна,
Москву кругом оглашает,
Грешников будит она.
Чуть над Москвой пронесется
Первый торжественный звон-
Всюду народом кладется Господу Богу поклон.

С первым к обедне ударом
Шапки снимают долой
Крестится всякий не даром,
К небу стремится душой.
Чистые, чудные звуки
Любо душою ловить,
Ими тревожные муки
В сердце больном хоронить.

Колокол русский, народный,
Колокол Церкви святой!
Чуден твой голос свободный,
Люб отголосок мне твой.




1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...
Вы читаете: Конспект урока по ОРКСЭ “О чем поют колокола?”