Конспект урока по ОРКСЭ Курс “Основы религиозных культур и светской этики” Тема : “Добро и зло” 4 класс



МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №65” г. Рязани

Учитель: Яшина Людмила Анатольевна

Курс “Основы религиозных культур и светской этики”.

Модуль “Основы светской этики”.

Тема урока: “Добро и зло”.

Тип урока: Комбинированный урок с мультимедийной поддержкой.

Цель: Формирование этических и культурных ценностей у школьника.

Задачи:

Предметные:

Формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике;

Формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта;

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к предмету;

Развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;

Развивать логическое мышление, воображение;

Развивать творческие способности;

Воспитательные:

Формировать


положительное отношение к нравственным поступкам;

Формировать навыки доброжелательности, уважения к другому человеку, адекватной самооценки;

Воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру.

Ожидаемые результаты:

– умение различать понятия “добро” и “зло”;

– побуждение к добрым поступкам;

– составление правил доброты;

Формы : фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником, словарная работа.

Основные термины и понятия: Добро и зло как основные этические понятия.

Оборудование:

Мультимедийная презентация.

Компьютер, проектор

Учебник “Основы светской этики”, толковый словарь С. И. Ожегова

Ход урока

Организация деятельности учащихся.

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой, обожженною, солнце достать

И подарить его людям.

– Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок и свои улыбки.

Проверка домашнего задания.

1. Как называется наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле?

2. Что означает слово “мораль”?

3. Что означает понятие “культура”?

Сообщение темы урока. Постановка цели урока.

– Прочитайте эпиграф на доске и попробуйте определить тему урока.

Эпиграф:

“Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло”.

В. О. Ключевский.

– Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить в ходе нашего урока?

– Молодцы!

Подготовка к изучению нового материала.

Тема нашего урока “Добро и зло”.

Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляли на протяжении всей жизни.

Баллада о Добре и зле (читает подготовленный ученик)

Однажды с добром встретилось зло,

Встречался со злом кто, тому не везло.

С добром кто встречался, тот вечно был счастлив,

Умен, остроумен и просто удачлив.

И думало зло, что добру точно так же,

Ходить по Земле унижаться и даже

Не делать добра никогда никому,

Но тут вдруг добро прошептало ему:

“Ведь знаешь, что я не такое как ты,

Я жду веселья, а ты ждешь беды.

Я процветаю от детского смеха,

А бить, убивать, это разве потеха?

Откуда взялось ты вообще на Земле?”

А зло, пошатнувшись, сказало: “А мне,

Наплевать, что с другими случится,

Я буду от горя людей веселиться,

Я буду молиться, чтоб кого-то убили,

Потом посижу, посмеюсь на могиле.

А так, как нас больше – я буду плеваться

На всех, кто захочет с тобою остаться!”

Добро от такого шатнулось немного:

“Как можно быть злым и ссылаться на Бога,

Просить у него чьей-то смерти, ведь Он

Творец этой жизни – Примите Поклон”.

“А мне наплевать на Него не боюсь я,

Его добрых чар, потому что мне грустно,

Когда кто-то делает только добро.

Пойду я” – “Иди, но запомни одно –

Нас больше и этим все решено!!!”

– С древних времен считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.

– Как существует добро, так и зло, которое всегда желает помешать добру, навредить.

– Тема добра и зла звучит даже в сказках. И в сказках всегда добро побеждает зло. Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый из вас для себя определил, что такое добро, а что зло.

Работа в группах.

– Как вы понимаете понятие “Добро”?

– Подберите однокоренные слова к слову добро. (Доброта, добрый и др.)

– Что значит добрый человек? Как относятся к нему люди? (ответы детей)

– Сейчас вы поработаете в группах

– Работая в группах вам необходимо найти определения добра и зла.

Группа 1 . Работа с Толковым словарем.

С. И. Ожегов: “Добро – все положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду”.

С. И. Ожегов: “Зло – нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду”.

Группа 2. Работа с учебником. Что такое добро?

Группа 3. Работа с учебником. Что такое зло?

Группа 4 . Какая бывает доброта? Работа с текстом.

(Выступление одного из представителей группы.)

– Почему же добро всегда побеждает над злом? (ответы детей).

VI. Игра “Доскажи словечко”.

– Давайте мы немного отдохнем.

– Я прочту вам несколько строк, а ваша задача – досказать подходящее по смыслу доброе слово.

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит: … (“добрый день!”)

Растает ледяная глыба

От слова доброго… (“спасибо!”)

Когда бранят за шалости,

Мы говорим: … (“прости, пожалуйста!”)

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы: … (“спасибо!”)

– Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа.

VII. Физкультминутка.

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определите, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопните в ладоши, если злой – закроете лицо ладошками.

С грядки старушка цветок сорвала

Девочке Жанне его отдала.

В цветке, лепестках есть волшебная сила

Их девочка Женя о чем-то просила

Что надо сказать лепестки обрывая?

Как называется сказка такая?

(“Цветик – семицветик” В. Катаев.

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север через юг,

Возвращайся, сделав круг

Лишь коснешься ты земли, быть, по-моему, вели.)

Колотил да колотил

По тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался с носом.

(Сказка “Лиса и журавль”)

Снег валил, клубились тучи

Гнулись сосны до земли

Злые люди в лес дремучий

Сиротинку отвели.

Замолчать заставили

Замерзать оставили.

(Сказка “Морозко”)

Сейчас потолкуем о книге другой:

Тут синее море, тут берег морской.

Старик вышел к морю

Он невод забросил.

Кого-то поймает и

Что-то попросит.

(А. С. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”)

Кушай яблочко, мой свет.

Благодарствуй за обед.

Старушоночка сказала,

Поклонилась и пропала.

(А. С. Пушкин “Сказка о мертвой царевне”)

– Молодцы!

– Через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Когда мы читаем сказки, смотрим, слушаем, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них все получается.

– В сказках все получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости. Как говорится: “Сказка-ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”.

Возьмите конверт, достаньте из него карточки и выберите то высказывание, которое считаете самым важным для себя. Объясните, почему вы выбрали именно это высказывание?

В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других. (Лев Толстой)

Доброта. Вот качество, которое желаю приобрести больше всех других. (Лев Толстой)

Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям. (Жан-Жак Руссо)

Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе. (Уильям Шекспир)

(комментарии детей)

– Добрый человек никогда не ответит злом на зло. Он найдет в себе силы простить обидчика, и в этом сила доброты.

VIII. Обобщение и рефлексия.

– Нам всем приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.

1) Помогать людям.

2) Защищать слабого.

3) Делиться последним с другом.

4) Не завидовать.

5) Прощать ошибки другим. (эти правила повесить в классном уголке)

IX. Домашнее задание (по выбору)

А) Подбери пословицы и поговорки о добре и зле.

Б) Приготовь сообщение о знаменитых добродетельных людях.

– Сегодняшний урок мне бы хотелось закончить песенкой о дружбе (слова Т. Калининой, музыка В. Бровко). Я попрошу вас всех встать в круг ( если класс большой образовать внутренний и внешний круг). Дети поют песню.




1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...
Вы читаете: Конспект урока по ОРКСЭ Курс “Основы религиозных культур и светской этики” Тема : “Добро и зло” 4 класс