Конспект урока по истории “Распад СССР и образование СНГ” 11 класс

ФИО автора материала: Якушева Лилия Владимировна

Место работы: МБОУ СОШ №15 г. Сургут ХМАО-Югра

Должность автора: Учитель истории и обществознания

Предмет: История России, 11 класс.

Тема урока: “Распад СССР и образование СНГ”

(завершающий тему “Советский Союз в последние десятилетия своего существования”)

Форма организации занятия: урок-лекция с элементами беседы и дискуссии.

Цели урока:

– обучающие: формирование знаний о причинах распада СССР;

– развивающие: развитие навыков сравнения и анализа исторических явлений, процессов;

– воспитательные: воспитание учащихся в духе понимания важности правовых ценностей, формирование понимания сложности и противоречивости изучаемого события.

В результате урока учащиеся должны:

– называть основные версии распада СССР;

– анализировать политику перестройки, процесс распада СССР и образования СНГ;

– давать оценку распада СССР, деятельности М. С. Горбачева.

Оборудование урока:

Учебник (А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов История России ХХ – начало XXI века, 11 класс);

Политическая карта мира;

Портреты политических деятелей

Персональный компьютер;

Мультимедийный проектор;

Интерактивная доска;

Документальная кинохроника “Вести от 22 августа 1991 года. Часть I”;

Документальная кинохроника “Обращение М. С. Горбачева 22 августа 1991 года”.

Программное обеспечение:

Microsoft Power Point 2015

VLC media player

Используемые приемы:

– запись основных понятий, составление хронологического календаря;

– составление тематического конспекта по ходу лекции;

– обсуждение проблемных вопросов.

Основные понятия урока:

Перестройка – последний период в истории СССР, связанный с попыткой обновления социализма в СССР в 1985 – 1991 гг.; политика реформирования СССР.

Гласность – открытое обсуждение государственной политики; возможность открыто сказать правду о своей истории и современности.

Плюрализм – множественность мнений, взглядов.

Путч – государственный переворот с участием небольшой группы заговорщиков.

“Парад суверенитетов” – провозглашение республиками СССР деклараций о государственном суверенитете в 1990 – 1991 гг.

Демократизация – процесс последовательного утверждения или обновления принципов народовластия.

Многопартийность – наличие в обществе наряду с правящими партиями (партией) легальной оппозиции, в роли которой выступают другие партии.

Правовое государство – государство, в котором признается верховенство права во всех сферах общественной жизни. Неотъемлемый элемент демократии.

Радикализм – политические настроения, характеризующие сторонников быстрых, решительных мер.

Организационная структура урока.

Этап 1. Организационный момент.

Задачи: мотивация учащихся на изучение темы, целеполагание.

Длительность этапа: 2-3 мин.

Содержание этапа:

– Вступительное слово учителя:

Сегодня мы завершаем изучение темы “Советский Союз в последние десятилетия своего существования”. Распад СССР, оформленный Беловежским соглашением руководителей России, Украины и Белоруссии Б. Н. Ельциным, Л. М. Кравчуком и С. С. Шушкевичем 8 декабря 1991 г., является одним из самых значительных событий мировой истории XX в. Это, пожалуй, единственная оценка, которая принимается большинством историков и политиков. Все остальные вопросы, связанные с анализом причин и значения распада СССР, остаются предметом острых дискуссий.

– Целеполагание: сегодня на уроке мы попробуем выяснить причины распада СССР и его последствия.

Этап 2. Постановка проблемного вопроса.

Задачи: создание проблемной ситуации, не имеющей однозначного решения.

Длительность этапа: 2-3 мин.

Функции преподавателя: описание “проблемного поля”, постановка проблемного вопроса.

Содержание этапа:

– проблемный вопрос: был ли распад СССР исторической неизбежностью? Для того чтобы узнать ответ на этот вопрос, необходимо понять – распад или развал страны произошел? Оба термина применяются в работах, посвященных этому периоду, употребляются в телепередачах и радиоэфире. Существует две точки зрения: первая – распад СССР – закономерный результат исторического развития; вторая – в распаде страны виноваты конкретные политики, “развалившие СССР”.

Этап 3. Всесторонняя проверка знаний

Длительность этапа: 5 мин.

Итак, прежде всего, давайте вспомним, Когда образовался СССР?

– 22 декабря 1922г.

Какие проекты по объединению в единое государство независимых советских республик были разработаны?

– План “автономизации” И. В. Сталина и союз равноправных республик В. И. Ленина.

Какие идеи были положены в основу этих проектов?

– план Сталина предполагал провозглашение РСФСР государством, в которое входят на правах автономных республик УССР, ЗСФСР, БССР; соответственно высшими органами власти и управления в стране должны были стать ВЦИК, СНК и СТО РСФСР.

Ленин обосновал идею образования союзного государства на основе полного равенства всех независимых советских республик: “… мы признаем себя равноправными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию…”

Какой проект был одобрен Пленумом ЦК РКП(б)?

– Ленинский план создания Союза Советских Социалистических Республик был утвержден Пленумом ЦК РКП(б) 6 октября 1922.

Этап 4. Усвоение новых знаний.

Длительность этапа: 20-22 мин.

Задачи: поиск ответа на проблемный вопрос.

Объяснение учителем материала. (презентация)


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...
Вы читаете: Конспект урока по истории “Распад СССР и образование СНГ” 11 класс