Конспект урока по географии “Острова и полуострова. Рельеф дна мирового океана” 6 класс

Урок географии, 6 класс.

Тема: Острова и полуострова. Рельеф дна мирового океана.

Учитель. Стекленева С. Ю

Образовательные задачи:

1.Сформировать представление о Мировом океане и его составных частях (океане, море, проливе, заливе, полуострове, острове, архипелаге).

2.Сформировать знание о видах морей по географическому положению.

3.Развивать умение работать с картами.

4.Называть и показывать океаны, моря, заливы, проливы, полуострова, острова, архипелаги на карте.

Оборудование: физическая карта мира, атлас, икт-презентация.

Ход урока.

Проверка домашнего задания.

Что такое гидросфера?

Каков ее состав?

Какими свойствами обладает вода?

Какого значение Мирового круговорота воды?

Изучение нового материала.

Звучит запись шума океанских волн.

Какие чувства у вас вызывает океан?

Индивидуальное задание на следующий урок: Подберите фрагменты из стихов, песен, художественной литературы с описанием океана. Сравните свои чувства с чувствами авторов.

Какова площадь земного шара? (510 млн кВ км).

Мировой океан – основная часть гидросферы, его акватория занимает около 361 млн кв км. Это большая часть поверхности Земли.

Что называют Мировым океаном? (учебник на стр.97).

Мировой океан – часть гидросфера, включающая воды океанов и морей.

Поверхность Мирового океана принимают за абсолютный ноль метров.

Люди выделяют между материками четыре крупные части – Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый океаны.

Часть Мирового океана, расположенная между материками, называется океаном.

Сравните площади океанов, используя карты учебника.

Границы современных океанов четко выражены вдоль берегов материков, а их морские границы проводятся условно. В южном полушарии граница между Индийским и Тихим океанами проходит по юго-западным и южным берегам островов Суматра, Ява и Новая Гвинея, а затем по меридиану мыса Игольного в Африке, а между Атлантическим и Тихим океанами – от мыса Горн в Южной Америке до Антарктического полуострова.

В северном полушарии граница между Северным Ледовитым и Тихим океанами проходит через Берингов пролив. Граница между Северным Ледовитым и Атлантическим океанами проводится по параллели, проходящей через остров Исландия, затем огибает южную часть острова Гренландия и проводится по южному побережью острова Баффинова Земля.

В тетради-тренажере на стр.60 нанесите названия океанов.

В пределах океанов выделяют моря, заливы и проливы. Главное их отличие от остальной акватории – географическое положение. Все они занимают пограничное положение между сушей и открытым океаном. Внимательно приглядитесь к очертаниям материков на карте полушарий: их побережья сильно различаются на разных участках. Где-то линия берега плавная, спокойная, как например, на северо-западе Африки, где-то наоборот, причудливо изогнутая (рис.75 стр.106 учебника).

Моря Могут Вдаваться глубоко в сушу – их называют Внутренними. Те моря, которые Вдаются в сушу незначительно, называют окраинными.

Окраинные моря чаще всего отделены от основной части океана островами и архипелагами. Из-за своей близости к суше моря отличаются от открытого океана свойствами вод и глубинами. Существуют еще межостровные моря (Филиппинское). Особое географическое положение занимает Саргассово море в Атлантическом океане, расположенное между несколькими течениями.

Найдите на карте окраинные, внутренние моря, омывающие территорию России. Нанесите их на контурную карту.

Заливы – это части морей или океанов, вдающиеся в сушу. Самые большие заливы – Гвинейский, Бенгальский, Бискайский, Мексиканский, Персидский. На берегу Финского залива стоит Город Санкт-Петербург, а на берегу Залива Петра Великого – город Владивосток.

Проливы – узкие вытянутые участки водной поверхности, соединяющие две акватории и разделяющие участки суши.

Найдите на карте проливы и назовите их. Нанесите один из них на контурную карту.

149 млн кв км приходится на сушу. В Мировом океане находятся Материки – большие участки суши, окруженные водой. Назовите их.

Острова – небольшие участки (по сравнению с материками) суши, окруженные со всех сторон водой. Самый большой остров – Гренландский (2176 тыс кв км).

Острова по происхождению Делятся на:

Материковые – Образовались в результате движения земной коры и отделения от материка небольшой части, например, остров Сахалин.

Вулканические – образовались в результате подводных извержений вулканов, например, остров Исландия.

Коралловые – Образовались из окаменевших остатков кораллов, например, Большой Барьерный риф.

В океане встречаются архипелаги – группы островов, лежащих недалеко друг от друга. Найдите их на карте, нанесите на контурную карту.

Полуострова – участки материков и островов, глубоко вдающиеся в океан. Самый большой полуостров – Аравийский ( 2730 тыс кв км).

Назовите полуострова на территории России, нанесите их на контурную карту.

Определите географическое положение Карского моря, используя рубрику в учебнике “Шаг за шагом” на стр 102.

Итог урока.

Вывод о том, что узнали, чему научились.

Игра “Кто такой, что такое?”

Мадагаскар, Средиземное, Индийский, Антарктида. Сахалин, Аравийский, Берингов, Японские.

О чем идет речь:

Суровая и хмурая природа

С морозами и лето, и зима,

Дневное солнце светит там полгода

И столько же лежит ночная тьма,

Порой и ледоколам нет пути…

И уж тогда давай-ка на салазки

Да с полюса, как с горки, вниз лети

До Мурманска, а хочешь до – Аляски. .

Он у моря – как язык.

Он берега лизать привык,

И пляж в часы прилива

Он вылизал на диво. (Залив).

Он ведет из моря в море

Он не широк – всего верста,

И в нем, как в школьном коридоре.

И шум, и звон, и теснота. (Пролив).

Задание на Дом.

Параграф30. стр.102 шаг за шагом.


Вы читаете: Конспект урока по географии “Острова и полуострова. Рельеф дна мирового океана” 6 класс